МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты»

Ирина Назаренко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты»

Цель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах по опорной схеме Ткаченко; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор.

Программные задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о фруктах : названиях, внешних и вкусовых качествах, местах роста (сад, их использовании в различных блюдах («Познание»).

2. Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае о яблоках, бананах и лимонах) («Познание»).

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Фрукты“» размещена в разделах

3. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки) («Познание»).

4. Расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека («Здоровье»).

5. Расширять представление детей о профессии садовника посредством беседы («Труд»).

6. Упражнять в подборе прилагательных к существительному («Коммуникация»).

7. Совершенствовать приемы нетрадиционного рисования посредством рисования различных фруктов : груша +яблоко +лимон +банан – оттиск печатками из картофеля; слива+гранат – рисование по шаблону поролоном; виноград - рисование пальчиками; мандарин – рисование цветными опилками; вишня - рисование цветным песком («Художественное творчество»).

8. Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, связную речь, умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

(«Познание», «Коммуникация»)

9. Развивать общие речевые навыки, координацию речи и движения, грамматический строй речи.

10. Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, совершенствовать умение радоваться достигнутому результату («Социализация»).

Ход занятия.

1. Орг. момент. Сообщение темы.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.

Неожиданно стук в дверь…

- Посмотрите, к нам на занятие по развитию речи неожиданно доставили посылку, сказали с фруктами, а с какими, мы сейчас с вами догадаемся.

Дети отгадывают загадки:

Этот фрукт здесь не растет,

Едет к нам, летит, плывет,

Не запутайтесь в ответе,

С ним давно знакомы дети,

Лакомство для обезьян –

Длинный в кожуре….(банан).

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко).

Он почти как апельсин,

С толстой кожей сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень! (лимон)

Каждую отгадку- фрукт дети распознают на ощупь, вытаскивая из посылки, кладут в корзинку.

- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.

Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лук:

-Куда мне лук положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лук – это овощ.)

-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии? фруктах)

- Где растут фрукты? (на дереве в саду)

-Что такое сад? (место, где выращивают фрукты)

- Как называются деревья, которые растут в саду? (фруктовые, плодовые)

- Что общего у фруктов и овощей? (Они съедобные и полезные. Овощи и фрукты сами, без ухода и полива человека, не могут вырасти большими и вкусными)

2. Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему Ткаченко:

ЯБЛОКО - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. Оно ароматное, румяное, наливное, приятно пахнущее, свежее, сочное, хрустящее. По вкусу яблоко может быть кислым, кисло-сладким, сладким. Снаружи оно покрыто тонкой зеленой, красной или желтой кожицей, а внутри оно белое, плотное с маленькими коричневыми косточками. Оно зелёное круглой формы. На ощупь твёрдое, гладкое. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из него можно приготовить фруктовый салат, яблочный сок, яблочное варенье, яблочное повидло, яблочный джем, пирог с яблочной начинкой, пирожки с яблоками, утку с яблоком и т. д.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

-Молодцы! Много знаете про яблоко.

- А как называется дерево, на котором растут яблоки? (яблоня)

Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :

А я вам хочу рассказать, откуда на яблоне появляются яблоки: весной на яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблоки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке. А осенью люди собирают с яблони хороший урожай.

- Давайте встанем, немного отдохнем, поиграем.

Игровое упражнение " Садовник"

- Продолжим описание фруктов.

БАНАН - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. На вкус он сладкий, сочный, ароматный. Снаружи он удлиненный, покрыт толстой желтой кожурой, внутри он белый с маленькими черными семенами. Банан желтого цвета, овальной формы. На ощупь мягкий, гладкий. Банан употребляют в сыром, засушенном виде. Он очень полезный. Из него можно приготовить фруктовый салат, банановый сок, банановое пюре для детского питания, банановый торт.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :

- А я знаю, что бананы Родом из Южной Индии, бананы выращиваются уже около 3000 лет. В переводе с латынского языка слово «банан» обозначает — «фрукт мудрого человека». Бананы растут на пальме – это вовсе не дерево, а гигантская трава. Ее стебель нередко достигает 10 м в высоту. На одном стебле вырастает около 300 бананов.

В бананах содержится больше витамина В6, чем в других фруктах. Известно, что этот витамин несет ответственность за хорошее настроение. Бананы бывают не только желтые, но и красные. У красных более нежная мякоть.

ЛИМОН - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. На вкус он очень кислый, сочный. Снаружи он покрыт толстой желтой кожурой, а внутри лимон желтый состоит из долек и содержит косточки. По цвету он желтый, овальной формы. На ощупь с пупурышками, твердый, плотный. Его употребляют в сыром виде. Из него можно приготовить лимонный сок, лимонную кислоту, лимонад. Его добавляют в борщ для кислотности, в жареное мясо для смягчения, в солянку, в разные салаты.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

-Молодцы! Много знаете про лимоны.

Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :

- А я знаю, что растут лимоны на небольших вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения.

Лимонное дерево дезинфицируют воздух. Поэтому советуют иметь дома маленькое комнатное лимонное деревце. Также считается, что присутствие дома лимонного дерева помогает избавиться от депрессии, различных страхов и придаст бодрости.

Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть! В лимоне содержится самое большое количество витамина С среди цитрусовых.

- Именно поэтому я хочу вам предложить помочь мне приготовить домашний лимонад из лимона.

Воспитатель каждое свое действие комментирует вслух, привлекает детей к помощи: высыпать сахар в кувшин с водой, перемешать полученный лимонад.

- Давайте поставим наш домашний лимонад на окно, пускай он настоится, а по окончанию занятия во время второго завтрака мы все вместе его попробуем.

- Мы описали только 3 фрукта, но мы с вами знаем, что их много и все они разные. Давайте поиграем в игру.

Игра «Назови фрукт» (дети становятся в круг, передавая лук по кругу, называют по очереди фрукты).

-Молодцы! Много фруктов знаете.

- Ребята, посмотрите, такая большая посылка и в ней мы нашли только 3 фрукта и луковицу. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.

Воспитатель достает приглашение от Садовника в фруктовый сад к волшебному дереву. В сад можно пройти, только преодолев препятствие – игру «Какой фрукт на дереве

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАКОЙ ФРУКТ НА ДЕРЕВЕ

На стене висят 2 плаката с изображениями грушевого дерева и апельсинового дерева.

Дети, подходя к каждому фруктовому дереву, должны подобрать соответствующие слова к фрукту, отвечающие на вопрос «какой».

По окончанию дидактической игры дети подходят к волшебному фруктовому дереву (изображение на мольберте)

- Чего не хватает на нашем волшебном дереве? (плодов)

- Посмотрите, для нас опять какое-то очередное задание приготовил Садовник (воспитатель у волшебного дерева находит письмо в конверте). Читает:

«Ребята, каждому из вас я приготовил задание. Если вы справитесь с заданиями, фруктовое дерево без плодов превратится в волшебное».

Воспитатель берет пазлы фруктового дерева (заранее приготовленные) без плодов и с обратной стороны зачитывает для каждого задание:

- Настя, тебя Садовник просит нарисовать вишню с помощью цветного песка. Проходи и присаживайся за первый стол.

- Малика, тебя Садовник просит нарисовать мандарин с помощью цветных опилок.

- Эвелина, тебя Садовник просит нарисовать сливу с помощью шаблона поролоном.

- Лера, тебя Садовник просит нарисовать гранат с помощью шаблона поролоном.

- Дима, тебя Садовник просит нарисовать грушу печатью из картофеля.

- Илья, тебя Садовник просит нарисовать яблоко печатью из картофеля.

- Марк, тебя Садовник просит нарисовать лимон печатью из картофеля.

- Артем, тебя Садовник просит нарисовать банан печатью из картофеля.

- Кирилл, тебя Садовник просит нарисовать виноград пальчиком.

Дети рассаживаются по своим местам.

3. Практическая часть.

- Перед тем, как нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Динамическая пауза «Фрукты».

Будем мы варить компот. (Ложкой мешают в кастрюле)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много».)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут,

насыпают песок.)

Варим, варим мы компот, (Ложкой мешают в кастрюле)

Угостим честной народ. (Разводят руки в стороны)

В процессе практической деятельности воспитатель оказывает помощь, подсказывает детям (звучит спокойная инструментальная музыка).

Воспитатель прикрепляет работы детей на фруктовое дерево.

- Какие вы молодцы! Отлично справились с заданиями Садовника. Дерево было без плодов, а теперь с плодами, просто замечательное. А почему Садовник говорил, что оно станет волшебным? (потому что на нем выросли разные фрукты)

- Для чего нужно употреблять фрукты? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии)

5. Итог занятия.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?

- Чем фрукты отличаются от овощей?

- Что мы научились готовить? (домашний лимонад из лимона)

Воспитатель читает стихотворение:

- Если хочешь быть здоров, обойтись без докторов,

На твоем столе всегда должны быть фрукты?

Да! (отвечают дети хором)

- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии. А теперь можно немного отдохнуть. Скоро будем пить вкусный лимонад.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему «Фрукты. Яблоко (красное, зеленое)» Тема занятия: Фрукты. Яблоко (красное, зеленое). Цель: 1. Обобщить знания по теме фрукты. 2. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Фрукты» (средняя группа) Конспект занятия по развитию речи На тему «Фрукты» средняя группа. Цель: - формировать умение отвечать на вопросы и составлять описательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты»
Опубликовано: 17 мая 2015 в 05:23
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД