нелли грачева
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи к презентации по теме:
Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»
(обр. Дмитрия Нагишкина).
Творческое рассказывание
«Придумай свою концовку сказки».
с детьми старшей группы
комбинированной направленности с ОВЗ
Цель:
- Познакомить детей с нанайской народной сказкой «Айога»
(обр. Дмитрия Нагишкина)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с нанайской народной сказкой „Айога“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Задачи:
- Побуждать детей к творческому рассказыванию («Придумай свою концовку сказки»);
- Формировать умение участвовать в импровизированном диалоге – мать и дочь с помощью схемы;
- Развивать умение правильно строить предложения, подбирать более правильные слова для характеристики объекта и ситуации;
- Воспитывать заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме: «День Народного Единства. Россия – многонациональная страна», «Животные Севера»; рассматривание иллюстраций с изображением животных Севера. Беседа о народах Севера, их обычаях и традициях (место проживания; занятия – охота, рыбалка, животноводство; народные промыслы и костюмы)
Материал и оборудование:
Мультимедийная презентация по теме: «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога», мультимедийная игра «Назови главную героиню сказки» (Smart, схема составления импровизированного диалога – мать и дочь, ноутбук, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент
мультимедийная игра «Назови главную героиню сказки»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на доску и назовите сказки, в которых главная героиня – девочка.
(Работа с интерактивной доской – дети называют героиню сказки, проводят карандашом «дорожку». Воспитатель поощряет детей).
Воспитатель: - Сегодня я прочитаю вам нанайскую народную сказку.
Далеко на Севере, где живут северные олени, белые медведи люди придумали эту сказку. А записал и рассказал нам её писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Называется эта сказка – «Айога».
- Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы!
(Воспитатель читает детям сказку «Айога» до слов «И отдала мать лепёшку соседской девочке»)
Воспитатель: - А вот, что дальше было придумайте сами. Поверьте, мне, что сочинять свою концовку сказки – интереснейшее занятие! Я начну, а вы мне помогите!
- Бежала- бежала Айога, а на встречу ей…А кого могла встретить Айога? Вот посмотрите, кто живёт в тундре.
(Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает свой вариант)
Воспитатель:
- Бежала, бежала Айога и увидела стаю птиц.
- Птицы, птицы возьмите меня к себе. Ведь я самая красивая!
- А ты умеешь летать, вить гнёзда и высиживать птенцов?
- Нет, я только умею любоваться на своё отражение!
- Нет не возьмём мы тебя, не нужна нам такая самовлюблённая девочка!
(Дети рассказывают свои концовки сказки)
Варианты:
- Бежала, бежала Айога и увидела …зайчика.
-Зайчик, зайчик, возьми меня к себе. Ведь я самая красивая!
- А ты умеешь прыгать и прятаться от лисы и волка?
- Нет, я не хочу прыгать и бегать, я могу устать!
- Нет, не возьму я тебя, не нужна мне такая ленивая девочка!
- Бежала, бежала Айога и увидела …оленей.
- Олени, олени возьмите меня к себе. Ведь я самая красивая!
- А ты умеешь искать под снегом мох-ягель и шить одежду из шкур?
- Нет, не умею, я боюсь руки заморозить, пальцы уколоть!
- Нет не возьмём мы тебя, не нужна нам такая капризная девочка!
- Бежала, бежала Айога и увидела… моржа.
-Морж, морж, возьми меня к себе. Ведь я самая красивая!
- А ты умеешь плавать и ловить рыбу?
- Нет, не умею, я самая-самая красивая и ничего не хочу для тебя делать!
- Нет, не возьму я тебя, не нужна мне такая грубая девочка!
- Бежала, бежала Айога и увидела белого медведя.
- Белый медведь, возьми меня к себе. Ведь я самая красивая!
- А ты умеешь охотиться и строить берлогу из снега?
- Нет, не умею, я самая-самая красивая и ничего не хочу для тебя делать!
- Нет, не возьму я тебя, не нужна мне такая сердитая девочка!
(Воспитатель выслушивает и поощряет детей)
Воспитатель: - А вот послушайте, какую концовку к сказке «Айога» придумала я.
- Вот возьму сейчас и съем тебя!- сказал медведь Айоге. Испугалась она, бежала-бежала, прибежала домой, попросила у мамы прощение. И с тех пор стала Айога внимательной, заботливой, доброй и трудолюбивой.
Воспитатель: - Понравилась вам моя сказка? И мне ваши сказки тоже очень понравились! А остальным детям, кто ещё не рассказал, я хочу дать задание - постарайтесь сочинить свою концовку сказки дома. А сейчас давайте поиграем!
Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»
(дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как Айога просила у мамы лепёшку. А поможет нам в этом вот эта схема.
Инсценировка диалога (с помощью схемы)
(Воспитатель приглашает несколько девочек, которые участвуют в импровизационном диалоге мать – дочь и наоборот. Воспитатель поощряет детей)
(2 вариант - «не хотела трудиться»)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, а хотите узнать, как закончилась эта нанайская сказка?
(воспитатель читает сказку до конца)
Воспитатель: - Понравилась вам сказка? (Да) Девочка Айога какая в этой сказке?
(если дети затрудняются, воспитатель задаёт вопросы)
Вопросы:
- Если она не любит трудиться, то она (какая)… ленивая
- Если она любит только себя, то она (какая)… самовлюблённая
- Если она грубила родителям, то она (какая)…грубая
- Если она разговаривала сердито, то она (какая)…сердитая
(Воспитатель выслушивает ответы и поощряет детей)