МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление с окружающим миром и краеведение»

Татьяна Скрягина
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление с окружающим миром и краеведение»

Тема: «Бабушкины сказки»

Возраст: 5 – 6 лет

Время: 30 мин

Предварительная работа: чтение сказок «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка – ховрошечка», «Жихарка», «Жерновцы», рассматривание иллюстраций к ним. Экскурсия в краеведческий музей. Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Собери слова в пословицу», «Найди отгадку среди экспонатов».

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ознакомление с окружающим миром и краеведение“» размещена в разделах

Оборудование: вчетверо сложенный лист бумаги с загадкой; коса, серп, колосья зерна хлебных злаков, цепь, жернова, миска, мука, сито, кочерга, чугунок, ухват, льночесалка, льнотрепалка, прялка, кукла-домовенок Нафаня.

Набор картинок для дидактической игры «Разложи по порядку» (обработка льна). Картинки с изображением пахаря, сохи, сеятеля, косаря, процесса обмолота снопов цепями, пряхи, ткацкого станка (иллюстрации).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».

Задачи:

Развивающие : Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках.

Образовательные: Расширять представления о предметах крестьянского быта.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории нашего народа, любовь к сказкам.

Словарная работа: жернова, лен, вытрепать, серп, прялка, прясть, веретено, ткать, вязать.

Ход занятия

Воспитатель: - Домовёнок Нафаня живет в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но чтобы никому не мешаться, прячется. Усаживает на столе куклу Нафаню

Воспитатель: Сегодня Нафаня пришел к нам только потому, что мы будем говорить о сказках, которые ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? Ответы детей

Воспитатель: Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети кто на лавке, кто на печи слушали бабушкины сказки. В сказках много фантастического, выдуманного. И вместе с тем они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждается жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? Ответы детей: народ, бабушки, путешественники.

Воспитатель: Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаем о жизни крестьян в старину, об их труде.

Ребята, вспомните сказки, в которых говорится о труде крестьян. Ответы детей: «Мальчик с пальчик», «Крошечка-ховрошечка». Нафаня слушает и хвалит детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принес ему еду? Ответы детей: отец пахал землю.

Воспитатель: А чем он пахал? Ответы детей: сохой.

Воспитатель: Правильно, отец пахал сохой, в которую была запряжена лошадь. Соха – орудие деревянное, только внизу на остриях – железо. Вот какая есть про соху загадка:

Деревянные рожки,

Железные ножки,

Шла, ковыляла,

Спину гнуть заставляла.

Воспитатель: Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спины. Вспомните, как заканчивается сказка «Мальчик с пальчик»? Ответы детей: Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу.

Воспитатель: Как можно назвать мальчика с пальчик? Рассуждения детей: сообразительный, хитрый, находчивый

Воспитатель: Ребята, вспомните, в какой сказке мужик сеял репу и пшеницу, а потом делился урожаем с медведем? Ответы детей: «Мужик и медведь»

Воспитатель: Правильно. Посмотрите иллюстрацию, как мужик сеял. Кто покажет Нафане, как раньше сеяли?

Выросла пшеница и приехал мужик урожай собирать. Он взял с собой косу, а Нафаня знает загадку про косу:

Согнута в дугу,

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (коса) Рассматривают иллюстрацию. Дети имитируют движения сеятеля.

Воспитатель: Косой косили не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу.

Кто покажет Нафане, как надо косить. Рассматривают иллюстрацию. Дети имитируют движения косаря.

Воспитатель: Есть много народных игр с элементами трудовой деятельности, ребята, давайте поиграем с Нафаней. Разойдемся на две стороны.

1 сторона:

Уж мы поле палили, палили,

Ой, дидо ладо, палили, палили.

2 сторона:

Уж мы поле чистили, чистили,

Ой, дидо ладо, чистили, чистили.

1 сторона:

Уж мы просо сеяли, сеяли,

Ой, дидо ладо, сеяли, сеяли.

2 сторона:

Уж мы коней путали, путали,

Ой, дидо ладо, путали, путали.

