Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «Осень»

Ольга Хорошавина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «Осень»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Осень»

Интегрированные задачи:

Речевое развитие: Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Продолжать учить поддерживать беседу. Находить различия и сравнивать два-три пейзажа, точно подбирать определения, развивать речевую фантазию. Продолжать обогащать словарный запас, учить образовывать прилагательные, использовать в речи существительные в родительном падеже, дополнять и строить предложения, продолжать учить выразительному чтению стихов.

Познавательное развитие: Закрепить времена года, характерные признаки осени.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать учить работать штампами, развивать эстетический вкус.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней.

Физическое развитие: продолжать учить выполнять дыхательные упражнения.

Форма работы: занятие.

Атрибуты: мяч; аудиозапись звуков природы; иллюстрации с изображением деревьев и листьев к ним; картины с изображением осени (ранняя, золотая, поздняя) ; CD с записью музыкального цикла «Времена года» ; овощи; корзинка для овощей; банки с содержимым желтого, красного, оранжевого цвета; индивидуальные зеркала; изображения грибов; листы бумаги с изображением грядок, деревьев; штампы, краска.

Содержание:

Воспитатель: -Ребята, скажите, пожалуйста, когда не так тепло как летом, временами идет дождь, листья опадают, птицы улетают? (ответы).

-Действительно, речь идет об осени. И сегодня мы с вами поговорим об этом времени года.

-Что такое осень? (время года, которое идет вслед за летом

-Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя)

-Послушайте, как об этом времени года говорит детская поэтесса Е. Трутнева в стихотворении «Осень» (читает ребенок)

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

-О каком периоде осени говорится в этом стихотворении (ответы)

-Ребята, а скажите, что происходит осенью с природой? (ответы)-а всегда ли осенняя погода одинакова? (мы с вами встанем в круг, и вспомним какая бывает осень)

Проводится игра «Какая бывает осень»

• Если идет дождь….

• Если сильный ветер…

• Если очень холодно…

• Если осенью сыро…

• Если небо заволокло тучами…

• Но вот стало тепло…

• Выглянуло солнышко…

• На небе ясно, ни тучки…

Осень на дворе, погода …

• Какое явление природы происходит осенью?

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели.

Проводится физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту

- Давайте мы с вами представим, что идем по парку.

Солнечная погода. Солнышко дарит нам последнее тепло (погреем ладошки под его лучами, под ногами шелестят листья (ШУР-ШУР-ШУР, мы вдыхаем запахи осени (глубокий вдох через нос и выдох, а теперь мы с вами деревья в этом же парке. Наши руки - это ветви, а пальцы- листочки на ветках. Вдруг подул холодный осенний ветер (дети дуют, ветви начали качаться, листочки сорвались и полетели (сжимаем и разжимаем кулачки). (под аудио запись дети делают движения руками, кружатся и садятся на свои места).

Воспитатель:- листья каких деревьев меняют окраску осенью? (у березы, тополя- желтые, у осины- красные, у дуба- бурые.)

- посмотрите, и с наших деревьев начали опадать листья. Попробуем определить, с какого дерева какой лист упал.

Проводится игра «Какой это лист?»

Дерево клен- лист…

Дерево береза – лист…

Дерево рябина- лист…

Дерево ива- лист…

Дерево черемуха-лист…

- молодцы, вы успешно справились с этим заданием.

-А теперь - другое задание, послушайте внимательно, и скажите, все ли правильно я сказала? Если нет, объясните, почему.

Проводится игра «Что не так?»

Осенью можно купаться и загорать на пляже.

Осенью все распускается и расцветает. В лесу распевают птицы.

Осенью идут холодные дожди.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

Осенью люди надевают сарафаны, футболки, платья.

Осенью всегда ясно и солнечно.

Осень- красивое время года! Так ли это и почему?

-Молодцы и с этим заданием вы справились!

Воспитатель: Мы с вами говорили,что в осени можно выделить периоды (ранняя осень, золотая,поздняя).Посмотрите на картины, и скажите, что на них изображено (ответы детей)

-Расположите эти картины так, что бы было понятно, как меняется природа осенью.

-Какие осенние месяцы отображены на этих картинах (почему вы так думаете?

-Как меняется цвет неба, внешний вид растений, их цвет?

-Послушайте отрывки произведений из музыкального цикла «Времена года» и окунитесь в мир музыки и поэзии.

(на фоне музыки звучат стихи русских поэтов)

1. Есть в осени первоначальной

Красивая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял,

Теперь уж пусто все-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

-К какому месяцу можно отнести эту музыку и стихи? (сентябрь)

-Какие выражения говорят о этом периоде осени (есть в осени первоначальной, день хрустальный, паутина летает, далеко до первых зимних бурь)

2. Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

Все гибнет, все гибнет! Ты черен и пол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес

Под темной лазурью суровых небес.

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

-К какому месяцу можно отнести эту музыку и стихи? (ноябрь)

-Какие выражения говорят о том, что наступил ноябрь? (все гибнет, суровые небеса)

Под запись звука дождя проводится пальчиковая гимнастика

Что такое, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней,

И по крыше бьет быстрей.

Дети постукивают по парте подушечкой большого пальца правой руки.

Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяется четверостишье несколько раз.

Ребенок читает стихотворение

Солнце, солнце, веселей,

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик не мешай

Собирать нам урожай.

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку,

И конечно же морковку.

Воспитатель: Ребята, осень не только красива, но и богата? А чем она богата, почему осень называют заготовительницей? (осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму, люди собирают урожай в саду и огороде, в лесу; зимующие птицы прячут семена «про запас» в расщелины коры деревьев, животные, которые зимой не спят, заготавливают пропитание впрок).

-Я предлагаю вам отправиться в огород и собрать урожай, готовы?

Проводится игра «Вершки, корешки»

-Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если корешок – во вторую. (дети раскладывают в корзины: картофель, свекла, морковь, лук, чеснок, редис, капуста, помидор, огурец, перец)

Проводится пальчиковая гимнастика

Мы приходим в огород,

Это что у нас растет?

Ухватив за хвостик ловко

Тянем спелую морковку.

Дети тянут безымянный палец левой руки большим и указательным пальцами правой. Затем меняют руки и тоже самое проделывают с безымянным пальцем правой руки.

Репа здесь у нас растет

Открывай пошире рот.

Нужно рот сильней открыть,

Чтобы репу проглотить.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают большой палец, стараясь прижать его к запястью. Затем тоже самое проделывают с левой рукой.

Воспитатель: -ребята, скажите, а что собирают в саду? (ответы).

-как заготавливают фрукты на зиму? (ответы)

-посмотрите на эти банки, я сделала варенье из фруктов и я год и забыла их подписать, как вы думаете, какие фрукты я использовала для 1 и 2 банки? Какое может быть варенье желтого, красного, оранжевого цвета?

Артикуляционная гимнастика

(с индивидуальными зеркалами)

Мама сварила варенье, но строго настрого запретила нам к нему подходить, потому что оно горячее. Но так хочется его попробовать, и мы решили сыграть с с мамой в прятки. Увидит она или нет («прятки»). Вот прошло немного времени(«часики», и наконец- то мама вернулась на кухню, достала красивую чашечку («чашечка») и положила для нас вкусное варенье («вкусное варенье»).

Воспитатель:красоту осени мы с вами рассмотрели, в огороде и в саду собрали у рожай. А сейчас мы с вами отправимся в лес. –Чем богат лес осенью? (грибами, ягодами, орехами, лечебными травами)

(Звучит музыка, дети за воспитателем подходят к грибной поляне)

- Посмотрите, какая чудесная поляна (выходит Старичок- Лесовичок)

Старичок- Лесовичок: -здравствуйте гости дорогие, я смотрю мои грибочки кому-то понадобились.

Воспитатель: -да, мы с ребятами сегодня говорим о осени, ее красоте, щедрости, дарах.

Старичок- Лесовичок: - Я согласен отдать вам дары моего леса, если вы отгадаете про них загадки, согласны?

Проводится игра «Угадай название?»

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются. (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна. (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются. (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется. (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный. (груздь)

На поляне шар лежит,

Лишь наступишь — дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это — дедушкин. (табак)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке. (мухомор)

Старичок- Лесовичок: грибочки- то вы собрали, но кое- что забыли…

Совет грибнику (выполняется действие согласно тексту)

Присыпь грибницу сырой землицей,

Укрой листвою да душистой хвоей.

Пройдет годок- снова вырастет грибок!

-Если гриб вам не знаком, что делать? (ответы)

-Что можно приготовить из грибов? (ответы)

Старичок- Лесовичок: -Осень- мое любимое время года, и мне так не хочется с ним прощаться….

Воспитатель:: - ребята, давайте отправимся в группу и сделаем небольшие подарки для Лесовика, и он, долгими зимними вечерами, глядя на ваши работы будет вспоминать о замечательном времени года, о осени.

(дети возвращаются на свои места, у них на столах листы с изображением деревьев, яблонь, огородных грядок, штампы, краска. Штампами печатают листья, яблоки, овощи. Дарят готовые работы Лесовику. Он благодарит за работы и прощается)

Воспитатель: подводит итог занятия.

Публикации по теме:

«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поздняя осень Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по лексической теме «Осень» Задачи: Образовательные: - обобщить знания.

Конспект НОД по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада «А в санях сидит царица-белокожа, светлолица» Конспект НОД по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада «А В САНЯХ СИДИТ ЦАРИЦА - БЕЛОКОЖА, СВЕТЛОЛИЦА» Цель: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» в старшей группе детского сада используя социо-игровые технологии Конспект НОД по развитию речи на тему «Дикие животные» Возрастная группа:старшая группа Количество детей: 15 чел. Цель: развитие коммуникативных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Деревья зимой» Тема занятия: «Деревья зимой». Цель: обобщение и систематизация знаний детей о деревьях, развитие связной речи. Задачи: развивать звуковую.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Сад Здоровья». Тема: Конспект занятия по развитию речи «Сад Здоровья». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Теремок» Задачи: Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Королева осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Королева осень" Разработчик: Карачинцева Л. Т. 2016 г. Цель: Приобщать детей к.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая» ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Выйгетова Марина Петровна воспитатель Тип занятия: комплексное Вид занятия: познавательное Цель: Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Осень золотая»Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Осень золотая» Орлова Наталья h3]Конспект занятия по развитию речи "Осень золотая"[/h3] Цель: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях.

Конспект занятия в Старшей группе детского сада на тему: «Кружка, украшенная цветком» ЗАДАЧИ: - продолжать учить предметы посуды (кружка); - передавать характерные особенности (форма, внешний вид, украшение); - совершенствовать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «Осень»
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 20:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект интегрированного занятия «Грибы съедобные-несъедобные» с детьми старшей группы
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы «Грибы: съедобные-несъедобные» Описание материала: данный конспект может быть полезен...
Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...