Евстафиади Софья Георгиевна
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ (ИКР, ресурсы) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
с использованием технологии ТРИЗ (ИКР, ресурсы)
Тема: «Путешествие в горы»
Цель Расширять познавательный кругозор детей. Подвести к умению применять знания в проблемных ситуациях; развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать понимание необходимости бережно относится к природе и заботится о ней.
Материал и оборудование
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ (ИКР, ресурсы) в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Демонстрационный обруч с привязанным воздушным шаром к середине или большой обруч или веревка для имитации воздушного шара; лупа, 2 колбы; картинки с изображением дупла, берлоги, куста, земли; картинки с изображением животных (медведь, заяц, белка, червяк и др., 2 картины с изображением леса и горная со скудной растительностью. Кубики (можно цветные) для сложения «Пирамиды" земля, растительный мир, животный мир, воздух, человек.
Раздаточный блокнотики (или листы – планшеты с записями №опытов, карандаши или фломастеры, пистолет, кукла, скакалка.
Ход занятия
В. Ребята, какое у вас настроение? Покажите. Теперь покажите вы сильные. Потянитесь к солнцу. Улыбнитесь друг другу. Замечательно. А вы смелые ребята? А дружные? Любознательные? Любите природу? Хотите ее изучать? Вот и отлично. Именно такими должны быть юные натуралисты. Вы знаете кто это?
(Версии детей.)
Ребята натуралисты – изучают природу, мир. Вы согласны сейчас превратиться в натуралистов? А куда же мы можем отправится? (Версии детей)
В. Предлагаю вам путешествие в наши прекрасные горы. Но так как мы будем изучать природу гор, попробуем узнать кто главнее – человек или природа, то нам понадобится оборудование. Какое, выберите сами.
(На столе лежат лупа, блокнотики, карандаши, колбочки, сумка, мел, спички, бутылка молока (или стаканчики) скакалка, пистолет, кукла, машинка. Дети выбирают, что им надо для путешествия и объясняют для чего каждый берет блокнотик, фломастеры в сумку кладут колбочки, мел, лупу.) Воспитатель берет молоко «на всякие случаи»
В. Итак, мы подготовились. Но на чем мы можем отправиться в путешествие?
(Версии детей)
(ИКР)Давайте отправимся на воздушном шаре (выбирается идеальный конечный результат).
(Дети берутся за обруч и передвигаются по группе, где все оборудовано под горный пейзаж, с использованием картин, искусственных деревьев, камней, листа бумаги в виде речки.)
В. Ребята, наш шар поднялся высоко. Взгляните вниз, что вы там видите?
Например
– Я вижу внизу горную бурную речку.
– А я пасущихся на равнине овец,
– Я вижу орла, который парит над землей и т. д.
В. Пора приземляться, приседаем медленно, шар пошел на сложение. Все. Выходите. Посмотрите, какая вокруг красота! Прислушайтесь, что вы слышите?
(Звучит диск «Голоса природы» шум реки, пение птиц). (Дети называют)
(Подводит детей к реке; оформление по усмотрению педагога, но, чтобы была вода в емкости)
В.Ребята, посмотрите, какая речка? Отметим в своих блокнотах, что она бурная. Каким значком можно отметить? А почему, как вы думаете?
В. Какого цвета вода? (Версии детей) Проведем опыт.
В. Давайте убедимся, что вода бесцветная. Наберем в колбочки (стаканчики) в одну воду, в другую молоко (вот оно и пригодилось). Нарисуем фломастером на листе бумаги какой-нибудь рисунок. Теперь поставим на рисунок колбу с водой. Рассмотрим сверху картинку. А теперь колбу с молоком. Что вы обнаружили?
(Дети делают выводы)
Отметим в блокноте значком наш вывод вода прозрачная (например, красным фломастер линию толстую зачеркнуть, т. е. нет цвета, прозрачность)
В. Отлично! Ребята, а если нам надо перейти речку, а моста нет. Что мы можем сделать?
(Версии детей)
В. Хорошо, но давайте, отправимся дальше. Посмотрите, здесь чьи-то домики. Как вы думаете, кто из животных мог здесь жить?
(Дети подходят к изображениям дупла, берлоги, земли, куста прикрепляют картинки животных, выбирая их общей массы, которые могли там жить. Можно, чтобы дети называли словесно).
Ребята, а сейчас я буду задавать вам вопросы о животных и птицах, а вы находить отгадки среди картинок, приготовьтесь
– У кого из этих животных и птиц кормом являются мыши? (Лиса, сова, филин)
– Кто живет высоко в горах? (Тур)
– Кто из животных спит зимой?
– Кто летает высоко над горами (Орел)
В. Ребята, посмотрите на эти изображения Что вы на них видите? В чем разница? Почему в горах не могут расти такие могучие деревья? Как могут приспособиться деревья, чтобы расти на скалах?
В. Ну что, мы еще не все выяснили о природе в горах? Тогда давайте, отправимся дальше.
(Воспитатель с детьми находят разбросанный мусор банка, бумага, пластиковая бутылка и т. д.
В. Ребята, а что это? Как вы думаете, кто это мог оставить? Правильно ли это? Что будет с природой, если все будут оставлять мусор? Давайте выработаем правила поведения в природе
(Дети разбирают карточки из набора, что можно делать и что нельзя в природе нельзя сорить, разжигать неправильно костер, оставлять мусор и
т. д.
В. Ребята, а как все же развести костер, если у нас нет спичек? (а есть лупа, сухие веточки) (ИКР, ресурсы)
– Что делать, если мы проголодались, а продуктов нет?
В. Ребята, наша земля славится своими целебными родниками. Вода в них чистая, вкусная. Как вы думаете, почему вода в родниках чистая? Давайте проведем опыт? Вода попадает в почву и проходит очень много слоев, очищаясь, прежде чем мы попьем родниковую воду. Проведем опыт:
В пластиковую бутылку (у бутылки срезано горлышко, закручено)слоями выложить
траву, чернозем, глину, песок, гальку
Выливаем из бутылочки воду с мелкими соринками, в многослойную бутылку. Смотрим результат вода вытекает чистая.
Дети сами должны сделать выводы и умозаключения (педагог лишь направляет.)
В. Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться, путешествие наше подходит к концу. Конечно, мы еще много раз будем путешествовать, чтобы узнать много интересного. Но ответьте, пожалуйста, на вопрос. «Человек – это царь природы или ее дитя?»
(Детские выводы)
В. Давайте проведем опыт. Посмотрите, у нас есть кубики, мы их используем для нашего опыта. Итак, из чего состоит природа? Выложим пирамиду.
Земля, растительный мир, животный мир, воздух, человек, как венец природы.
Как вы думаете, что произойдет, если вдруг не станет земли?
(Детские ответы)
Воспитатель убирает один кубик, пирамида рассыпается.
Вывод погибнет растительность, животные, человек.
В. А если вдруг исчезнут животные?
(Детские версии ответов)
Убирается кубик – животный мир, пирамида рассыпается.
Вывод животные необходимы для природы, если исчезнут животные, то человек исчезнет. Значит, человек дитя природы и должен жить по правилам природы, не вредить, а помогать природе.
(Можно использовать цветные, сразу определяя, что обозначает цвет). В Итак, ребята, сядем на наш воздушный шар и вернемся в дс.
(Дети берутся за обруч, и двигаются по группе в то место, откуда начали движение. По сигналу воспитателя «спускаемся» – дети приседают медленно).
В. Итак, путешествие наше закончено. Посмотрите в свои блокноты, сколько мы сделали интересных выводов. Что вам понравилось? Были ли трудности?