Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию связной речи «Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» в подготовительной группе

Алексеева Ирина
Конспект занятия по развитию связной речи «Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» в подготовительной группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ - ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ( ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ: "ДОМ", СЕМЬЯ", "РОДИНА")

ЦЕЛЬ : формирование связной речи, навыка составления простого распространенного предложения с предлогом.

ЗАДАЧИ :

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Знакомство со сказкой „У страха глаза велики“ в подготовительной группе» размещена в разделах

·Познакомить детей с новой сказкой " У страха глаза велики ". Учить понимать эмоционально - образное содержание произведения, название сказки. Обогатить словарь детей новыми словами, объяснить их значение : колода, квохтушка,наперсток, схорониться.

·Продолжать развивать слуховое восприятие - учить внимательно вслушиваться в русскую речь, находить интересные СЛОВА, слышать рифмы, подбирать синонимы, антонимы ; передавать через речь образы героев (например с помощью слов " трех - плех "), слов с увеличительным суффиксом -ищ - (медведище, котище.); активизировать использование предлогов в речи.

·Продолжать учить детей составлять предложения с предлогами, используя картинно-графические схемы по методике Т. Ю. Бардышевой,Е. Н. Моносовой, закрепить понятия : "предложение ", короткие слова -помощники (предлоги), слова -действия (глаголы), слова -предметы (одушевленные, неодушевленные существительные) .

·Развивать умение пересказывать сказку последовательно, близко к тексту, выразительно, с четкой дикцией, чтобы было понятно окружающим людям, подготовить детей к драматизации произведения.

·Воспитывать любовь и уважение к РУССКОЙ культуре, к русскому СЛОВУ, к русским традициям, к своей РОДИНЕ.

МАТЕРИАЛ к занятию : иллюстрации - колодец, коромысло, колода, печь ; настоящий наперсток, заяц из настольного театра, музыкальное сопровождение, картинно-графические схемы предложений, костюмы и декорации для драматизации произведения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :. Беседа о страхах- занятие педагога -психолога, знакомство с русскими пословицами и поговорками о трусости, чтение стихотворения С. Маршака «Про мальчика Петю». Посещение «русской избы» на занятии воспитателя.

Ход занятия

Из шкатулки логопед достает игрушечного зайца, обращается к детям : " Вы знаете из какой сказки прибежал зайчишка? (предположения детей)

Да зайку можно встретить в разных сказках, часто его называют трусишкой, много врагов у него,надеяться он может только на свои длинные ноги да чуткие уши. Недаром в народе говорят "Трусливому зайке и пенек - волк " Вот и сегодня зайчик напомнил мне русскую народную сказку страха глаза велики ".

Сказки пришли к нам из прошлых времен, многие вещи из того времени уже и не встретишь, посмотрите картинки (показ картинок-колода,колодец,коромысло, дети примеряют наперсток.)

Рассказывание сказки (сопровождается показом картинок на интерактивной доске)

Почему же так говорят : " У страха глаза велики? " Название сказки такое же, как и пословица. Когда люди пугаются, они делают большие глаза, покажите. Если страшно, все кажется больше и ужаснее, помните,как в стихотворении С. Маршака про мальчика Петю, который боялся темноты, глаза видят то, чего и в помине нет. Вот как наши герои : кто чего боялся больше всего на свете, это и увидел. бабушка - медведя, внучка -волка,курочка - лису,мышка - кота, а зайка - охотников с собаками, скажите, это на самом деле с ними случилось?

Подскажите, а что случилось на самом деле? Значит герои все придумали? И герои - водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.

Чему учит нас эта сказка? (не надо бояться пустяков, высмеивает трусость)Назовите слово наоборот (антоним) к слову трусость. А в помните поговорки о трусости? (Пуганая ворона и куста боится. Не ходи в лес, коли зайца боишься. Трус своей тени боится.)

В этой сказке показано, насколько смешными могут быть трусоватые люди, она учит побеждать свои страхи. А как можно по -другому назвать страх? (пугливость, боязливость, испуг, боязнь.)

А в сказке есть рифмы? Да - старушка, хохотушка, квохтушка, норушка - слова, помогают понять образ героев сказки. Бабушка - старенькая, внучка - веселая и задорная, курочка часто квохчет, помните я вам рассказывала, что куры умеют громко подавать голос - тогда они кудахчут, если тихо - то квохчут, когда сносят яйца или ухаживают за цыплятами. А мышка почему названа норушкой? (потому что в норке живет.)

Какие у них были ведра (разного размера. У курочки величиной с огурчик, а у мышки с наперсточек.)

Откуда они воду брали? (Из колодца, из колоды,из лужи,из следа от поросячьего копытца)

А как "пела" водица в ведрах (тре-е-ех - пле-е-ех, трех -плех,трех. трех -плех,плех, трех,трех,трех-плех,плех,плех) З ачем рассказчику понадобилось использовать такие слова?

Чтобы показать походку и характер героев, предлагаю вам, ребята, встать и показать это (дети показывают образы героев, повторяют слова "трех-плех" в разном ритме).Есть такое слово "семенит"-вот и курочка с мышкой,стараясь не отстать, семенят ножками.

Что же в огороде приключилось? (дети отвечают) А вот вам и еще одна рифмочка - хлоп -лоб.

Водоносы (это те, кто воду носят)домой помчались прятаться. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку спряталась,курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась (спряталась).

Начали они рассказывать о своих страхах друг-другу, обратите внимание - бабушке померещился не просто медведь, а МЕДВЕДИЩЕ, мышке - КОТИЩЕ усатый, предлагаю их изобразить.

Дети изображают героев сказки, учатся эмоционально передавать их фразы, жесты,делятся впечатлениями у кого получилось достовернее.

Логопед предлагает поучить эту сказку и сделать по ней спектакль для малышей.

На следующем занятии дети пересказывают эту сказку с помощью картинно - графических схем, а заключительный этап - это драматизация произведения - спектакль для малышей.

Приложение.

Стихотворение "Чего боялся Петя"

Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

— Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: — Нет! —

Щелк — и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете —

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка.

В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете —

Это печка с кочергой.

Это печь,

А не яга,

Не нога,

А кочерга

В  темноте увидел Петя:

Сверху смотрит великан.

Оказалось на рассвете —

Это старый чемодан.

Высоко — на крышу шкала —

Чемодан поставил папа,

И светились два замка

При луне, как два зрачка.

Каждый раз при встрече с Петей

Говорят друг другу дети:

Сказка " У страха глаза велики"

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видит»

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУСОСТИ

Трус, что заяц, — и тени своей боится

Душа в пятки ушла (так перепугался)

Треску бояться — в лес не ходить.

Трус и таракана принимает за великана

Пуганый заяц и пенька боится

Для трусливого Афоньки и заяц — волк

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми дошкольного возраста о крылатой поговорке «У страха глаза велики»Конспект беседы с детьми дошкольного возраста о крылатой поговорке «У страха глаза велики» Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шарыгиной Ребята! Слышали вы такую поговорку «У страха глаза велики?» - Знаете, что.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Сказка за сказкой». Драматизация сказки С. Маршака «Теремок»Конспект открытого занятия по развитию речи «Сказка за сказкой». Драматизация сказки С. Маршака «Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Конспект открытого занятия.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе В. В. Бианки «Музыкант» Цели: Продолжать учить детей пересказывать рассказ по частям. Задачи: • Развивающие Развивать способность детей обобщать и активизировать.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Пересказ сказки «У страха глаза велики»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Пересказ сказки «У страха глаза велики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога» Конспект занятия по развитию речи к презентации по теме: Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога» (обр. Дмитрия Нагишкина). Творческое.

Конспект занятия по развитию связной речи. Рассказывание по теме «Осень» Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы и задавать их. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «У страха глаза велики»Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «У страха глаза велики» Цель: развитие связной монологической речи,познавательно -речевой и творческой активности детей посредством знакомства русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи «Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 сентября 2023 в 12:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД