Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Известняк в нашей жизни»

Тарасова Елена
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Известняк в нашей жизни»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель – Тарасова Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Василёк»»

МБДОУ «Детский сад «Василёк»»

МИХАЙЛОВ, 2019г.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе „Известняк в нашей жизни“» размещена в разделах

- Рассматривание известняка с оттисками ракушек, водорослей, аммонитов в научном Центре, подвести детей к выводу, что известняк – это останки морских животных и водорослей.

- посадка растений;

- смешивание песка, цемента, мела с водой;

- работа с цементом с разными фильтрами.

ЦЕЛЬ. Создать условия для воспитания гордости за свою Малую родину, за «необходимость» известняка и производства цемента для всей России. Расширять экологические знания детей на примере регионального компонента.

Образовательные задачи

- Познакомить детей с ролью известняка в жизни человека, который люди используют для своих целей с давних времён.

- Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о цементе, известняке, умение обследовать их и называть свойства.

- Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умению определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

- Расширять экологически ценные контакты детей с растениями, объектами неживой природы.

- Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

Развивающие задачи

- Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

- Развивать наблюдательность, любознательность, способность устанавливать простейшие связи и закономерности.

- Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.

Воспитательные задачи

- Воспитывать заботливое отношение к природе и окружающему миру.

- Вызывать эмоциональный отклик во время наблюдений и экскурсий.

- Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.

- Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости из большого древнего города Рязань. Поздороваемся с ними, улыбнёмся, уверены, что они с нами не только не заскучают, но и узнают много интересного (дети здороваются).

Воспитатель. Давайте расскажем гостям, чем знаменит наш Михайловский район. И это, поверьте, не только Михайловское кружево. Послушайте шуточное стихотворение:

Мы знаем, Бог мир сотворил,

И, чтобы было всем не тесно,

Его он щедро наградил

Запасами природными несметными:

Где нефть и газ, где лес, руда,

Где золото, алмазов груда,

И получилось как-то так.

Что нам достался известняк.

Рассматривание известняка

Воспитатель. Известняк относится к таким полезным ископаемым, по которым можно восстановить древнюю географию, определить климат далёких времён.

Воспитатель. О чём рассказал известняк геологам, работавшим на нашей территории?

(Подвести детей к ответу - Геологи, установили, что давным-давно на территории Михайловского района было тёплое море)

Воспитатель. По каким признакам они это определили?

( Подвести детей к ответу - Только в море живут животные и растительные организмы: рыбы, рачки, улитки, кораллы и различные водоросли).

Воспитатель. А какое отношение имеют они к происхождению известняка?

(Подвести детей к ответу - Погибая, многие морские животные опускались на дно. Их скелеты накапливались и образовывали огромные слои отложений – известняков).

Воспитатель. Я могу лишь добавить, что формирование известковых отложений продолжается непрерывно, поэтому известняк считают неисчерпаемой породой.

При добыче известняка применяются несколько способов извлечения из земных недр. У нас это открытый карьерный способ, когда снимается верхний слой земли, растений, и производят взрыв. А потом с помощью бульдозеров и больших автомобилей транспортируют известняк на завод для дальнейшей переработки.

Просмотр видео добычи известняка

Воспитатель. Но экологи, как правило, очень не любят карьеры, и мы узнаем почему, если правильно соберём запрещающие знаки.

Проводится подвижная игра «Собери запрещающий знак»

(На полу хаотично обратной стороной разбросаны части знаков. Каждый знак с обратной стороны имеет один цвет. Дети бегают под музыку и с окончанием её берут одну часть знака и объединяются по цвету. Переворачивают и собирают знак, как пазлы. Затем проговаривают, что обозначает данный знак:

- Вырубаются деревья,

-Возникает постоянный шум от работы карьерной техники,

- Регулярные взрывы сотрясают землю.

- Пыль оседает в радиусе нескольких километров от места добычи известняка.

Воспитатель. Главными физическими свойствами известняка являются долговечность, прочность, однородность структуры. Его можно пилить, резать и колоть в любом направлении, обрабатывать на токарном станке или вручную, воплощая любую архитектурную задумку.

- Я приглашаю вас в фотогаллерею, в которой мы увидим, как люди нашей большой планеты много веков назад прославили, простой с виду и неприхотливый в обработке, известняк чуть ли не во всех архитектурных формах.

Фотогаллерея

Его использовали при строительстве египетских пирамид (пирамида фараона Хеопса) (блочный известняк).

Греки сотворили настоящие шедевры искусства - античные скульптуры

Во Франции находится Собор Парижской богоматери.

Шедевром архитектуры является Беленская башня (Лиссабон)

Одно из чудес света - Великая китайская стена,

собора святого Павла в Ватикане.

Древняя Москва называлась Белокаменной. Множество московских церквей и других зданий строились из белого камня – известняка.

После войны с Наполеоном, чтобы увековечить это событие, было решено возвести храм Христа Спасителя.

Воспитатель. А как же известняк применяется в настоящее время? Поможет нам тактильная выставка, где почти каждый предмет вы можете взять в руки, пощупать, погладить, узнать и назвать его, а также объяснить его применение.

Выставка

( на выставке представлены всевозможные изделия из пластмасс: трубы, линолеум, черепица, кафельная плитка, минеральная вата и мн. другое; кримплен, зубная паста, крема для обуви, чистящие порошки)

Воспитатель. Послушайте информацию из серии «Это интересно». Известняк используется очень широко. Он не вызывает аллергию и является единственным материалом, имеющим 100% защиту от радиации.

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в наш научный Центр.

(дети проходят в Центр)

Воспитатель. Вернёмся к шуточному стихотворению. Помните, как оно закончилось?

… и получилось как-то так,

Что нам достался…

Дети произносят хором. Известняк.

Воспитатель. Люди, что наш район тогда заселили,

Быстренько мамонтов всех истребили.

Задумались, как дальше быть,

Нельзя ж в пещерах вечно жить.

На камушек белый, посмотрев поутру,

Решили, не пропадать же добру.

Надкусили зубами смело,

Покрутили и так и эдак,

Молотком по нему постучали,

Короче, сделали анализ.

И обрадовались:

«Эврика, братцы!

Из этого камня цемент получится классный!»

Подучились, оборудование установили

И завод цементный открыли.

На территории нашего района находятся огромные залежи известняка, которые после обжига и помола образуют в смеси с водой цемент. Он намного прочнее многих видов цемента. И получил название ПОРТЛАНД-ЦЕМЕНТ. В 1929году (90 лет назад) начал работать первый цементный завод в Михайловском районе «Спартак». Сейчас производят цемент два завода «Евроцемент» и Серебрянский цементный завод «БАЗЭЛ». И потребность в нашем цементе только растёт. Почему же он так ценится? Мы тоже, как первобытные люди в шуточном стихотворении, проведём анализ, но не известняка, а цемента.

Опыт №1

(Дети достают сосуды с песком, цементом, мелом, которые предварительно смешивались с водой, наблюдают, что изменилось за несколько дней:

песок осел на дно сосуда, мел также осел на дно стакана, цемент превратился в твёрдый монолит)

Воспитатель. Вот поэтому роль цемента в современном строительстве очень велика, его ничем невозможно равноценно заменить. При этом цемент остаётся относительно простым, универсальным и дешёвым веществом.

Ребята, мы, конечно же, знаем, где применяется цемент.

(Подводит детей к ответам - строительство зданий, дорог, космодромов, плотин, столбов для передачи электроэнергии и т. д. и т. п.)

Воспитатель. Но производство цемента оказывает непосредственное влияние на окружающую среду. Цементная пыль, которая выбрасывается из дымовых труб, попадает в наши жилища, люди дышат этой пылью. Это проблема №1 в борьбе с загрязнением окружающей среды.

Опыт со снегом №2

Воспитатель. Действительно ли цементная пыль попадает на почву? Проведё м следующий опыт - перед нами два вида снега: один мы взяли около детского сада, то есть вдали от цементных заводов, другой – в непосредственной близости от завода. Растопим снег и посмотрим, какая вода чище.

(на спиртовках подогревается снег. Вода от снега, взятого с территории детского сада чистая, а вода от растаявшего снега, взятого в непосредственной близости от цементных заводов – с большим осадком)

Вывод: около цементных заводов снег, а, следовательно, и почва, грязные.

Опыт с растениями №3

Воспитатель. Растительность первой принимает на себя своеобразный «удар». Пылевые частицы приводит к ухудшению их жизненного состояния, что отражается в темпах роста и развития. Наиболее сильную нагрузку испытывает растительность, находящаяся вблизи завода, где наблюдается большое количество сухостоя, низкорослость, уменьшение количества молодых побегов, заметное изменение цвета хвои и малая густота крон).

Помните, недавно мы с вами сажали семена гороха, лука, укропа в два разных поддона. Я скрыла от вас тот факт, что в одном поддоне земля была экологически чистая, а вот во втором земля, взятая, как и снег, вблизи завода.

(Рассматривание ростков растений, сравнение, анализ, вывод)

Воспитатель. От цементной пыли страдают птицы и животные. Подумаем вместе, если трава, деревья пропитаны цементом, получат ли птицы, животные достаточно витаминов? (ответы детей). Поэтому и птицы, и животные будут больше обитать там, где растения более сочные.

Воспитатель. Цементная пыль очень влияет на здоровье человека.

Как же добиться, чтобы цементная пыль меньше попадала в окружающую среду? Для этого делают фильтры. Давайте и мы попробуем, действительно ли фильтры задерживают частицы цемента.

Опыт №4

(на рабочих столах стоят несколько стаканчиков с цементом, которые накрыты материалом, разным по плотности и толщине, в том числе сырым). Предварительно через трубочку в отверстии дети вдували воздух, образуя цементную пыль. Дети снимают фильтры, рассматривают их и приходят к выводу, что, чем плотнее и толще фильтр, тем меньше цемента распыляется в воздух).

Воспитатель. Цемент необходим людям, но, чтобы его производство не наносило ущерб окружающей среде, здоровью человека, обязательно нужно применять фильтры.

А сейчас я обращаю ваше внимание на мольберт, вы видите значок фотогаллереи, выставки изделий из известняка, экологических запрещающих знаков, научного центра. Пожалуйста, поставьте свою фишку около того знака, который оставил у вас большее впечатление и аргументируйте свой выбор.

(Дети расставляют фишки, объясняют свой выбор)

Воспитатель. Ребята, многие творческие люди нашли и другое применение цементу. Посмотрите, я залила цементом формы - цветы, цемент затвердел, и получились интересные фигуры в форме цветов. Чтобы наша жизнь не была серой, предлагаю вам в группе разрисовать эти цветы и на Международный женский день подарить мамам и бабушкам.

Публикации по теме:

«Конспект открытого занятия «Цветочная поляна» по проекту «Цветы в нашей жизни»«Конспект открытого занятия «Цветочная поляна» по проекту «Цветы в нашей жизни» Конспект открытого занятия «Цветы в нашей жизни» Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни» Конспект занятия по “ЗОЖ” в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование.

Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в подготовительной группе «Театры города Омска» Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в подготовительной группе «Театры города Омска» Цель: Формирование.

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе «У нас в гостях собачка» Конспект занятия по познавательной деятельности. Сенсорная культура и элементарные математические представления во 2- ой младшей группе.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие на планету Марс» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Путешествие на планету Марс» Цель: Закрепление.

Конспект итогового занятия по познавательной деятельности «Опасные ситуации в жизни ребенка» (младшая группа) Конспект занятия по познавательной деятельности (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА) Тема: Опасные ситуации в жизни ребенка. Цель: Учить представлять.

Конспект занятия по познавательной деятельности в группе детей с РАС «Зоопарк. Дикие животные» Конспект занятия по познавательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с РАСТема занятия: Зоопарк. Дикие животные.

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух, свойства воздуха» Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Задачи: 1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную.

План-конспект занятия по познавательной деятельности «Поможем Незнайке. Органы чувств» в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города.

Тематическое занятие в подготовительной группе «Праздники в нашей жизни. День матери» Подготовила: воспитатель МБОУ СОШ № 3 г. Беслан ГПД: Дзантиева Рита Таймуразовна Цели: Познакомить детей с государственным праздником нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Известняк в нашей жизни»
Опубликовано: 29 января 2019 в 13:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД