Тамара Заводнова
Конспект занятия по познавательному развитию «Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.
Развивающие задачи:
развивать географическое мышление, устную речь, умение систематизировать изученный материал;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обезьяны и мартышки. Конспекты
- Обезьяны, мартышки
- Темочки
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к диким животным, уважительное и бережное отношение к природе;
формировать умения видеть красоту в разнообразные африканские ландшафты.
Ход занятия
1. Воспитатель читает:
Приплыл по океану
Из Африки матрос.
Малютку обезьяну
В подарок он принес.
Сидит она, тоскуя
Весь вечер на пролет
И песенку такую
По-своему поет:
На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
(С. Маршак)
Обезьянка кукла или переодетый ребенок.
— Видите, ребята, какая не веселая песенка у обезьянки. Как вы думаете, почему ей грустно?
Дети: «Она тоскует по Африке».
«Ей очень хочется на свою Родину».
Воспитатель: «Почему обезьянка хочет вернуться в Африку?»
Дети: «Там она родилась. Обезьянка – теплолюбивое животное. В Африке растет много необычных растений, плоды которых любят обезьяны. В нашей стране холоднее. В зимний период все растения перестают расти. Для обезьян здесь недостаточно корма. Питаться обезьяна может только с помощью человека».
Воспитатель: «В таком случае, давайте поможем обезьянке вернуться на Родину. Для этого нам нужно отправиться в далекую и жаркую страну – Африку.
Попробуете сначала ее найти на глобусе.
Как вы видите, изображая Африку, на глобусе использовали много желтого цвета. Что он обозначает? Африка – царство самого жаркого солнца горячего песка».
2. Игра «Летим на самолёте»
— На каком транспорте можно добраться до Африки.
Дети: «На корабле или самолете, потому что путь лежит через океан».
Воспитатель: «Путешествие по воздуху займет меньше времени, мы быстрее поможем обезьянке вернуться домой, поэтому и предлагают лететь на самолете».
Собираем чемоданы
И готовимся в полет.
Ждут нас сказочные страны
Африканский мир красот.
Когда в джунгли попадем
Обезьянке дом найдем.
Там где пальмы, там, где море
Где жила она на просторе.
Воспитатель предлагает занять места в самолете, пристегнуть ремни и приготовиться к полету. Звучит фонограмма «Шум взлетающего самолета», на экране появляется изображение летящего лайнера.
Воспитатель: «Наш самолет поднялся на высоту 30 тысяч километров. Температура за бортом самолета -70о, а у нас в салоне тепло и уютно. Совсем скоро мы будем на месте.
3. Демонстрация слайдов «Природные зоны Африки»
Африка – самый удивительный материк, расположенный на обе стороны экватора. Здесь большое разнообразие природных зон: пустыни, савана, горы и тропические леса.
В Африке протекают крупные реки, там много топких болот и крупных озер. Так как большая часть этого континента лежит между тропиками, то Африка является самым жарким континентом. Температура воздуха высока круглый год, а зима и лето отличаются только количеством выпавших осадков. Лето – это почти всегда сезон дождей, а зима – сухой период. Большая территория Африки испытывает недостаток влаги. В этих местах находятся пустыни и полупустыни, в том числе величайшая пустыня мира – Сахара.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
— Нам полет подходит к концу, самолет снижается для посадки.
На взлетную полосу сел самолет,
Вперед пробежал – и закончен полет.
Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
Наш самолет приземляется в африканском городе. Чтобы больше узнать об этой удивительной стране предлагаю совершить небольшое путешествие по Африке. Пересаживаемся в автобус и едем за город. Все реже и реже встречаются зеленые растения на нашем пути, их сменяют небольшие кустики и кактусы. Становится все жарче. Мы подъехали к Сахаре. Сахара – это самая большая пустыня мира.
— Что такое пустыня, как вы думаете?
(Пустыня от слова пусто, пустынно)
В пустыне дуют горячие ветры, и годами не бывает дождей.
— Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?
— Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками корни, которых достигают размера высоты 15-этажного дома.
— Зачем растениям такие длинные корни?
Дети: «Достать воду, которая глубоко под землей»
Воспитатель: «В пустыне есть не только растения, но и животные, которые приспособились к жаркому климату. Вот одно из них:
На спине своей всегда
Носит горб он или два.
И в пустыне ходит всюду
Все зовут его … (верблюдом).
Демонстрация иллюстрации или слайдов с изображением верблюда.
— Верблюда называют «кораблем пустыни»: движения у него плавные, раскачивающиеся, как у плывущего корабля.
— Почему верблюду не жарко в пустыне?
Дети: «Длинная густая шерсть защищает верблюда от лучей раскаленного солнца».
Воспитатель: «Ноги верблюда защищены копытами.
Для чего нужны копыта?»
Дети: «Что бы защитить ноги от горячего песка».
Воспитатель: «На ногах у верблюда широкие мозоли, что бы при ходьбе ноги не проваливались в песок. Предлагаю продолжить путешествие по Африке на верблюдах и пересечь Сахару.
Перед тем как отправиться в путь, нужно дать верблюдам много воды и корма. В горбу верблюда находятся запасы воды и жира, которые он будет расходовать в переходе по пустыне».
4. Физкультминутка «Верблюд»
Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги. На голове у каждого – мешочек с песком.
У верблюда два горба, -
Всё равно красивый.
Гордый, сильный, как всегда,
И неторопливый.
По пустыне он идёт
на высоких ножках,
Груз старается, несёт
и устал немножко.
Жарко в пустыне. Так жарко, что иногда на распаленных камнях можно поджарить яичницу.
— Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны?
Дети: «Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов».
Воспитатель: «Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра. После захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность».
— Но вот впереди виднеется небольшое озеро, берега которого покрыты зарослями цветущих кустарников и пальм – это оазис. (Показ иллюстраций).
5. Упражнение на релаксацию
Воспитатель: «Давайте укроемся от лучей палящего солнца, отдохнем в тени деревьев, поиграем».
Игра «Холодно – жарко».
— Представьте, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя руками, голову прижмите к рукам – грейтесь. Согрелись, расслабились. … Но вот опять снова подул холодный ветер…
(Повторить 2 раза)
—В оазисах часто растут пальмы, которые имеют сладкие вкусные плоды – финики. Финики очень питательные, их еще называют «хлебом пустыни».
В древности каждый арабский воин, отправляясь в поход, обязательно брал с собой два мешка фиников. Они служили ему незаменимым источником сил, энергии и выносливости. Так, что если вы чувствует, что очень устали – смело кладите в рот финики. Съедите несколько штук и взбодритесь. В конце путешествия мы все проверим это на себе.
6. — Ну, вот передохнули. Нас ждут автомобили, на которых мы поедим дальше. А впереди — Африканская саванна. (Демонстрация слайдов или иллюстраций).
— Чем покрыта земля в саванне?
Дети: «Травой и мелкими кустарниками».
Воспитатель: «Трава здесь густая: желтая, сухая, когда нет дождя и зеленая, сочная после дождей. Деревьев здесь почти нет, растут лишь акации с ветвями в форме зонтика и толстые баобабы. Это удивительные деревья. Их ствол достигает до 10 метров в диаметре. Что бы его обхватить нам нужно всем вместе с гостями взяться за руки. Ствол баобаба перенасыщен водой. Зачем это дерево накапливает воду?
Дети: «Чтобы не погибнуть от засухи».
Воспитатель: «Климат саван сезонный: засушливый период сменяется дождливым. В период засухи у баобаба в ход идут запасы влаги, дерево уменьшается в объеме, сбрасывает листву и очень быстро покрывается большими белыми цветами.
Животный мир саваны очень разнообразен. Нигде в мире нет такого обилия крупных животных как в африканской саванне.
7. Игра «Животные африканской саванны»
Мне хотелось бы узнать знаете ли вы животных Африки. Я вам предлагаю выбрать картинки тех животных, которые живут в Африканской саванне.
Карточки с изображением африканских животных выставляются на карте Африки.
8. Воспитатель: «Наше путешествие по Африке продолжается. Всеми оттенками коричневого цвета на карте изображены горы. Они возвышаются посреди открытого ровного пространства. Самая высокая из них — Килиманджаро. Вершина горы увенчана снегами и ледниками (Показ слайдов). С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям. На склонах гор растут фруктовые деревья: бананы, киви, манго, мандариновые и кофейные деревья. Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези и Лимпопо.
Посмотрите, куда они несут свои воды?
Дети: «В Тихий, Индийский океаны, Красное море».
Воспитатель: «По берегам этих рек так же растут лимонные и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Посмотрите, как повеселела наша обезьянка. Чему она так радуется?
Дети: «Она вернулась в джунгли, на Родину, здесь живут ее друзья».
Воспитатель: «Африканские джунгли – загадочный мир. Густые заросли, край мерцающих теней – необычные, неизученные места. Здесь больше света, тепла и воды, чем где-либо еще в Африке. Идеальные условия для растения. А они здесь повсюду. Сквозь густые заросли солнце до земли почти не доходит.
Огромные деревья переплетены между собой толстыми извивающимися лианами, на которых любят качаться обезьяны.
Если внимательно присмотреться к обезьянам, легко заменить, что их организм приспособлен именно к древесному образу жизни. Только там, на деревьях они чувствую себя легко и свободно. Благодаря своим длинным рукам и более коротким ногам, благодаря ладоням и ступням, одинаково ловко охватывающим ветки, обезьяны быстро передвигаются по лесу. На деревьях они находят себе пищу: плоды, листья, почки, насекомых, птичьи яйца. Там же обезьяны устраивают себе жилища, похожие на гнезда.
Каждый, кто видел обезьян, хотя бы на картинке, обращал внимание на необыкновенное сходство многих из них с людьми. Больше всего похожи на людей те, которых мы называем человекообразными: орангутанг, шимпанзе, горилла.
— Я вам предлагаю на минутку превратиться в обезьянок и изобразить их движения, гримасы.
9. Игра «Мартышки»
Мы – веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем, все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчики поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово «три»
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Дети гримасничают, изображают мартышек.
По окончанию игры обезьянка благодарит детей:
— Спасибо, что вы помогли мне вернуться домой в джунгли.
Воспитатель: «Нам пора возвращаться в детский сад. Сегодня мы совершили нелегкое интересное путешествие, многие узнали об удивительной земле под названием – Африка.
Что бы восстановить потраченные силы я предлагаю вам отведать вкусные питательные плоды финиковой пальмы.