Людмила Басова
Конспект занятия по познавательному развитию «Род и родословие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию «Род и родословие» в подготовительной группе.
Цель: Закреплять представления о родственных отношениях.
Задачи:
Образовательные
-формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Род и родословие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
-развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
-развивать связную речь,
Воспитательные:
-воспитывать интерес к прошлому;
-воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности:
Двигательная: динамическая пауза «Собрались все дети в круг», физминутка «Семейная зарядка» Коммуникативная:ответы на вопросы,ситуативный разговор. Музыкально – художественная:слушание песни «Семейный альбом» (сл. М. Танича, муз. Д. Тухманова). Чтение: стихотворение «Семья», отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная»,пословицы о семейных традициях. Оборудование: ИКТ, презентация «Род и родословие».
Ход НОД:
1. Вводная часть (мотивационный момент(4-5 мин.) :
Воспитатель:- Ребята, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:-Послушайте стихотворение «Семья»
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья — это дом,
Садик мой за окном,
И семья — это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ - наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается.
2. Основная часть(20 мин.)
Воспитатель:– Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья (ответы детей)
Воспитатель: - Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. Воспитатель:-Что такое родословная (ответы детей) Воспитатель:- У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. Воспитатель:-А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так,а не иначе (ответы детей) Воспитатель:-Это всё из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по-другому, родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. Воспитатель:- Начало образования семьи пошло от первобытных людей. Воспитатель:-Давным – давно возникли разные символы рода, например фамилии…. Фамилия- семейная реликвия. Слово «фамилия» означает «семейство», наследственное имя семьи. Фамилии на Руси появились в эпоху Петра І. Их стали употреблять, чтобы лучше различать людей. Антропонимика – наука, изучающая имена людей, их происхождение. Воспитатель: -Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Таких родовых имен, т. е. фамилий вначале не было. Почему? (ответы детей) Воспитатель:-В древности человечество было очень малочисленным. Люди жили в крошечных поселениях и все хорошо знали друг друга. Достаточно было запомнить личное имя, и его уже не спутаешь ни с кем другим. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. В первую очередь фамилии, или точнее родовые прозвания, появились у людей знатных - бояр, князей, богатых купцов. Например, князья Галицкие, Шуйские, Волынские, Ростовские. Это еще не фамилии, а указание места, откуда они, какими землями владеют. Воспитатель: -Некоторые фамилии образовались от личных имен: Иванов, Петров, Минин, Данилов, Марьин. Это значит, их далеких предков звали Иван, Петр, Данила, Марья. Воспитатель:-Многие фамилии происходят от названий национальностей или мест, откуда пришли люди, где жили: Горки- Горский, Мстиславль - Мстиславский, Кривичи- Кривицкий. Часть фамилий указывает на профессию, род занятий, который был у первых представителей рода: Бронников (оружейники, Резников (мясник-резник, Фурманов (фурман-извозчик, Мечников (мечник-воин). Многим людям прошлых веков давались имена и прозвища, произошедшие от названий зверей, насекомых, растений: Волков, Медведев, Зайцев, Уткин, Комаров, Бобров, Мухин, Малинин. Интересны фамилии, которые дают представление о пище, одежде, орудиях труда, предметах домашнего быта: Кашин, Похлебкин, Кулешов, Ковригин, Дрожжин, Лаптев, Телегин, Шубин. Воспитатель: - Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека. А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (ответы детей) Воспитатель:- Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вашей семьёй. В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет собственную историю. Значит, история семьи является частью истории страны. Легко ли составить родословную своей семьи? (ответы детей) Воспитатель:- Это очень трудно. Посмотрите какие бываю виды родословной. Воспитатель:– Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи? (ответы детей)
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель:- Послушайте песню «Семейный альбом» (сл. М. Танича, муз. Д. Тухманова). Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.
Воспитатель:-Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная».
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один)
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
Воспитатель: -В каждой семье есть свои традиции. Слово «традиция» в переводе с латинского языка означает «передача». Традиции - это то, что в нашей жизни передается от одного поколения к другому, от старших к младшим. Семейные традиции - великая ценность, наше духовное богатство. Их нужно бережно хранить. Воспитатель:-Ребята, а в вашей семье, есть семейные традиции (ответы детей) Воспитатель: - Послушайте пословицы о семейных традициях:
• «На что клад, когда в семье лад».
• «Дети не в тягость, а в радость».
• «При солнышке тепло, при матери добро».
• «Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».
• «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
• «Вся семья вместе, так и душа на месте».
• «Дерево держится корнями, а человек семьей».
• «Коли внучек маю, так и сказки знаю».
• «Не прячь свои неудачи от родителей».
• «Родителей чти — не собьешься с истинного пути».
• «В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».
Воспитатель:- Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
3. Итог (рефлексия) : Воспитатель:-Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили (ответы детей) Воспитатель:- Что интересного вы узнали (ответы детей) Воспитатель:– Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи (ответы детей) Воспитатель: -Ребята я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят и ждут, заботятся, приходят на помощь, хочется, чтобы и вы ценили своих близких, не огорчали их, заботились о них.