1 сторона:

У нас в полку убыль есть, убыль есть,

Ой, дидо ладо, убыль есть.

2 сторона:

У нас прибыль есть, прибыль есть,

Ой, дидо ладо, прибыль есть. Играют в русскую народную игру с пением.

Исполнив песню, дети, стоящие с одной стороны, расступались, а стоящие с другой – направлялись через образовавшийся проход, уводя с собой одного из стоящих. В это время пели:

Воспитатель: Ребята, а вот Нафаня спрашивает, если бы не было косы, чем можно еще косить? Может вам поможет моя загадка:

Маленький, горбатенький по ниве бежал,

Каждый колос задрожал Иллюстрация «Серп»

Ответы детей: серп

Воспитатель: Из сказок мы узнали, как раньше пахали землю, как сеяли, собирали пшеницу. А Нафаня еще хочет вам загадку загадать:

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно, а зовут его…. (зерно) Демонстрация колосьев пшеницы, зерна

Воспитатель: Зерно перетирали в муку жерновами: насыпали зерно и крутили жернова. Чтобы испечь пышный, мягкий хлеб, муку надо просеять. Может, видели дома у мамы, как сеять муку и чем? Иллюстрация. Демонстрация жернов, сита.

Воспитатель: Много работы летом. Всю ли мы вспомнили, посмотрите, ребята, у Нафани в руках листочек какой-то… сейчас прочитаем:

Синий цветочек, мал-малечек,

В землю малый ушел, в синей шапочке пришел (лен) Листочек с загадкой

Воспитатель: В каких сказках и рассказах мы можем встретить описание, как из льняного семечка получается рубашка? Ответы детей: «Крошечка-ховрошечка», «Как рубашка в поле выросла»

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Разложи по порядку».

Вы должны по порядку разложить картинки, на которых изображены действия людей со льном, чтобы было понятно, как из льняного семечка получается рубашка. Дети раскладывают картинки: сеют семена – лен вырос – его выдирают с корнем – вымачивают в реке – высушивают на солнце – треплют – чешут – прядут нитки – ткут холст – шьют рубашку.

Воспитатель: Как хорошо мы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно и отдохнуть, попеть, хоровод поводить:

Уж я сеяла, сеяла ленок

Припев:

Лен мой зеляной,

При горе крутой,

Ты удайся, удайся, ленок!

Я полола, полола ленок.

Припев:

Я мочила, мочила ленок.

Припев:

Я сушила, сушила ленок.

Припев:

Я трепала, трепала ленок.

Припев:

Я чесала, чесала ленок.

Припев:

Уж я пряла, я пряла ленок.

Припев:

Уж я ткала, я ткала ленок.

Припев:

А я сшила, я сшила наряд.

Припев: Дети водят хоровод, сопровождая пение соответствующими движениями.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Нафаней, ему пора. А сами еще поиграем и посмотрим иллюстрации.

Воспитатель: Рефлексия: Кто к нам в гости приходил? О чем мы сегодня разговаривали? Какие сказки вспомнили? С какими орудиями труда мы познакомились? С кем играли? Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие в мир живой природы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие в мир живой природы» в подготовительной.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Кто, угадай-ка, седая хозяйка?» КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Кто, угадай-ка, седая хозяйка». Составила.

«В гостях у хозяюшки». Конспект занятия в ОО «Ознакомление с окружающим миром» «Детский сад №16 оздоровительной направленности» Конспект совместной образовательной деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

«Смешной рисунок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Смешной рисунок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» на тему «Транспорт» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Транспорт» Группа общеразвивающей направленности.

«Золотая мама». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Золотая мама» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе .

«У меня живет котенок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема «У меня живет котенок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе на тему «Спасем Осень» Цель: закрепить и расширить.

Конспект занятия «Солнышко в гостях» в ОО «Ознакомление с окружающим миром» ООД: Ознакомление с окружающим миром Тема: «Солнышко в гостях» Доминирующая область: Познавательное развитие Интеграция областей: Социально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление с окружающим миром и краеведение»
Опубликовано: 26 января 2019 в 17:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД