Екатерина Ивановна Чернат
Конспект занятия по развитию речи «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о животных Севера
Задачи:
образовательные:
- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);
- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-закрепить сформированные ранее лексико – грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- сформировать и закрепить навыки составления сложных предложений; сравнительного рассказа с помощью мнемотаблицы;
- формировать у детей представления о ЗОЖ (различные виды гимнастик)
развивающие :
- развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать координацию речи с движением.
воспитательные:
- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Место проведения: помещение группы.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка», беседа о животных Севера, знакомство с глобусом и его обозначениями.
Методы и приемы: словесные (объяснение, игра, беседа) и наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: фонограмма - звуки, которые издают животные; конверты с заданиями; изображения северных животных; мнемотаблица для составления рассказа о животных; глобус.
Раздаточный материал: «билеты на самолет» (геометрические фигуры со смайликами, в двух экземплярах); карточки для дидактической игры «Собери и назови семью», раскраски по теме.
Ход НОД.
I. Вводная часть - 3 минуты
Воспитатель: Ребята, предлагаю встать всем вместе в круг:
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
С помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу. И это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне.
Основная часть - 25 минут
Звучит мелодия из мультфильма «Умка»
Воспитатель: Ребята отгадайте, кто сегодня пришел к нам в гости:
Загадка:
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-подо льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(Белый медведь)
Дети: Звучат ответы.
Воспитатель: Правильно. Это белый медведь.
Здравствуй медвежонок. Как тебя зовут?
Герой: Я - Умка.
Воспитатель: Умка, почему ты такой грустный?
Герой: Я потерял свою маму.
Воспитатель: Не переживай Умка, мы тебе поможем. Правда, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живут белые медведи?
Дети: на Севере
Воспитатель: Правильно, на Севере.
А для этого совершим путешествие на Крайний север.
Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала найти это место на глобусе.
Ребята, а что такое глобус?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно – это модель земли, нашей с вами планеты.
Дети подходят к глобусу.
Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе (карта, и что они означают?
Дети: голубой и синий цвета - это вода,
зеленый цвет — это ровные участки земли,
желтый цвет — это пески, пустыни,
коричневый — горы,
белый цвет — снег и лед.
Воспитатель: Так, где же мы будем искать Арктику?
Дети: там, где всё белое; это и на самом верху глобуса и внизу
Воспитатель: А как можно добраться в Арктику? (ведется беседа с детьми, на чем можно добраться до севера, какими видами транспорта)
Воспитатель: Молодцы ребята, а как будет быстрее?
Дети: на самолете
Воспитатель: Правильно, мы полетим на самолете.
Воспитатель: А какую одежду и обувь мы оденем?
Дети: Зимнюю (перечисляют, что оденут и обуют)
Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться. Сейчас каждый из вас возьмет себе билетик и займет место, указанное на вашем билете.
Воспитатель: Молодцы, все верно нашли свои места, а теперь можно отправляться в путь.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд - загудел наш самолет,
Левое крыло вперёд - полетел наш самолет,
Раз, два, три, четыре, пять – нам посадку надо дать!
Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета.
Чтобы найти маму Умки, нам необходимо выполнить несколько заданий.
1 Игра «Собери и назови семью»
Воспитатель: Ребята, сморите, тут все звери перепутались, нам с вами надо собрать их в семьи и назвать:
Семья медведя: папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок.
Семья моржа: папа-морж, мама-моржиха, детеныш-моржонок.
Семья оленя: папа-олень, мама-олениха, детеныш-олененок.
Семья тюленя: папа-тюлень, мама-тюлениха, детеныш-тюлененок (белек).
Семья волка: папа - волк, мама - волчиха, детеныш - волчонок
Воспитатель: Какие же вы умнички, все верно выполнили.
Продолжим путь (звучит звук голоса оленя)
Ребята, как вы думаете, что это за зверь?
Дети: Олень
Воспитатель: Правильно, … расскажи нам, что ты знаешь о нем?
(звук крика пингвина)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто же это кричит?
Дети: пингвин
Воспитатель: Правильно, …. Расскажи нам, что ты знаешь об этом животном?
(звук крика белого медведя)
Кто же это кричит?
Дети: медведь.
Воспитатель: Правильно, … расскажи нам о белом медведе.
Воспитатель: Ребята, так ведь это же мама нашего Умки. Посмотрите как рад Умка встрече с мамой.
Предлагаю нам поиграть вместе с Умкой и его мамой:
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»).
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 10 минут.
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы, помогли Умке найти его маму, и теперь нам пора возвращаться в наш садик.
Давайте отправимся в путь на нашем с вами самолете, занимайте свои места, на которых вы летели сюда.
Ну что, в путь?
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд - загудел наш самолет,
Левое крыло вперёд - полетел наш самолет,
Раз, два, три, четыре, пять – нам посадку надо дать!
Воспитатель: Вот мы и вернулись из нашего путешествия, а теперь мы с вами поиграем:
Дидактическое упражнение "Нелепицы"
Воспитатель: Белый медведь живёт в жарких странах.
Дети. Белый медведь живёт на Севере.
Воспитатель: Тюлень охотится на белого медведя.
Дети. Белый медведь охотится на тюленя.
Воспитатель: Северный олень живёт в воде.
Дети. Северный олень живёт на суше.
Воспитатель: Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.
Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается рыбой.
Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.
Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.
Воспитатель: Морж клыками ловит рыбу.
Дети. Морж клыками цепляется за льдины.
Ребята, а вы знаете, что медведица, мама Умки, передала вам небольшие сувениры, в благодарность за возвращение сына.