Алия Насырьянова
Конспект НОД по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие на математической чудо-машине»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике в старшей группе : «Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ».
ЦЕЛЬ.
Побуждать детей решать задачи, используя различные ресурсы : решение логических задач, измерение величины, определение объёма жидких тел.
ЗАДАЧИ.
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,
Публикация «Конспект НОД по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе „Путешествие на математической чудо-машине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,
- Повторить порядковый и количественный счет в пределах – 7
- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,
-Вовлекать детей в театрализованную деятельность.
- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,
- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добрым поступкам. (не проходить мимо чужой беды,
Материал :
- Изображение математической чудо-машины на фланелеграфе.
- Чудо дерева с геометрическими фигурами.
- Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,
- Карточки-схемы геометрических фигур,
- Изображение репки,
- Шапочки двойки, пятерки, волка,
- Игрушки: Дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,
- Цифры от 1 до 10
- Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,
- Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.
Предварительная работа: решение логических задач, рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.
Ход занятия.
I ЧАСТЬ
Воспитатель:
Я беру Карандаши.
Вы считайте не спешите.
И внимательней смотрите
Красный, белый, черный, желтый, синий.
Отвечай - В руке моей
Сколько всех Карандашей?
Три стороны и три угла. Знает каждый дошкольник: Фигура называется. Конечно,. (треугольник) У цифры голова — крючок, И даже брюшко есть. Крючок похож на колпачок, И эта цифра. («шесть»)
В нем четыре стороны, Меж собою все равны. С прямоугольником он брат, Называется. (квадрат)
- Молодцы! Вы все загадки отгадали,и я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в сказочную математическую страну.
Вы согласны отправиться в путешествие? Отправимся мы в сказочную математическую страну на чудо-математической машине, но я не успела её построить, есть схема по которой вы сможете сами построить машину. Чтобы закончить постройку чудо машины я хочу убедиться, что вы хорошо знаете геометрические фигуры.
Таблица № 1
Квадрат траления, ромб, прямоугольник.
Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).
Таблица № 2
Квадрат траления, ромб, овал. Воспитатель: Какая фигура здесь лишняя? Почему овал на этой таблице лишний?
Таблица № 3
Воспитатель: Назовите пространственное расположение геометрических фигур на плоскости.
Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево с геометрическими фигурами, которое растет рядом с мастерской.
Воспитатель: У этого дерева мы возьмем фигуры, чтобы достроить машину.
Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры. Например: это квадрат, трапеция, треугольники, овалы, и. т. д. Опираясь на схему, достраивают «машину». Воспитатель с детьми выясняют какие геометрические фигуры использовали в постройке. (дети называют и показывают геометр. фигуры).
- Мы с вами отправляемся на нашей математической машине в путешествие, садитесь по удобнее и в путь.
II ЧАСТЬ.
Загадка.
«Протянута нитка, но клубок не смотать».
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где расположены полоски одинаковые по ширине, но разные по длине. Предлагаю детям расположить полоски от самой длинной, до самой короткой.
- Внимание. Мы с вами поедем не по самой длинной дороге и не по самой короткой и не по оранжевой. По какой дороге мы отправимся в путешествие?
(дороги длинная – красного цвета, чуть короче – оранжевая, голубя, короткая – желтая).
На экране появляются цифры от 1 до 7. Дети получают цифровые карточки. Дидактическое упражнение. «Назови соседа» ( например :ребёнок с карточкой цифры 4 называет соседей-3 и 5)
- Ну ка цифры в ряд стройтесь все подряд. (порядковый и обратный счёт).Затем воспитатель обращает внимание на девочку с шапочкой цифры – 2 .
- Что с тобой случилось,почему ты такая грустная?
- Меня дети в школе не любят, говорят, что я плохая оценка.
- Ребята давайте подумаем, как можно помочь цифре – 2. (дети – перевернуть и получится цифра – 5).
- Наше путешествие продолжается и по дороге мы встретили: на экране появляется «Лиса колобок»
- Как называется сказка? Как вы думаете, что сейчас произойдёт? Что вы посоветуете колобку, чтоб лиса его не съела. (надуться и стать огромным или наоборот стать как манная крупинка)
Воспитатель показывает изображение репки на доске. Обращает внимание детей на то, что репка выросла большая-пребольшая, выше забора. Предлагает придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке. Помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик. (задание счёт до – 10 и обратно выполняют дети сильной подгруппы).
- А если репка вырастет маленькая премаленькая, кто сможет её найти из герое сказки?
III ЧАСТЬ.
- На пути новое препятствие.
Загадка. «Стоит красавица высокая, стройная, на голове венок из облаков»
Воспитатель выставляет изображение гор, разной высоты. Предлагает назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.
- Мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через фиолетовую гору).
На экране картинка «луг».-
- Мы с вами опускаемся на луг, предлагаю отдохнуть.
Динамическая пауза
«Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим».
Воспитатель обращает внимание, как много цветов на лугу, берёт один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка.
- Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать.
- Как можно помочь Дюймовочке?
Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.
Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слово: мама. Дети читают
Выполнение дидактического упражнения. «Из какого окна вылетел шарик»
IV ЧАСТЬ.
Загадка.
«Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет» (Река)
Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.
Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).
На экране появляется Буратино (звучит музыка из фильма «Буратино»)
Воспитатель обращает внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашивает у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).
Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).
Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).
Волк : «Помогите мне, пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.
Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду? - Как будем помогать мерить воду?
Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.
Волк благодарит детей за помощь.
Воспитатель: «Пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад».
На экране появляются: Колобок, Дюймовочки, Буратино, Серый волк. Воспитатель предлагает назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Воспитатель: «В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже».
Итог:
- Ребята, как вы думаете, нужно ли вам продолжать учиться считать, измерять предметы, читать? Для чего вам нужны эти знания и умения?
Что вам больше всего было интересно и понравилось в нашем путешествии в «Математическую страну».