Конспект занятия по ФЦКМ на тему «Перелетные птицы» в старшей группе

Маркова Евгения Владимировна
Конспект занятия по ФЦКМ на тему «Перелетные птицы» в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ)

на тему: «Перелетные птицы» в старшей группе

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3.Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материалы: иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, люди собирают урожай).

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).

- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).

- Ребята, посмотрите, к нам прилетели птицы, давайте узнаем, какие это птицы, что они хотят сказать. Птицы, расскажите о себе.

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

- Послушайте, пожалуйста, как кукует кукушка. (аудиозапись). Вы, наверное, слышали голос этой птицы, когда бываете в лесу или в деревне.

- Давайте послушаем вторую птицу:

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

- Послушаем, как поет ласточка. (аудиозапись). Ребята, вот так щебечет ласточка.

- Что расскажет третья птица:

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

- Вот такой звук издает аист. (аудиозапись)

- Ребята, как вы думаете, о чем же мы с вами мы будем говорить сегодня? птицах).

- Правильно, но чтобы узнать о них больше посмотрим на экран. (Просмотр презентации)

Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (Ответы детей.)

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином в виде треугольника, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы)компаний не признают: летят в одиночку. Знаете, ли вы, куда птицы улетают? (Ответы детей)

2. Основная часть занятия.

Физминутка. (Загибаются пальцы обеих рук)

Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,

Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка

Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.

Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,

Сонная головушка. Эта – стриж,

Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. (Руки за спину)

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки. Ребята, я вам перечисляю птиц. Когда я называю перелетных птиц, мы летаем, а когда называю зимующих, мы приседаем на корточки.

Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5- 6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто улетел». Давайте назовем всех птиц. Вы закроете глазки, и одна птица улетит на юг, когда вы откроете, то должны угадать, какая птица улетела на юг.

Например: на юг улетел журавль.

Упражнение «Скажи одним словом».

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).

У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

- Ребята, теперь я вас приглашаю сесть за столы. У каждого из вас на столах разложены разрезные картинки птиц.Ваша задача: собрать картинку и назвать птицу. Будьте внимательными, потом расскажете, какую птицу собрали, перелетную или зимующую.

3. Анализ занятия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Самым активным ребятам я даю призы.

Я хочу подарить вам вот эту книгу «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: 1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы». 2. Развитие и обогащение словаря 3. Формирование четкости и связности высказывания.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами. Задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» ВидеоКонспект НОД по аппликации в старшей группе «Перелетные птицы. Жаворонок» Видео Цель: Закреплять и расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания). Задачи: Углублять интерес детей о весенних.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ на тему «Перелетные птицы» в старшей группе
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 20:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День игры-ходилки на МААМ

Несмотря на бурное развитие технологий, классические игры-ходилки по-прежнему прочно занимают свою нишу среди детских развлечений. Благодаря своим простым правилам и занимательному игровому процессу, они...

26 октября. День родословной культуры

С древности многие народы хранят традицию помнить свою родословную до седьмого поколения. Праздник «День родословной культуры» — это хороший повод поговорить с детьми о семейных ценностях и вместе...


Горячие темочки