светлана терехина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Прозрачное — непрозрачное»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
«Прозрачное – непрозрачное»
Автор: Терехина С. И., воспитатель высшей квалификационной категории
На основе рекомендаций Н. М. Крыловой
Задачи:
Закрепить знания детей понятия «прозрачное – непрозрачное».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе „Прозрачное — непрозрачное“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивать умения выдвигать гипотезу, искать пути ее решения, доказывать свою точку зрения.
В настольных играх соблюдать правила, проявлять выдержку, терпение.
Предварительная работа:
• В индивидуальных беседах, в разных режимных моментах (во время утреннего приема, прогулки и т. д.) обсудить с детьми проблему «прозрачности – непрозрачности», заставляя мыслить самостоятельно, не давая готовых решений.
• Перед прогулкой, предложить детям поиграть после прогулки в любимые настольные игры. Распределить игры между детьми.
Ход занятия:
Дети после дневной прогулки играют в пальчиковые игры. Воспитатель подзывает их к себе.
Воспитатель:
- Кто знает, какой сегодня день недели?
Дети: Пятница
- А сейчас день, утро или вечер?
Дети: День
Воспитатель:
- Откуда вы сейчас вернулись?
Дети: С улицы.
Воспитатель:
-Какая на улице была погода?
Дети: Пасмурная.
Воспитатель:
- А может быть сейчас, пока вы раздевались, выглянуло солнце?
Дети смотрят в окно, определяют, изменилась погода или нет?
Воспитатель:
- Как же вы узнали, что солнце еще не выглянуло?
Дети: Мы посмотрели
Воспитатель:
-Куда посмотрели? (недоуменно)
Дети: В окно
Воспитатель:
- В окно! (пауза, смотрит на закрытую дверь в спальню) А интересно, в спальне свет горит или нет?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Так посмотрите так же, как в окно!
Дети: Нам не видно!
Воспитатель: (задумчиво)
- В окно видно, а через дверь не видно? И через стенку не видно? А в окно видно? (пауза)
- Чем хотели заняться в группе? Играть в настольные игры, это увлекательное занятие, не будем тратить время и отправляемся в дорогу! А на чем мы с вами поедем, или полетим, а может, поплывем? Я предлагаю выбрать тот вид транспорта, который начинается со звука «С»
Дети: Самолет!
Ребята «летят» в группу и по дороге останавливаются у дверей в умывальную комнату.
Воспитатель:
- Интересно, а в умывальной свет горит или нет? А как узнать?
Дети: Открыть дверь!
Воспитатель:
- Интересно, окно открывать не надо, чтобы увидеть, а дверь надо!
Дети: Через окно насквозь видно. Окно прозрачное, а дверь не прозрачная.
Воспитатель, выслушав ответы детей, подводит итог вышесказанному.
- В окне стекло прозрачное, а дверь – непрозрачная, она сделана из дерева, она деревянная. Почему в окно видно?
Дети: Стекло прозрачное!
- Почему через дверь невидно?
Дети: Дверь непрозрачная, деревянная!
Воспитатель:
А сейчас, давайте проверим столы. Столешницы у них прозрачные или нет? Как вы думаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей, наблюдая за их действиями.
Воспитатель:
- Кто из вас может доказать, что столешница непрозрачная!
Если дети сами не смогут найти способ доказательства, показать решение.
Воспитатель:
- Поставим под стол игрушку, а теперь посмотрите на столешницу – видите ее? Как вы считаете, какая столешница?
Дети: непрозрачная.
Воспитатель (подводя итог) :
- Значит, мы решили, окно – прозрачное, дверь непрозрачная и столешница тоже непрозрачная.
- А теперь вспомните, чем мы хотели заняться перед обедом?
Дети: Играть.
Воспитатель:
- А в какие игры?
Дети: В настольные.
Дети подходят к столу с играми.
Воспитатель:
- Кто хотел играть в эту игру? (показывает коробку с индивидуальной игрой) Иди мыться и после начнешь играть. Кто хотел в домино играть? С кем ты договорился? Как будешь играть?
Ребенок: Честно, по правилам.
Воспитатель:
Идите умываться, после начнете игру.
Дети начинают играть. Содействовать каждой подгруппе в организации игры. Ведущий и игре с правилами должен четко, считая вслух, показать карточку: «Раз, два, три, картинку назови», тот, у кого она на большой карте, называет картинку, забирая ее. Если играющий пропускает такую возможность, ведущий, действуя по правилам, кладет карточку вниз стопки других карточек.
Возле стола воспитателя стоит стул, на стуле сидит Мишка, рядом детский стол, на котором стоят две стеклянные банки и игрушка – колокольчик. Во время игры, Мишка разочарованным тоном сообщает, что никак не может спрятать колокольчик от медвежат в банке. Воспитатель, поддерживает диалог с Мишкой, обещая подойти к нему и разрешить возникшую проблему, а пока продолжает координировать игру воспитанников. Когда первые ребята, играющие индивидуально, завершают игру, педагог приглашает их помочь Мишке.
Воспитатель:
- Мишка давно уже пришел. Он очень расстроен, а почему, мы сейчас у него узнаем.
Мишка:
- Играли мы с медвежатами, хотел я колокольчик в банку спрятать, а у меня ничего не получилось. Медвежата его сразу находили, да еще и посмеялись надо мной.
Воспитатель (ставит колокольчик в банку) :
- Почему Мишка не может спрятать игрушку в банку? Какая банка?
Дети: Прозрачная.
- Докажи Матвей Мишке.
Матвей: В банке видно, что лежит, банка прозрачная.
Воспитатель:
- А вода прозрачная или нет? Как узнать? (выслушать предположения детей) Давайте нальем воду в одну из банок и опустим в нее колокольчик. Кто Мишке расскажет, что мы делаем и зачем?
Дети рассказывают Мишке, что сделал воспитатель.
Мишка (радостно) :
- А я знаю! Банка прозрачная, вода прозрачная и молоко тоже прозрачное!
Воспитатель (обращаясь к детям) :
- А вы как считаете? Кто считает, что молоко прозрачное встаньте с этой стороны, а кто считает, что нет, здесь. Вы попробуйте доказать, что молоко непрозрачное (дети формулируют гипотезу)
Мишка:
- Я все равно считаю, что молоко прозрачное.
Воспитатель:
- Нужно Мишку убедить. Одни слова не помогают. Давайте проверим. Если в банку налить молока, будет видно игрушку или нет?
Воспитатель медленно наливает молоко в банку, колокольчик скрывается.
Воспитатель (изумленно) :
- А где колокольчик?
Дети: В молоке не видно, оно непрозрачное.
Если дети попросят еще раз, то можно налить молоко в другую банку до половины фигурки.
Воспитатель:
- А почему сейчас колокольчик видно?
Дети: Молоко непрозрачное, а банка прозрачная, видна та часть, которую молоко не спрятало.
Воспитатель:
- В этой банке, почему видно колокольчик?
Дети: вода прозрачная, банка прозрачная.
Воспитатель:
- Как вы думаете, прозрачную воду можно сделать непрозрачной? Как?
Дети выдвигают гипотезы – добавить в воду краску, варенье, кофе и пр.
Мишка:
- Вы меня запутали. Вначале доказывали, что вода прозрачная, а сейчас утверждаете, что она может быть непрозрачной.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Мишке и с этой задачей разобраться.
Дети высказывают мнение, формулируют предположения.
Педагог повторяет опыт, размешивая в воде краску и пряча в нее колокольчик.
К этому моменту вокруг воспитателя собирается почти вся группа. Дети закончив играть в свои настольные игры подходят к Мишке.
Мишка:
- Я все понял, но мне надо медвежатам рассказать про прозрачное. Сам я выбирать не умею. Пусть ребята мне помогут и выберут прозрачные предметы.
Воспитатель:
- Поможем Мишке! Вон на том столе, лежат прозрачные и непрозрачные предметы. Выберите для Мишки прозрачное. Как вы узнаете, что предмет прозрачный?
Дети: Надо в него посмотреть, если через него видно, то предмет прозрачный.
Дети идут выбирать предмет, отдают его Мишке, объясняя, почему данный предмет можно считать прозрачным.
Минутка шалости.
Воспитатель:
- Хорошо получилось! Пойдемте, поговорим. В какие игры удалось поиграть? Кто сегодня был ведущим? Как считаешь, ты был честным ведущим? С кем ты играл? Вы соблюдали правила? Почему вы так считаете?
- А были в группе те ребята, которые Мишке помогали? Что хотел Мишка? Что надо было налить в банку, чтобы спрятать колокольчик? Почему? У вас есть предположения, как еще можно спрятать игрушку? Проверим в другой раз.