МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей с ОНР на основе лексической темы «Зоопарк»

Елена Афанасьева
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей с ОНР на основе лексической темы «Зоопарк»

Коррекционно- образовательные цели:

1. Уточнить и активизировать словарь по теме: «Дикие животные»

2. Совершенствовать грамматический строй речи :

закреплять умение образовывать и использовать в речи притяжательные

прилагательные, согласовывать существительные мужского и женского рода

с глаголами

в Р. п.

3. Автоматизировать правильное произношения сонорных звуков.

Коррекционно- развивающие цели :

1. Развивать умение :

-произвольно изменять темп речи;

Публикация «Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей с ОНР на основе лексической темы „Зоопарк“» размещена в разделах

-изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации;

-воспринимать различные эмоциональные состояния (печаль, радость, страх,

удивление.);

-развивать выразительность движений и мимики соображение.

2. Формировать навыки:

-восприятия и воспроизведения основных интонационных типов оформления

высказывания (повествовательного, вопросительного, восклицательного);

-распределения и воспроизведения логического ударения в предложении

(выделять голосом слово- носитель логического ударения);

ставить словесное ударение

3 Продолжать работу над :

физиологическими механизмами интонации (умением модулировать голос по

силе и высоте).

4. Вырабатывать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч, набирать

необходимое количество воздуха и рационально расходовать этот запас,

равномерно распределяя его на весь отрезок речи, заключенный между двумя

вдохами, делать вдох во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов.

5. Добиваться от детей посредством движений воспроизведения заданного

ритма (серии акцентированных и изолированных ударов).

Воспитательные цели:

Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность,

активность, инициативность.

. Предварительна работа:

-Чтение J1. Толстого «Слон», рассказов Б. Житкова «Про слона», «Как слон спас

хозяина от тигра», рассказов Е. Чарушина «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги

«Моя первая зоология»).

-Разучивание пальчиковой гимнастики «Где обедал, воробей?»

-Составление плана рассказа о животном.

4. Работа над умением произвольно изменять темп речи

Игровая ситуация: обезьяны очень любят передразнивать людей. Они

делают все наоборот. Превратись в капризную обезьянку. Если я буду

произносить предложение очень медленно, повтори его быстро. Если я

буду говорить быстро — повтори предложение медленно.

На картинке изображены. жираф, зебра, лев, слон, обезьянка, черепаха, крокодил, бегемот, попугай

Речевой материал: Это полосатая зебра. Вот ленивый бегемот. Здесь высокий жираф.

Это зеленый крокодил? Там огромный слон? Это хищный тигр?

Вот смешная обезьяна! Вот необыкновенный кенгуру! Это великолепный лев!

Важно: проговаривая фразы в разном темпе, не забывать применять правила интонационного оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.

5. Упражнение на развитие координации речи с движением, общих речевых

навыков,мелкой моторики рук.

Логопед:

Ребята, кто к нам прилетел? Дети:

Это же попугай Жак. Логопед:

Он хочет, чтобы мы с ним поиграли.

(логопед предлагает детям встать в круг и сделать знакомую гимнастику) :

Попугай зеленый Жак (дети ладонями отхлопывают ритмический рисунок фразы)

Носит шелковый пиджак (имитирующие движения,

Носит желтую манишку (отхлопывают ритм)

И пушистые штанишки (имитирующие движения).

Он летает, он считает (Загибают по одному пальчику на обеих

руках, начиная с больших, произнося глаголы и слово мастак.)

Он болтает и читает.

На все руки он мастак,

Попугай веселый Жак! (отхлопывают ритм)

б. Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, умения владеть своим

голосом (изменять его по высоте, изменять силу голоса)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что попугай- необычная птица. Он может

копировать речь человека.

Я сейчас произнесу фразу, а вы на выдохе, как попугайчики ее повторите:

-(вдох) К прыжку готовится, присев,

-(Незаметный добор воздуха) Огромный африканский лев.

Дети произносят потешку голосом средней силы, громко, шепотом,

беззвучная артикуляция,.

А теперь порычим, как настоящие африканские львы:

Р- Р- Р- Р- Р- Р- Р- Р- Р- Р-Р

Постепенное усиление и ослабление силы голоса.

Как рычит взрослый лев -низкий голос,

Как рычит львенок - высокий голос.

7. Упражнение для развития умения воспроизводить логическое ударение при

ответах на вопросы.

Логопед:

Сейчас ответьте на мой вопрос, голосом выделяя «важное слово»

Лев- царь зверей?- Лев- царь зверей.

Лев- царь зверей?- Лев- царь зверей.

Лев- царь зверей?- Лев- царь зверей.

8. Игра «Какие животные спрятались».

а) Развивать умение ставить словесное ударение.

Логопед:

- Ребята, сейчас мы сядем за столы и посмотрим на эту картинку.

Стае, кого ты видишь на картинке?

-Я вижу слона, зебру, кенгуру, льва.

- Ребята, произнесите названия животных, выделяя самый громкий слог.

Как по- другому можно назвать самый громкий слог в слове?

-Ударный

Ударный слог мы будем выделять голосом и ударом ладонями по столу, а

тихие слоги - хлопком в ладони.

Индивидуальные ответы детей (зеб-ра, кен-гу-ру, лев, слон)

Вы хорошо справились с заданием.

б) Упражнение для развития умения изменять основной тон высказывания.

Логопед:

Животные нашего зоопарка решили поиграть с нами в прятки.

-Никита, это чья голова?

- Это медвежья голова.

-Произнеси фразу с такой интонацией

(в качестве опоры логопед последовательно предъявляет пиктограммы,

выражающие различные эмоциональные состояния: страх, печаль, радость,

удивление, спокойствие, гнев.)

- Как ты произнес фразу?

- Удивленно.

-Это тигриное тело (сердито)

- Это лисий хвост (печально)

-Это заячьи уши (радостно)

-Это львиная грива. (Испуганно).

9. Работа над интонационной выразительностью повествовательного,

восклицательного и вопросительного предложения.

а)Ребята, я сейчас расскажу забавные истории о жителях нашего зоопарка.

Слушайте внимательно, если я о чем-то сообщаю, говорю спокойно, не торопясь,

немного понижая голос к концу предложения, вы поднимете карточку с точкой.

Если я говорю громко, эмоционально, повышая голос- вы поднимаете карточку с!.

Если я задаю вопрос, вы показываете?.

(стихи о животных)

б). Составление предложений к заданным схемам:

(Варианты ответов детей)

Медведь сидит на пеньке.

Мартышка висит на пальме.

Волк воет на луну.

Мартышка бросает мяч!

Бурый мишка сидит!

Волк воет громко!

Волк воет громко?

Обезьянка бросает мяч?

Детям предлагается составить предложения с вопросительным словом к схеме,

затем повторить фразу, выделяя повышением голоса вопросительные слова.

(Варианты ответов детей)

Что делает медведь?

Что бросает мартышка?

Как воет волк?

Кто живет в зоопарке?

Кто висит на пальме?

10. Игра- инсценировка на материале авторской сказки «Необычная лошадка»

(Л. А. Позднякова, Г. А. Османова).

В одном городе был маленький зоопарк.

Однажды хозяин зоопарка привез из далекой страны удивительное животное.

Это животное было похоже на лошадь: такая же голова, такое же туловище,

такие же ноги. Но все тело чудо-лошадки было покрыто полосками!

Хозяин зоопарка отвел необычную лошадку в вольер, где она могла гулять

вместе с другими лошадьми. Незнакомка скакала очень грациозно

Лошади с интересом и удивлением смотрели на нее. Наконец, самая

любопытная лошадка громко сказала:

-Голубушка, почему у вас такой странный костюм? Вы ведь лошадь? Для

чего эти полоски? И почему у вас такая короткая грива?

- Странный костюм? Вы так считаете? Я приехала издалека. Там, в

наших краях, все так выглядят. К тому же я не лошадь, я никогда не видела

лошадей!

-Она никогда не видела лошадей! А мы-то кто? Или вы нас не видите?

-Я прекрасно вас вижу. Но вы не представились,

-Я —лошадь! Настоящая, чистокровная лошадь! Об этом говорит весь

мой облик, от головы до кончиков копыт! Посмотрите на мой дивный

коричневый цвет, на мою великолепную гриву!

-Очень приятно! Теперь я представляю, какими должны быть лошади.

Вы очень красивы. Но я приехала из Африки, а там у многих жителей яркая

окраска. А грива мне совсем ни к чему, В такую жару, какая бывает в Африке,

длинная и густая грива будет приносить неудобства.

Услышав такой вежливый ответ, лошади стало стыдно за свою

грубость.

-Так как же нам вас называть?

-Я — зебра! Но если хотите, вы можете называть меня полосатой

лошадкой.

Вопросы и задания

• Что почувствовали обитатели зоопарка, впервые увидев зебру?

Покажите соответствующую пиктограмму.

• Вспомни разговор лошади и зебры. Как говорила лошадь? Каким был

ее голос? Как ответила зебра? Каким был ее голос?

•Кто из участников разговора говорил спокойно и вежливо, а кто

—нет?

Ребята, лошадка и зебра приглашают нас потанцевать. Давайте встанем в круг и

повторим за лошадкой и зеброй движения (дети «отстукивают» ритм ногами в

заданном темпе).

Серия изолированных ударов: ////;/ / /; / // / //;/// /// ///;

Серия акцентированных ударов: /-/-/-; /--/--/--;//--//--//. (где / громкий удар;

\

- тихий удар)

Сюрпризный момент.

Ребята, вы все очень понравились обитателям нашего веселого зоопарка, поэтому

лошадка и зебра вам подарят памятные подарки.

Публикации по теме:

«Найди ряд». Игра на развитие грамматического строя речи«Найди ряд». Игра на развитие грамматического строя речи Цель игры: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных местоимений и относительных прилагательных. Задачи:1. Учить.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей с ОНР на основе лексической темы «Зоопарк»
Опубликовано: 30 мая 2014 в 22:34
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД