Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Елена Жирнова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формировать у детей умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;

- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыбка“» размещена в разделах

- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие :

- развивать интерес и любовь к книге;

- продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Предварительная работа: беседа о разновидностях рыб, среде их обитания.

Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением морских, речных и аквариумных рыб, картинка моря, аквариума, реки, сюжетные картинки к рассказу, портрет Е. Пермяка

Раздаточный материал: раскраска с изображением рыб

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом, звенит колокольчик).

- Ребята, сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их, улыбнёмся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Для вас приготовила много интересного. А о чём мы сегодня будем говорить, узнаете сами отгадав мою загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

( Ответ: Рыба)

- Кто из вас понял, о чём я хочу с вами поговорить?

- Где живут рыбы? (в воде).

Д/игра «Скажи наоборот», какая бывает вода?

- Я Вам говорю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

- Если рыбы живут в море, какие они? (Морские).

А если рыбы живут в реке? (Речные).

В аквариуме? (Аквариумные)

Кто знает, кто такие РЫБОВОДЫ и чем они занимаются? (Рыбоводы - люди, занимающиеся разведением, размножением и выращиванием рыб.)

-Я предлагаю Вам выступить в роли рыбоводов и распределить картинки с рыбами на группы по месту их обитания.

- Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? (Это когда люди идут на природу и ловят рыбу на реке и в морях).

(Дети садятся за столы).

- Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Пермяк (показываю портрет). Свой рассказ он назвал «Первая рыбка».

- Я сейчас вам буду читать рассказ, а вы, слушая меня внимательно, постарайтесь ответить на вопрос, почему этот текст называется рассказом?

Евгений Пермяк «Первая рыбка».

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

- Ребята, а кто помнит, о чём я попросила подумать в начале чтения рассказа? (Рассказ – это произведение, в котором происходят настоящие события).

Вопросы к тексту.

-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

-О чем говорится в этом рассказе?

-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

-Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)

-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(Сближают ладошки)

Рыбка спинку изогнула,

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Быстро-быстро уплыла.

(Помахать рукой)

Повторное чтение рассказа.

- После повторного чтения рассказа нужно будет его пересказать. А пересказывать Вам помогут опорные картинки.

Двое детей пересказывают рассказ.

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов)

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Итог занятия.

– Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа?

– Что мы с вами делали?

– Как мы с вами пересказывали рассказ?

– Что вам больше понравилось? Что запомнилось?

– В какую игру играли с вами?

– Что вы расскажете своим родителям о сегодняшнем нашем занятии?

– Ребята, наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в дистанционном режиме. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина» Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с заиканием Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 14:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД