МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы «Маленькие тайны снежной страны»

Валентина Козлова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы «Маленькие тайны снежной страны»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы «Маленькие тайны снежной страны»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представление детей о снеге (способ его образования, каким бывает в разных погодных условиях)

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы „Маленькие тайны снежной страны“» размещена в разделах

Расширять и конкретизировать представления о снежинках (разнообразие форм, постоянное количество лучей, неповторимость узоров)

Уточнить, как у снега появляется белый цвет (слой снега теряет способность пропускать солнечный свет, он его отражает)

Развивающие:

Развивать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности

Развивать умение сравнивать, делать выводы

Развивать умение работать в группе

Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивая других, высказывать свое мнение окружающим

Воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы

Вызвать радость от открытий, полученных в ходе исследовательской деятельности

Коррекционные:

Активизировать и обогащать словарь прилагательных (снежинка какая? -)

Совершенствовать координацию движений, умение переключаться с одного вида движений на другой вид

Согласовывать употребление качественных прилагательных женского рода единственного числа с существительным

Совершенствовать умение отвечать на вопрос кратко и полно, вести диалог

Предварительная работа: беседа о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе (снегопад, метель, рассматривание иллюстративного материала по теме «Зима» (зимние пейзажи, рассматривание снежинок через увеличительное стекло на прогулке, проведение опыта «Испарение воды», наблюдение за снегом в разных погодных условиях.

Оборудование и материалы: Мультимедийная система; презентация; схема «Как образуется снег», материалы для исследовательской деятельности: мозаика с шестигранными деталями, схемы для конструирования снежинок разных форм; картинки с изображением разных снежинок (полные и разрезанные на 4 части, обруч цветной, снежинка с диаметром 38 см, материалы для экспериментирования: бумажная салфетка, белый лист, плёнка, лист цветной бумаги, аудиозапись «Звуки природы – хруст снега»; сода пищевая, баллончик с пеной для бритья – для изготовления искусственного снега.

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются. Далее встают в круг вместе с воспитателем.

Вос-ль:

Сейчас

Головки ваши будут думать,

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить,

Ручки будут трогать,

Глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, дети улыбаются.

Вос-ль: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: сейчас зима.

Вос-ль: Вам нравится зима?

Дети: Да, нравится.

Вос-ль: Что можно делать зимой?

Дети: Зимой можно кататься с горки на санках, можно играть в снежки, можно лепить снеговика, строить снежную крепость и т. д.

Вос-ль: Что вам для этого нужно? (для зимних игр и забав).

Дети: Нам нужен снег.

Вос-ль: Присаживайтесь на стулья.

Слайд 1 -Раздаётся сигнал о получении сообщения (космическая музыка)

Вос-ль: Ребята, нам на почту пришло сообщение. Давайте посмотрим на экран.

Слайд 2 - На экране инопланетянин.

Звукозапись «Здравствуйте, ребята! Я – инопланетянин с планеты Марсар. Меня зовут Космикс. Пролетая мимо вашей планеты, я заметил, что она изменила свой цвет. Очень много белых пространств. Старейшие жители моей планеты рассказывали мне, что на вашей планете сейчас зима. Зимой у вас холодно, и идёт снег. Наша планета находится далеко от Солнца. У нас тоже холодно, но никакого снега у нас нет. Помогите разобраться, почему так? Очень хочу узнать, что такое снег?

Вос-ль: Ребята, поможем Космиксу?

Дети: Да

Вос-ль: Нам предстоит разгадать тайны снежной страны и узнать всё о снеге.

Вос-ль: Как мы сможем Космиксу всё, что узнаем, рассказать?»

Дети: написать письмо и рассказать о снеге, нарисовать рисунок, снять видео, пригласить его в гости.

Вос-ль: Лучше всего будет снять видео, в котором мы сможем ему всё рассказать о снеге. Согласны?

Дети: Да

Вос-ль: Тогда начнём. Ребята, скажите, что такое снег?

Дети: Снег – это много снежинок, снег – это замёрзшая вода, кристаллики льда.

Слайд 3 – Зимний пейзаж

Вос-ль: Снег – это много-много красивых снежинок, падающих высоко с неба на землю. Снег ложится на деревья, на крыши домов.

Вос-ль: Давайте узнаем, как образуется снег.

Встают, подходят к фланелеграфу.

Схема «Как образуется снег»

Из всех водоемов (рек, озер) испаряется вода.

В виде пара вода поднимается высоко в небо.

Пар охлаждается и превращается в маленькие ледяные кристаллы.

Эти кристаллы соединяются и образуются снежинки.

Снежинки собираются в тучи и падают на землю.

Вос-ль: Что нужно для образования снежинок?

Дети: вода и холод.

Вос-ль: Космикс сказал, что на его планете Марсар холодно, а снега нет. Почему?

Дети: Там нет воды.

Вос-ль: Может на его планете идти снег?

Дети: Нет

Вос-ль: На один вопрос мы нашли ответ. Теперь продолжим дальше разгадывать снежные тайны.

Дети присаживаются на стулья у экрана.

Секрет 1

Слайд 3 «Какие бывают снежинки»

Вос-ль: Снежинки могут быть разной формы

Снежинки могут иметь форму – пластины, столбики, иглы, звёзды, ежи, снежинки неправильной формы. Форма снежинки зависит от погодных условий.

Давайте подойдём к столу и попробуем сделать разные снежинки. Ледяной кристаллик имеют вот такую форму. Как называется эта геометрическая фигура?

Дети: это шестиугольник.

На столе – шестиугольники белого и голубого цвета.

Вос-ль: Пробуем получить снежинку-столбик. Как мы будем соединять кристаллы? (ставим шестиугольники друг на друга, далее – снежинка - пластина (ставим шестиугольники

вокруг центрального, снежинка – звёздочка (присоединяем лучики).

Секрет 2

Слайд 4 – Звуки природы «Хруст снега»

Вос-ль: Давайте погуляем по снегу. Какой звук вы услышали?

Дети: Снег хрустит.

Вос-ль: Почему снег хрустит?

Дети: У снежинок ломаются лучики, льдинки ломаются.

Вос-ль: Давайте соберём снежинки из кусочков (частей).

Секрет 3

На полу обруч, вокруг на полу изображения 6 снежинок (картинка вниз, в центре обруча части снежинок. Каждый ребёнок подходит к обручу, садится.

Вос-ль: Посмотрите на снежинку в центре круга и на свою снежинку. У кого есть похожая?

Дети: ответы – у меня нет.

Воспитатель меняет снежинку в центре круга и задаёт аналогичный вопрос.

Вос-ль: Какой вывод мы сделаем?

Дети: В природе нет одинаковых снежинок.

Секрет 4

Вос-ль: Сколько лучей у снежинки, посчитайте.

Дети: 6 лучей.

Вос-ль: Вывод: Большинство снежинок-звёздочек шестилучевые, но иногда бывают снежинки неправильной формы с 12-ю лучами (показ картинки)

Секрет 5

Вос-ль: Скажите, какого размера снежинки?

Дети: Снежинки маленькие

Вос-ль: Правильно. Но иногда на землю падают снежинки огромного размера. Самая большая – 38 см в диаметре (показ снежинки).

Физкультминутка «Снежинки»

Снежинки, снежинки, по полю летят,

Лёгкий бег по кругу, движение мягких рук перед собой

Снежинки, снежинки, на землю хотят,

Приседают, взмахи руками вверх-вниз

Но ветер все дует сильней и сильней,

Встают, махи руками над головой влево-вправо

Снежинки кружатся быстрей и быстрей.

Кружение на месте, руки в стороны

Вдруг ветер притих, стало тихо кругом,

Замирают на месте

Снежинки слепились в один снежный ком.

Собираются вместе в центре.

Игра с мячом «Какая снежинка»

Вос-ль: (в руках снежинка) У меня снежинка… А какая снежинка у тебя, Коля? ….

(подбор прилагательных к слову «снежинка») ледяная, белая, колючая, легкая, падающая, блестящая, холодная, маленькая, шестиугольная, тающая, пушистая, красивая, летящая, невесомая, колкая, крохотная, мокрая.

Дети переходят к следующему столу, садятся на стулья

Секрет 6

Вос-ль: Мы с вами на прогулке рассматривали снежинки через лупу. На что они были похожи? Дети: На ледяные звездочки.

Вос-ль: А какого цвета ледяные снежинки7

Дети: Они прозрачные

Вос-ль: Если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из них получается белый цвет у снега?

Дети: выслушать предположения детей.

Вос-ль: Проведём эксперимент. Снежинки – это льдинки. Нам понадобится тоненький лед. А мы сможем использовать его в теплой комнате?

Дети: Нет

Вос-ль: Почему?

Дети: Он растает.

Вос-ль: Тогда нужно заменить его чем-нибудь похожим.

Воспитатель обращает внимание на те предметы, которые лежат на столе.

Посмотрите на эти предметы и выберите, что больше похож на лед? (Дети выбирают из трех предметов – салфетка, пленка, белый лист).

Чем похожа пленка на лед?

Дети: Она гладкая, прозрачная.

Вос-ль: Давайте посмотрим через плёнку на вещи. Видно? А теперь положите ее не цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе?

Дети: Нет.

Вос-ль: Почему?

Дети: Она прозрачная.

А теперь давайте сложим нашу льдинку в несколько слоев, приложим к цветной бумаге.

Посмотрите, изменилось ли что - нибудь? Плёнка стала не совсем прозрачной.

Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок.

Воспитатель показывает много маленьких кусочков плёнки.

Теперь полученные кусочки соберем вместе (сыпем в кучку).

Посмотрите, что произошло?

Дети: Появился белый цвет

Вос-ль: Почему так произошло. Я раскрою вам секрет. Большой лист прозрачной плёнки пропускает много лучей света, а отражает мало. Когда маленькие кусочки сложили в беспорядке в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны. А солнечный свет белого цвета, поэтому и снег белый.

Рефлексия.

Вос-ль: Мы закончили видеозапись. Наше занятие подошло к концу наше занятие. Чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мы снимали видеописьмо для инопланетянина с планеты Марсар. О чём мы рассказывали в нашем письме?

Ответы детей.

Вос-ль: Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего?

Вос-ль: Я приготовила сюрприз для вас. В этой коробке набор для изготовления искусственного снега. Мы в группе ознакомимся с ним и можно будет вместе с письмом отправить его Космику

Дети прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Конспект НОД в форме квеста по познавательному развитию «Мы друзья леса» для детей логопедической подготовительной группы «Мы друзья леса». Игра – квест (для детей логопедической, подготовительной к школе группе). Подготовила: Пешехонова М. Ю. воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект занятия по познавательному развитию «Собираем урожай» для детей старшей группы Цель: Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Задачи: Обучающие: - образование существительных.

Конспект занятия по познавательному развитию «День рождения Деда Мороза» для детей старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «День рождения Деда Мороза» для детей старшей группы Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Желание участвовать в творческих проектах, фантазию, память и речь, воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов»Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие". Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы «Маленькие тайны снежной страны»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 17:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД