Теплова Надежда
Конспект занятия по познавательной деятельности «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по образовательной области
«Познание объектов живой и неживой природы» экспериментальное занятие в подготовительной группе на тему «Мир камней».
Тема: «Мир камней»
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Мир камней“» размещена в разделах
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Формировать у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам.
Интеграция образовательных областей:
-художественно-эстетическое развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-физическое развитие.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие: учить работать с новыми природным материалом как камешки, развивать художественный вкус.
Познавательное развитие : познакомить детей с различными видами камней. Простые и ценные камни в природе. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Учить классифицировать камни по различным признакам.
Речевое развитие : развивать речевую активность, расширять словарный запас. (коллекция, коллекционер, лаборатория, различные названия камней)
Физическое развитие: развивать двигательную активность, развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения.
Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности :
-наглядные: просмотр картинок, камней, схемы.
-словесные: вопросы к детям, рассказывание, беседа.
-игровые: Гномы четырёх стихий, физкультминутка, создание игровой ситуации.
Планируемые результаты:
-проявляет инициативу и самостоятельность;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, опытах, экспериментах.
-умеют выражать свои мысли и желания;
-развита крупная и мелкая моторика, тактильные ощущения.
Демонстрационный материал: различные виды камней, картинки, игрушки-гномы, изделия из камней.
Раздаточный материал: камешки, лупы, бумага, вода, песок.
Оборудование: столы для детей, глобус, микроскоп, музыкальный центр, таз с водой, таз с песком, шкатулки с холодными и теплыми камнями.
Предварительная работа: Сбор коллекции камней. Рассматривание иллюстраций книг, журналов, фотографий. Чтение сказок «Три поросёнка», «Каменный цветок». Беседа о различных увлечениях, профессиях. (геолог, археолог, каменщик)
Логика образовательной деятельности.
(Эмоциональный настрой детей) Воспитатель :
Солнце не небе проснулось,
Нам ребята улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем!
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, глядя на вас, догадаться о наших увлечениях?
А какие у вас увлечения?
Ответы детей.
Вос-ль: У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть увлечение – это коллекционирование. Вы знаете что это?
Ответы детей (собирание чего-либо)
Что я коллекционирую, вы догадайтесь, если отгадаете загадку :
В серёжках у мамы, огнём не горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет!
Он может быть мелкий –в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой- одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответ детей (камень)
Ребята. а что вы знаете о камнях?
Ответы детей (из них строят дома.)
Вос-ль : Не так уж вы много знаете. Я собрала целую коллекцию камней. И со своим друзьями Гномами хочу вам её показать.
Моим друзьям гномам, уже много лет,но ведут себя как маленькие дети, постоянно спорят между собой кто из них самый главный и самый важный. Давайте попробуем мы разрешить их спор.
Дети : Конечно разрешим!
Вос-ль: Мои друзья Гномы устроили здесь целую лабораторию по изучению камней, доказывая что именно их камни самые лучшие.
А вы знаете что такое лаборатория?
Ответы детей.
-Вос-ль : -для работы в лаборатории нужно знать правила. Не шуметь, запоминать свои наблюдения, без разрешения не трогать ничего.
Вос-ль : (подходят к первому столу, где расположены речные и морские камни. Их встречает гном Воды)
Знакомьтесь первый Гном Стихии Воды. Он уверяет что он самый могучий на всей планете. Ведь большая часть нашей планеты покрыта водой и под её толщей скрываются несметные богатства покрытые многовековой тайной. (Вос-ль показывает на глобусе, океаны и моря,которые покрывают нашу планету) На морском дне лежат не только различные камни, но и окаменелости. По которым учённые могут изучать древний мир.
Давайте посмотрим на камни морские и речные. Чем они отличаются?
Ответы детей (Морские камни более округлые и крупные, речные маленькие и неровные)
Вос-ль : а как вы считаете (указывая на морские камни. они всегда были такой формы?
Давайте потрогаем их на ощупь. Какой секрет вы ещё раскрыли?
Дети : Морские камни гладкие, речные неровные и мелкие.
Вос-ль : а давайте попробуем их намочить.
Вос-ль : что произошло?
Дети отвечают (камни поменяли цвет, стали яркие и красивые)
Ребята. а вы встречали такие камни? Где? Может кто знает как они называются?
Ответы детей.
Вос-ль : такие камни называют галькой.
(обращает внимание на окаменелости малюсков, червей ит. д.) Вода в реке постепенно вымывает почву и на поверхности оказываются не только различные виды камней, но и много всего интересного. Так что Гному Стихии Воды спасибо, но нам пора дальше.
(Дети подходят к другому столу, где их встречает гном стихии Огня)
Вос-ль : Знакомьтесь. Этот гном любит горячо поспорить. Ведь он же Гном Стихии Огня! Он считает что он самый главный! Благодаря его температуре на нашей планете образуются такие виды камней как гранит, базальт.
Давайте попробуем сжать гранит. Получается?
Дети трогают,сжимают гранит.
Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей (Гранит твёрдый, тяжёлый)
А вы гранит раньше видели?
На самом деле это самый распространенный камень на планете Земля. Ведь он составляет основу всех материков.
Давайте рассмотрим его в увеличительное стекло. Что вы заметили?
Ответы детей (гранит бывает разных цветов розовый, серый.)
Действительно гранит очень разнообразен по цветовой гамме и химическому составу Люди научились делать из гранита разные вещи.
(Вос-ль обращает внимание на изделия из гранита)
Кто хочет подержать такую вазу?
(дети поочерёдно трогают изделия из гранита)
Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей (гранит очень тяжёлый, крепкий.)
Вос-ль : в нашем городе много что сделано из гранита. Посмотрите на фото и попробуйте догадаться какие известные достопримечательности были сделаны из гранита.
(Воспитатель показывает фото гранитной набережной, памятник Петру 1 и др.)
Но есть у Стихии Огня и другие камни.
Когда извергается вулкан раскалённая лава вырывается наружу. Постепенно она остывает и меняет свой цвет. Превращаясь в какой цвет?
Дети : черный, серый.
Когда лава остывает, она не только меняет цвет но и твердеет. Превращаясь в лавовый камень.
Люди научились и из него делать различные сувениры.
(показывает изделия из лавы)
Вос-ль : А вот ещё камень вулканического происхождения. Рассмотрите его внимательно. Что заметили? Какой по весу. на ощупь.
Ответы детей
Действительно эти дырочки образовались в результате кипения и выделения различных газов. Но лава быстро остыла, возможно попала в холодную воду. И такой камень теперь называют пемза. Давайте вместе повторим это название.
Дети: Пемза
Вос-ль : А вот ещё камень чёрного цвета, который Гном Огня очень любит.
(Вос-ль показывает каменный уголь)
Давайте рассмотрим его в увеличительное стекло. Что вы заметили?
Действительно гранит очень разнообразен по цветовой гамме и химическому составу Люди научились делать из гранита разные вещи.
Кто хочет подержать такую вазу?
Какой вывод мы можем сделать?
Вос-ль : в нашем городе много что сделано из гранита. Посмотрите на фото и попробуйте догадаться какие известные достопримечательности были сделаны из гранита.
Но есть у Стихии Огня и другие камни.
Когда извергается вулкан раскалённая лава вырывается наружу. Постепенно она остывает и меняет свой цвет. Превращаясь в какой цвет?
Когда лава остывает, она не только меняет цвет но и твердеет. Превращаясь в лавовый камень.
Люди научились и из него делать различные сувениры.
Вос-ль : А вот ещё камень вулканического происхождения. Рассмотрите его внимательно. Что заметили? Какой по весу. на ощупь.
Действительно эти дырочки образовались в результате кипения и выделения различных газов. Но лава быстро остыла, возможно попала в холодную воду. И такой камень теперь называют пемза. Давайте вместе повторим это название.
Вос-ль : А вот ещё камень чёрного цвета, который Гном Огня очень любит.
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, глядя на вас, догадаться о наших увлечениях?
А какие у вас увлечения?
У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть увлечение – это коллекционирование. Вы знаете что это?
Что я коллекционирую, вы догадайтесь, если отгадаете загадку :
В серёжках у мамы, огнём не горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет!
Он может быть мелкий –в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой- одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ребята. а что вы знаете о камнях?
Не так уж вы много знаете. Я собрала целую коллекцию камней. И со своим друзьями Гномами хочу вам её показать.
Моим друзьям гномам, уже много лет,но ведут себя как маленькие дети, постоянно спорят между собой кто из них самый главный и самый важный. Давайте попробуем мы разрешить их спор.
Мои друзья Гномы устроили здесь целую лабораторию по изучению камней, доказывая что именно их камни самые лучшие.
А вы знаете что такое лаборатория?
-Вос-ль : -для работы в лаборатории нужно знать правила
Вос-ль : Знакомьтесь первый Гном Стихии Воды. Он уверяет что он самый могучий на всей планете. Ведь большая часть нашей планеты покрыта водой и под её толщей скрываются несметные богатства покрытые многовековой тайной. На морском дне лежат не только различные камни, но и окаменелости. По которым учённые могут изучать древний мир.
Давайте посмотрим на камни морские и речные. Чем они отличаются?
Ответы детей.
Вос-ль : а как вы считаете (указывая на морские камни. они всегда были такой формы?
Давайте потрогаем их на ощупь. Какой секрет вы ещё раскрыли?
Вос-ль : а давайте попробуем их намочить.
Вос-ль : что произошло?
Ребята. а вы встречали такие камни? Где? Может кто знает как они называются?
Вос-ль : такие камни называют галькой.
(обращает внимание на окаменелости малюсков, червей ит. д.) Вода в реке постепенно вымывает почву и на поверхности оказываются не только различные виды камней, но и много всего интересного. Так что Гному Стихии Воды спасибо, но нам пора дальше.
Вос-ль : Знакомьтесь. Этот гном любит горячо поспорить. Ведь он же Гном Стихии Огня! Он считает что он самый главный! Благодаря его температуре на нашей планете образуются такие виды камней как гранит, базальт.
Давайте попробуем сжать гранит. Получается?
Какой вывод мы можем сделать?
А вы гранит раньше видели?
На самом деле это самый распространенный камень на планете Земля. Ведь он составляет основу всех материков.
Давайте рассмотрим его в увеличительное стекло. Что вы заметили?
Действительно гранит очень разнообразен по цветовой гамме и химическому составу Люди научились делать из гранита разные вещи.
Кто хочет подержать такую вазу?
Какой вывод мы можем сделать?
Вос-ль : в нашем городе много что сделано из гранита. Посмотрите на фото и попробуйте догадаться какие известные достопримечательности были сделаны из гранита.
(вос-ль показывает фото достопримечательностей города)
Но есть у Стихии Огня и другие камни.
Когда извергается вулкан раскалённая лава вырывается наружу. Постепенно она остывает и меняет свой цвет. Превращаясь в какой цвет?
Когда лава остывает, она не только меняет цвет но и твердеет. Превращаясь в лавовый камень.
Люди научились и из него делать различные сувениры.
Вос-ль : А вот ещё камень вулканического происхождения. Рассмотрите его внимательно. Что заметили? Какой по весу. на ощупь.
Действительно эти дырочки образовались в результате кипения и выделения различных газов. Но лава быстро остыла, возможно попала в холодную воду. И такой камень теперь называют пемза. Давайте вместе повторим это название.
Вос-ль : А вот ещё камень чёрного цвета, который Гном Огня очень любит.
Вос-ль : как вы думаете что с помощью этого камня, который так пачкается можно делать.
Вос-ль : кроме рисования где используют каменный уголь?
Почему каменный уголь горит? Разве камень может гореть?
Вос-ль : Действительно каменный уголь это полезное ископаемое растительного происхождения. Древние растения папоротники, хвощи, пролежали в земле 350-250 млн. лет, спрессовались. И сейчас приносят огромную пользу людям.
А где ещё используют камни для обогрева? (вспомните свои дачи, бани)
Вос-ль: давайте сравним камни в разных шкатулках.
Что чувствуете?
(дети трогают холодные и тёплые камни)
Какой вывод мы можем сделать?
Вос-ль :Какое полезное свойство камней?
Ответы детей
Это хорошее свойство камней?
Спасибо гному Огня, но нам пора дальше.
Вос-ль : Смотрите гном Огня на прощание хочет нам подарить простые карандаши. Да ведь это не простые карандаши. А графитные.
Вос-ль : Графит это тоже камень, но мягкий и не так пачкает руки. Художники очень любят такие карандаши. (можно посмотреть разницу между графитным и простым карандашом)
Вос-ль : Обязательно ещё порисуем
А сейчас давайте сами превратимся в гномиков.
(Физ. минутка " Раз сидел весёлый гном)
Вос-ль :А вот нас встречает гном Земли. Он тоже считает что он самый главный, ведь в недрах земли или даже на её поверхности спрятаны огромные сокровища, которые гном охраняет, но с некоторыми сегодня поделится. Посмотрите какая красота! (показывает аметист, янтарь, кварц, малахит, сердолик).Что можно из таких камней сделать?
Вос-ль: попробуйте догадать ся где настоящий камень, а где подделка.
Вос-ль ; давайте приглядимся на фото и попробуем догадаться какие камни были использованы про строительстве данного собора. (Можно смотреть на подсказку с названием камней)
Вос-ль можно часами любоваться красочными камнями нашей земли, в все что находится на ней например горы. Откуда я привезла этот аметист.
Давайте отправимся к самому молодому гному. Гному стихии Воздуха. Чем же он нас сможет удивить?
Гном воздуха говорит что он самый сильный. Что даже горы он постепенно стачивает сильным ветром и дождем. Посмотрите что осталось от его проделок. (Показывает фото причудливых форм горной породы)
Вы убедились что ветер сильный?
Посмотрите что он сделал с этим камнем. (воспитатель каждому на ладошку сыпет песок с камня)
Ну вот наш гном озорник сегодня ночью поднял в воздух целую пылевую бурю. И засыпал песком часть камней. Надо приложить не мало усилий чтобы попытаться что-то здесь найти. Какие профессии людей вы знаете,которые помогли бы нам найти затерянные камни.
Давайте мы сейчас с вами побудем археологами и геологами и поможем гномам найти свои камни.
Вот мы побывали у моих помощников гномов. Кто из низ самый важный и главный?
Что нового вы узнали о камнях?
Как отличить настоящий камень от фальшивого?
Тонут ли камни в воде?
Ребята вам понравилась моя коллекция камней?
А что больше всего понравилось?
А кто нам сегодня помогал?
А что вам подарили?
А кто хочет тоже заняться коллекционированием камней?
Вос-ль : В заключении давайте полюбуемся готовыми изделиями из разных камней!
Дети любуются произведениям из камня : шкатулки, зверюшки. Различные украшения.