Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»

Елена Вихляева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»

Тема: «Весенние обычаи чувашского народа».

Цели: 1. Расширить знания детей о Чувашской республике, о чувашском народе,

населяющихПоволжье; Продолжать знакомить с народными традициями, познакомить с различными видами самодельных игрушек из природного материала. Формировать умение изготавливать птицу из сена. Развивать мелкую моторику рук.

2. Закрепить знания о быте, одежде чувашей;

3. Воспитывать у детей уважение к культуре народа,

познавательный интерес к родному краю. Вызывать интерес и любовь к чувашскому народному творчеству и рукоделию. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать

Словарная работа:

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей детского сада.

Материалы: образцы готовых изделий из сена, дерева, материала, ниток, нитки, ножницы.

Содержание организованной-образовательной деятельности.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Удач, успехов и везения!

Чтоб обрести сегодня вам

Прекраснейшее настроение!

Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме - в вашем детском саду. Ребята меня зовут Елена Евгеньевна. А как вас зовут? Давайте знакомиться.

(Встают в круг, берутся за руки)

Руку дружбы протяни,

Улыбнись и имя своё назови.

(Дети называют свои имена)

Сегодня я к Вам пришла в чувашском национальном костюме. Такие костюмы издавна носили чувашские женщины. Они очень славились своей красотой.

В знак нашей встречи я хочу подарить вам чувашские национальные головные повязки, которые называются - МАСМАК. (одеть повязку)

Я предлагаю Вам отправиться в прошлое чувашского народа и узнать как жили наши дедушки и бабушки, и как они встречали весну и праздновали этот праздник.

Но, чтобы туда попасть нужно сказать «волшебные слова»

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В древнем мире окажись.

- Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «салам» использовали только при вхождении в дом. (дети-гости рассаживаются) Мы рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник- гость в доме чуваша. «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашскийкрестьянин ставил на стол хлеб-соль и оставлял дом открытым: зайди, путник, отдохни, будь гостем, (рассматривание посуды, угощения)

-Посмотрите, что это за пташки? (на блюде выпечка)

(это жаворонки)

- И это не зря ведь,зима прошла! Пришло другое время года! Какое время года пришло к нам? Пришла весна! Ее приходу радовались от мала до велика! Мы сегодня узнаем как встречали весну наши дедушки и бабушки! Они верили в народные приметы и считали, что 22 марта – в день весеннего равноденствия на родину возвращаются из теплых стран птицы Жаворонки.

По прилету этих замечательных пташек определяли,когда можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря «Жаворонок небо пашет!» Причина кроется в полете этих птиц, сначала взмывает вверх, а потом падает вниз.

На «Жаворонков» обычно пекли из теста птичек, с распростертыми крылышками, как будто летящих, с хохолками. Затем птичек раздавали детям, а те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков а сними и весну!

В Чувашии, как и во всём многонациональном Поволжье дети ждут весну и зовут её.Дети читают заклички:

Жаворонки прилетите,

Студёнузиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подобрала,

И мякину подняла.

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся!

-Вот и мы с Вами, давайте превратимся в птичек и поиграем в чувашскую народную игру.

Подвижная игра: «Птички»

Чувашский народ не только любил играть и веселиться, но он еще был и трудолюбив. Он работал в поле, в лесу, вел домашнее хозяйство. А в свободное от работы время мастерил для своих детей игрушки из подручных, природных материалов, чтобы занять игрой своих детей во время своей работы.

-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю.

В давние времена,когда у детей небыло таких игрушек,как у вас,мастера-кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой,чем куклы,которыми вы играете сейчас.

Раньше игрушки делали из любых материалов,которые были под руками: тряпки и лоскутки,солома,береста,нитки и сено.

-Сегодня мы с вами станем мастерами-искусниками из древнего чувашского села и изготовим игрушечных птиц из сена. Работа эта не так проста,поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Для начала я вам предлагаю размять ручки и пальчики,чтобы вам было легче работать.

Пальчиковая гимнастика:

-А теперь я предлагаю вам одеть фартуки и завернуть рукава. Только теперь мы можем приступать к работе. Сейчас я вам покажу как можно сделать птицу своими руками из природного материала-сена.

(Выполнение работы детьми)

-Молодцы ребята! Вы сегодня замечательно работали! У вас получились очаровательные игрушечные жаворонки, красивые и аккуратные.

-Давайте мы их превратим в стайку и снова позовем к нам «Весну-Красну» и посадим на солнечную лужайку!

Жаворонки прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлебушек поела,

И соломку подобрала

И мякину подняла.

Уж вы, кулички- жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся!

(дети ходят по кругу с птицами в руках, затем сажают на «лужайку»(поднос).

Пришла пора возвращаться нам домой, детвора!

(дети встают в круг и говорят «волшебные слова»)

-Раз, два, три- покружись в настоящем окажись. (дети кружатся, проговаривая слова)

Итог: В путешествии мы были.

Ничего мы не забыли?

Руку дружбы протяни,

Что запомнил, расскажи!

-Что Вам понравилось в путешествии?

-Что нового вы узнали сегодня о чувашском народе?

-Как называется весенний праздник у чувашского народа?

-Чем славится чувашский народ?

(ответы детей)

Публикации по теме:

Формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных.

Игровая ситуация по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Весенние цветы» Тема: Весенние цветы. Цель: Формировать представление об изменениях природы с наступлением весны, познакомить с первыми цветами «первоцветами».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» Работу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Быт и традиции ненецкого народа» (средняя группа) Программное содержание: 1. Познакомить детей с традициями ненецкого народа. Уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме. Познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Доктор Витамин» Цель: дать детям знания о том, что в овощах и фруктах содержится много полезных витаминов и какую пользу нашему организму приносит употребление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Моя семья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды Конспект занятия по ознакомлению с.

Конспект занятия «Обычаи и традиции казахского народа» Технологическая карта ОУД в группе: «» Дата. 15г. Вариативный компонент Тема: «Обычаи и традиции казахского народа» Программные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» Тема: «Транспорт» ЗАДАЧИ: - закреплять знания о разных видах транспорта; - развивать умение выделять общие и отличительные признаки предметов;.

Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа» Подготовительная группа Цель: - Познакомить детей с праздником «Наурыз». - Раскрыть его значение, смысл. - Сравнить празднование «Наурыза».

Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа» Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 15:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки