Надежда Мазырина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук Ж».
Воспитатель: Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я
Образовательные задачи:
-познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж;
-закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей;
-упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.
- развивать речевой слух :
А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Б)развивать умение произносить звук тихо-громко.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение выслушивать задание до конца.
Методы и приё мы: игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.
Раздаточный и демонстрационный материал: кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибок»; на каждого ребё нка:
зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.
Дифференцированная индивидуальная работа с детьми:
-выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах;
Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
-среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.
-ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.
Примерный ход занятия :
1 часть: подготовка артикуляционного аппарата.
- Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?
(Женя)
- Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук, поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.
- Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.
1.1 Артикуляционная гимнастика.
Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.
И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску).
- Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.
Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску).
-Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.
Указание детям перед выполнением упражнения: «Возьмите зеркала».
Указание детям после выполнения упражнения: «Положите зеркала на салфетки».
Чередуем упражнения 3 повтора.
Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье».
-Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.
Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску).
-Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу
Мини – итог: вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках».
1.2 Упражнение на поддувание.
Упражнение «Красивые бабочки».
-Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.
Указание детям перед выполнением задания:
2 часть. Знакомство со звуком. Артикуляционный уклад.
На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку: «ЖЖЖЖЖ».
-Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?
-Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.
-Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж.
-А теперь Катин жук.
-Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо).
-Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение).
Мини – итог: у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо, и громко.
3 Часть. Выделением голосом заданного звука.
- Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску). И вдруг упал.
Жук упал, и встать не может,
Ждёт но кто ему поможет…
А животные из Жениного уголка стали ему помогать: ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.
-Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж.
-Назови, Даша.
-Помоги, пожалуйста, Алёна.
- Арсений, кого ещё не звали девочки.
Мини-итог: вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук. Какой? ЖЖЖ.
Физминутка.
4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков.
Игра «Поймай жука».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука».
-я буду произносить разные звуки, а вы если услышите песенку жука – звук Ж, хлопните в ладоши один раз.
-Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.
-А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.
(Если дети ошибаются, предложить помощь:
-Какой звук я произнесла? Т, нужно ли было хлопать? Нет.
-хлопните, только если, услышите звук Ж. Будьте, внимательны)
Мини-итог: все справились хлопали только на звук Ж.
5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах.
- Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук». Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж.
-Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.
-Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук? Правильно ЖЖЖЖ.
-Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.
(флаг - Даша… флаЖок,
друг – Маша….друЖок,
сапог – Арсений…сапоЖок,
круг – Ксюша….круЖок,
утюг – Саша…. утюЖок,
пирог – Алёна…. пироЖок).
Мини-итог: умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж.
6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.
- А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку:
Жук жужжит: «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
- Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.
-Что делает Жук? (жужжит).
-Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)
-Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу).
- Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.
-Над чем жужжит Жук? (над ухом).
- Кого будит жук? (детишек).
-Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.
-Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?
-Расскажи Даша.
Жук жужжит: «жу-жу-жу!»
Я живу – не тужу.
Всё над ухом жужжу
И детишек я бужу.
-А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж.
(повтор хоровой).
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
- Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук. Какой? Ж.
-Какие слова мы в вами называли со звуком Ж? Правильно, запомнили.
-В какие игры играли с Жуком и с Женей.
- На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.