Елена Стрельцова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Путешествие в страну Умных Гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Путешествие в страну Умных Гномов"
Цель:
Закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Путешествие в страну Умных Гномов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Продолжать обогащать и активизировать словарь (существительными, прилагательными, формировать умение употреблять слова наиболее подходящие к ситуации, формировать умение отгадывать загадки, дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, подводить детей к пониманию, что слова состоят из слогов и звуков т. е. вырабатывать осознанное отношение к речи.
2. Развивающие :
Развить и совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, высказывать свою точку зрения.
Развивать слуховое внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
3. Воспитательные:
Воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, желание говорить правильно. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и заботливое отношения к животным.
Оборудование:
Пособие Воскобовича В. В. «Радужные гномы», коврограф, запись голосов животных, предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, теневые картинки, игрушки домашних животных, цветные шнурки, простые карандаши, конверты с пазлами.
Методы и приемы:
1. Мотивация.
2. Отгадывание загадки.
3. Беседа с опорой на картинки.
4. Упражнение «Найди животное».
5. Игра «Угости животных» .
6. Словесная игра «Доскажи словечко».
7. Упражнение «Сложи разрезную картинку».
8. Деление слов на слоги.
9. Итог.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята. А вы хотите отправиться в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных Гномов.
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
На машине, на самолете, на автобусе, на велосипеде и т. д.
- А давайте мы с вами поедем. … попробуйте сами отгадать.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)
- Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас!
- Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных Гномов. А вот и они, встречают нас. Страна эта – необычная и загадочная. И жители этой страны тоже очень непростые. Но у них произошла беда. Их фонарики не горят. Давайте с вами поможем Гномам зажечь фонарики. А чтобы они зажглись, нам нужно выполнить задания.
- Но прежде чем преступить к работе, давайте сделаем массаж с гимнастикой.
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться.
Сядем на качели, чтобы покачаться.
Громко в барабаны мы вот так играем.
Ветерком подуем, челку поднимая,
А потом от носа мы к губам «сползаем».
- Ну вот, как хорошо мы с вами подготовились! Нас встречает первый гном. Он в красном кафтане и зовут его Кохле. Он дает нам подсказку, какое задание нам нужно выполнить, чтобы его фонарик зажегся.
(У гнома на прикреплена нота)
Задание “Угадай-ка!”
- Я предлагаю вам послушать голоса животных, а потом вы мне ответите, каких из животных вы услышали.
Включается магнитофон. Звучат голоса животных.
- Что мы сейчас услышали?
- Голоса животных.
- А как этих животных назвать одним словом?
- Домашние.
- Перечислите их.
- Мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки.
- Правильно, ребята. Давайте попробуем зажечь фонарик Кохле.
(зажигается фонарик)
- А этого гнома, в оранжевом кафтане, зовут Охле. И какое же задание приготовил нам второй гном.
Беседа о домашних животных с опорой на картинки.
На фланелеграф помещается альбом «Живая природа. В мире животных».
- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
- На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.
- Каких домашних животных можно считать крупными?
- Корову и лошадь.
- Вспомните, какую пользу приносят эти животные.
- Корова дает человеку молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.
- Каких домашних животных, мы считаем мелкими?
- Собаку и кошку.
- Расскажите о том, какую пользу они приносят.
- Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка в деревенском доме ловит мышей.
- Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
- Овцу, барана, козу, свинью.
- Какую пользу приносят эти животные?
- Свинья, овца и баран дают человеку мясо, а овцы и баран — еще и шерсть. Коза дает очень полезное молоко, шерсть.
- А что дает животным человек.
- Ответы детей.
- Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?
- Нужные.
- Все они приносят пользу. Значит, какие они?
- Полезные.
- Молодцы, правильно все отвечали и фонарик Охле тоже зажегся.
- Следующий братец – Гном, который ждет нашей помощи это Желе. И он предлагает нам выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Буренушка».
Дети становятся в круг на ковре и выполняют пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на
Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на каждое
Масла, простоквашки, название молочного продукта.
Молока для кашки. Снова «доят».
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
- Вы очень хорошо выполняли пальчиковую гимнастику, правильно и четко проговаривали слова. И фонарик Желе загорелся. Но гимнастику вы делали не просто так. Нашим пальчикам сейчас придется потрудиться. Встречайте следующего Гнома. Его зовут Геле. И он предлагает сыграть в игру «Найди животное».
Дети проходят за столы, на столе картинки и контейнер с карандашами.
- Перед вами лежат картинки. Какие домашние животные на ней спрятались?
Корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака.
- А сейчас я вам предлагаю глазками найти еще раз собаку и пальчиком обведите ее по контуру?
- А теперь возьмите карандаш и раскрасьте ее.
Дети выполняют задание.
- Вы замечательно выполнили задание! Я горжусь вами! Давайте зажжем фонарик Геле.
Физкультминутка.
- К вам я приехала из детского сада «Родничок» с. Кагальник. Дети моей группы очень любят выполнять разные физкультминутки. И когда они узнали, что я еду к вам они захотели передать вам музыкальный привет.
(выполнение физкультминутки).
- Давайте восстановим дыхание, выполним дыхательную гимнастику.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять.
- А этого Гнома в синем кафтане зовут Селе. И чтобы зажечь его фонарик нам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Угости животных» .
На коврографе закреплены плоскостные изображения домашних животных, закрепляет рядом с каждым животным яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения»
- На коврографе расположены силуэты домашних животных. Кого из животных вы здесь узнали.
- Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Выберите по одному животному, протяните шнурочек от него к угощению, предназначенному ему. Расскажите, кого и чем вы угостили.
- А еще Гном Селе очень любит зиму, когда выпадает снег и очень любит Новый год. И даже цвет кафтана у него зимний – синий, морозный. И он хочет предложить вам вот такую игру.
Игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.
С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.
На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.
Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.
Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.
- Кто заметил, какой первый звук был у всех досказанных вами слов.
Звук «С».
- Ребята, а как вы думаете от какого слова образованы все эти слова.
От слова «снег».
- Вы хорошо справились с этим заданием и поэтому фонарик Селе тоже зажегся.
- Вот и остался последний фонарик Гнома Фи.
Упражнение «Сложи разрезную картинку».
Дети садятся за столы, им предлагаются конверты с разрезными картинками.
- Достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите.
Дети выполняют задание.
- Какие животные у вас получились? Давайте разделим название животного на слоги.
- Ребята, а теперь подойдите к столу и выберите детеныша, который подходит вашему животному.
- Кого ты выбрал?
Ответы детей.
- Ну вот и с последним заданием вы справились и у Гномика Фи тоже зажегся фонарик.
Итог.
- Но нам пришла пора отправляться в группу. Садитесь в вагончики и в путь!
- Вот мы и приехали с вами в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? - Ребята, вам понравилось наше путешествие в стране Умных Гномов?
А что вам больше всего понравилось?
- Мне тоже понравилось сегодня путешествовать с вами. И Гномы рады, ведь вы помогли им зажечь фонарики. И в память о нашем занятии они приготовили вам сюрприз. Вот такие фигурки домашних животных.