Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень — щедрая хозяйка»

Алёна Приходько
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень — щедрая хозяйка»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

«Осень - щедрая хозяйка»

Цель: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года- осень. Учиться видеть красоту осенней природы, любить природу.

Образовательные задачи:

-Активизировать словарный запас детей, обогащать его именами прилагательными: разноцветные, ранняя, поздняя, золотая, большая, вместительная, тяжёлая, пёстрая.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы „Осень — щедрая хозяйка“» размещена в разделах

-Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных.

-Формировать умение употреблять в речи обобщающие слова : овощи, фрукты, урожай.

-Уточнить представление детей о месте произрастания овощей (огород) и фруктов (сад).

-Побуждать отвечать на вопросы предложением, а не словом.

Развивающие задачи :

-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание.

-Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать дружеские отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Предварительная работа:

-Рассматривание осенних пейзажей.

-Разгадывание загадок о овощах и фруктах.

-Рассматривание осенних листьев, определение принадлежности их разным деревьям.

-Заучивание стихотворения про осень.

-Чтение художественной литературы про осень.

Оборудование:

Слайды «осенних» пейзажей, овощи и фрукты, картинки с изображением листьев, деревьев, мешочек для овощей, корзина. 2 маленькие корзины, краски, фольга скомканная в форме листа, влажные салфетки, 2 листа бумаги с изображением ствола дерева, 2 мольберта.

Ход занятия:

Организационный момент.

Минута вхождения:

Посмотрите вы на нас!

Мы –ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

А ещё- умелые!

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, шить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите вы на нас!

Мы- ребята, суперкласс!

Ребята отгадайте загадку:

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?»- спросим мы.

Нам ответят: «Это (осень).

- Какой первый осенний месяц? (сентябрь)

-А как называется третий осенний месяц? (ноябрь)

-Второй осенний месяц (октябрь)

-Сколько всего осенних месяцев?

Ребята, а мы с вами выучили стихотворение про осень, давайте его расскажем (Дети по цепочки читают стихотворение В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где- то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто- розовый- кленовый.

Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы знаем об осени. Какие перемены принесла осень в жизнь природа? (презентация)

Слайд №1

Неслышно и очень осторожно наступила Осень в наши края, как будто боялась вспугнуть уходящее лето. Но настала пора напомнить о себе, так как пришло её время – пора желтых листьев, её щедрых подарков, затяжных дождиков и легкого прохладного ветерка.

В первую очередь Осень начала наряжать деревья.

Осень как нарядила деревья? (перекрасила в разные цвета).

Назовите цвета, в которые перекрасила осень.

Слайд №2

Листья на деревьях осенью очень красивые, а когда на них подует ветер они отрываясь от ветки начинают кружиться и медленно падать на землю.

Осенью земля на, что похожа? (на пестрый ковёр)

Скажите, а как называется явление природы, когда падают листья? (листопад)

Деревья постепенно теряют свой пышный наряд.

Слайд №3

Воздух становится прохладный, прозрачный. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длинные.

(Какие признаки осени вы ещё знаете)

По ночам бывают заморозки. Лужи затягивают первый тонкий лёд.

А сейчас немного отдохнём.

Проводится физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках)

Я вам сейчас раздам листочки, а вы попробуйте угадать, от какого они дерева. (дети рассматривают картинки и дают свои ответы. Дуб- дубовые, клён- кленовые и т. д).

Слайд №4

Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелётные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся.

(Куда прячутся насекомые)

Поэтому в поиске пищи птицы улетают.

(Куда улетают перелётные птицы)

Слайд №5

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках.

Кто это? (медведь и еж)

Три месяца- это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть. Накопить много жира, чтобы не замёрзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ёжик? (в норе)

Где будет спать медведь? (в берлоге)

Слайд №6

Но есть и животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Какие это животные? (лиса, волк и заяц)

Животные меняют шубки летние на зимние.

Какие у них шубки? (тёплые и пушистые)

А у зайца шубка не только теплее, но и другого цвета.

Какого цвета?

Почему белого? (чтобы спасаться от хищных животных)

Слайд №7

Ещё один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.

Кто это? (белка)

Белка летом, какого цвета была? (рыжая)

А к зиме окрас белки, какого цвета стал? (серый)

Для того, чтобы выжить в сильные морозы, белка должна усиленно питаться. Откуда зимой белке брать пищу? Об этом белки должны позаботиться осенью.

Как готовится белка к зиме? (сушит грибы, собирает орехи, жёлуди, ягоды)

Куда прячут белки свои запасы? (в дупло)

Слайд №8

Готовятся к зиме не только животные, но и люди. Люди одеваются теплее, чем летом.

Как меняется одежда человека осенью?

Почему?

Какую обувь используют в дождливую погоду?

Слайд №9

Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, на полях убрать пшеницу, рожь, овёс. В лесу собрать грибы и ягоды. Но осенью не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, петрушку и укроп. Таким образом, добрая, заботливая щедрая Осень наградила своими богатыми подарками: и природу, и лесных жителей, и людей, а также бесшумно и тактично напомнила им о предстоящей долгой зиме.

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал.

Вот кленовый,

Вот дубовый,

Вот рябиновый- резной,

Вот с берёзки- золотой.

Вот последний лист с осинки ветер сбросил на тропинку.

Ребята, вот и нам осень передала свои подарки.

Посмотрите на красивый, чудесный мешочек. Какой он? (большой, вместительный, тяжёлый) Что лежит в нём тот узнает, кто загадки угадает. Загадывание загадок о овощах и фруктах. (Дети достают отгадки фруктов и овощей).

Умницы. Все загадки отгадали, да вот только у нас беспорядок. Все овощи и фрукты перемешались. Давайте вспомним, где растут овощи и фрукты? Уберём их в корзинки. Помогите мне их положить. (дети раскладывают муляжи по корзинкам).

Молодцы, весь урожай собрали.

А сейчас мы тоже будем волшебниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила вам краски, бумагу. Будем украшать деревья необычным способом, а штамповать разноцветные листья. Но перед этим вы должны поделиться на две команды.

Посмотрите на штампики. На, что они похожи? (на листики). Берёте штампы, макаете в краску и прикладываете к бумаге.

Ребята, посмотрите, как красиво вы украсили деревья. Теперь зимой,когда нам станет грустно. мы можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени.

Итог занятия : Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными. Давайте ещё раз повторим приметы осени. (слайд №8) Что вам больше всего понравилось на занятие? А сейчас мы с вами пойдем на прогулку и ещё раз сможем полюбоваться красотой осенней природы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Осень золотая» для детей младшей группыКонспект НОД по развитию речи «Осень золотая» для детей младшей группы Тема: «Осень золотая» Задачи: расширять представления детей об окружающей природе; развивать художественное восприятие, внимание; формировать.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень» Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:1. Образовательные: Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки» Задача: Закрепление детьми знаний о русских народных сказках. Цели: Образовательная: познакомить детей со сказкой "Сестрица Аленушка.

Конспект занятия по развитию речи «Кошка с котятами» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Кошка с котятами» для детей младшей группы Тема: «Кошка с котятами» Задачи: знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить называть части игрушки, учить отвечать.

Конспект занятия по развитию речи «Коза с козлятами» для детей младшей группы Тема: «Коза с козлятами» Задачи: продолжать знакомить с внешними признаками козы, козлят; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень — щедрая хозяйка»
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 21:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД