Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Русская печь»

Наталья Киреева
Конспект занятия по развитию речи «Русская печь»

Конспект ООД по развитию речи на тему «Русская печь»

(Для детей подготовительной группы)

Подготовили: Бочарова Г. В. ,Киреева Н. Ю.

Декабрь 2020

Задачи:

Образовательные:

Знакомить детей с культурой своего народа, с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русскими народными играми.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Русская печь“» размещена в разделах

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью.

Развивающие :

Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей.

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, чугун, ухват, кочерга, шапочка-маска для р. н. игры, русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия

(Дети входят в зал. Их встречает хозяюшка в русском народном костюме.)

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!

По русскому обычаю хлебом-солью дорогих гостей встречаем, поклоном низким привечаем!

Хозяюшка: Милости прошу, гости дорогие, проходите в избу. Изба у меня небольшая, да красивая какая!

(Дети садятся на лавки.)

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

(Дети рассаживаются на свои места.)

Ребята, а что такое изба?

Дети: (это дом).

Хозяюшка: Правильно! Это старинное название деревенского дома.

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.»

Дети: печь.

Хозяюшка: Правильно, дети! Это печь.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужна печь в избе?

Дети: (чтобы в доме было тепло).

Хозяюшка: Да ребята, невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи. Печь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, для обогрева всего дома. Русская печь должна быть большой, как вы думаете почему?

Дети: чтобы в избе долго сохранялось тепло.

Хозяюшка: Ребята, а печь нужно была только для тепла?

Дети: (в ней готовили еду).

Хозяюшка: Верно ребята, использовали печь для разных нужд, для каких как вы думаете?

Дети: (для тепла, в ней готовили еду, спали на ней).

Хозяюшка: Правильно ребята, печь использовали для обогрева и для приготовления пищи, и для сна на ней, и даже для мытья.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно, только и слышно как дрова потрескивают.

Хозяюшка подходит к печке.

- Ой, кто это здесь лежит?

- Дети: котик.

- Ох, Васька проказник, ты куда забрался?

Хозяюшка: Ребята что делает кот Васька на печи?

Дети: греется.

Хозяюшка: Ребята, но ведь печка сама по себе не нагревается, что нужно сначала сделать, чтобы печка дала нам тепло?

Дети:(нужно её растопить).

Хозяюшка: Да, ребята, как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Весь день печка пыхтит-старается.

Что в ней ребята хозяйка варила?

Дети: (кашу, картошку, суп).

Хозяюшка: Правильно! В печи хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются.

Печка считалась – семьи кормилица.

Что ребята в старину говорили о русской печи?

Дети:

«Печь нам – мать родная».

«У печи всё красное лето».

«Печь - греет и варит, печёт и жарит.

«Печь накормит, обсушит и порадует душу!»

«Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони».

«Добрая- то речь, коль в избе есть печь».

Игра «Козел и ребята»

- Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята».

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него, и ведется диалог.

Козё л: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козё л: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козё л: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козё л: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козё л: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю! (Дети разбегаются.)

(Дети присаживаются на свои места.)

- Хозяюшка: Скажите ребята, кто кладет печь?

Дети:(Печник).

- Хозяюшка: Какой строительный материал использует печник, когда кладет печь в избе?

Дети: (Кирпич, глину)

- Хозяюшка: А теперь ребята давайте посмотрим, как устроена русская печь.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, что это такое?

(Воспитатель показывает на трубу.)

Дети:(труба).

Хозяюшка: Да ребята правильно это труба, а для чего она была нужна?

Дети: (из нее выходил дым).

Хозяюшка: Верно ребята, а от чего появлялся дым?

Дети:(от того что в печи горели дрова).

Хозяюшка: Да, ребята правильно, а куда же дрова закладывали?

Дети: (Ответы детей.)

Хозяюшка: Ребята, дрова закладывали в специальное место в печи, называется устье. Чтобы печь лучше топилась, брали березовые дрова, они давали больше тепла.

Ребята посмотрите, что у меня в руке?

Дети: кочерга.

Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, для чего нужна кочерга?

Дети: чтобы в топке угольки мешать.

Хозяюшка: Да ребята, для того, чтобы огонь веселей горел в печке, дрова ворошили кочергой.

Хозяюшка: Ребята что еще в устье ставили?

Дети: (кастрюли).

Хозяюшка берет чугун

- А это что такое?

Дети: чугун.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, для чего нужен был в то время чугун?

Дети: в нем варили каши, супы.

Хозяюшка ставит чугун на шесток. Ой, а как же поставить чугун, ведь в печке то горячо?

Хозяюшка: Ребята чтобы отправить чугун в печь нужен ухват.

(Хозяюшка берет ухват и отправляет чугун в печь.)

А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонкой.

Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье.

Ребята как вы думаете, для чего использовала это место хозяйка?

Дети: подпечье хозяйка хранила веник совок, кочергу.)

Хозяюшка: Подпечье используют для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и даже зимой в мороз кур под печкой держали.

- Наверху печи было особое место – лежанка.

Хозяюшка: ребята, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Хозяюшка: Правильно! Ещё при помощи печи, изгоняли хворь, например, простудные заболевания, грели спинки.

На печи ребята сушили не только одежду, а что ещё?

Дети: грибы, ягоды да лук.

- У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка!

Как вы думаете, зачем она была нужна?

Дети: (в ней сушили одежду).

Хозяюшка: Да, ребята правильно, в печурке сушили одежду и обувь.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» этот угол, был занавешен цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка. Как вы думаете, что там делала хозяйка?

Дети: варила еду, пекла хлеб, стряпала.

Хозяюшка: Ребята, а про печку есть и загадки. Отгадаем?

- Чего из избы не вытащишь?

Дети: (печь)

Хозяюшка: Зимой, нет теплей, а летом нет холодней.

Дети: (печь).

Хозяюшка: Без чего печь не затопить?

Дети: (без дров).

Хозяюшка: В чём варили кашу, щи в русской печи?

Дети: (в чугунке, глиняном горшке).

Хозяюшка: Чем вытаскивали горячий чугун из печи?

Дети: (ухватом).

Хозяюшка: Ребята, в каких сказках говорится о чудесной печке?

Дети: (Гуси-лебеди, По щучьему велению, колобок.)

Хозяюшка: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Хозяюшка идет к печке, принюхивается.

А вот и каша наша готова, ах как вкусно пахнет, ребята пока мы с вами беседовали, каша сварилась.

(Хозяюшка приглашает ребят за стол и угощает гречневой кашей.)

Хозяюшка: Ребята понравилось вам у меня в гостях?

Пора и честь знать. В гостях хорошо, а дома лучше.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речиКонспект занятия по развитию речи Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в лес»Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в лес» Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в лес». Цели: Развитие целенаправленной воздушной струи и речевого дыхания; Обогащение и.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект занятия по развитию речи «Звук» Занятие по развитию речи: "Звуки. " Цель и задачи: Познакомить детей с видами звуков и научить правильному произношению. Научить детей.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Мастер-класс по изготовлению реквизита «Русская печь»Мастер-класс по изготовлению реквизита «Русская печь» Мастер-класс по изготовлению реквизита для праздника или игры - русская печка. Для изготовления печи использовано три коробки: 1) большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Русская печь»
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 19:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД