Приложение МААМ

Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Назаренко
Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 «Радуга» Алтайского края Кулундинского района

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Во саду ли, в огороде

Разработчик: Назаренко Ирина Викторовна

Кулунда 2020

Цель: развитие связной речи путем формирования умения составлять описательный рассказ.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по речевому и познавательному развитию „Во саду ли, в огороде“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Формировать и расширять представления об овощах: название, внешние и вкусовые качества, места произрастания, их использование в различных блюдах.

2. Совершенствовать восприятие детей об овощах путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние).

3. Развивать умение описывать овощ по его характерным признакам с использованием схемы – модели Т. А. Ткаченко.

4. Активизировать словарный запас детей, формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность и уверенность при выполнении заданий.

Предварительная работа: рассматривание муляжей и иллюстраций овощей, фруктов, огорода, сада. Беседа на тему «Фрукты и овощи». Дидактические игры «Что где растет?», «Чудесный мешочек». Разучивание малоподвижной игры «Урожай».

Словарная работа: витамины, полезный, сырой, вареный, замораживать, калий, каротин, иммунитет, недуг, фитонциды.

Дидактический материал и оборудование: посылка: корзина со съедобными овощами, с волшебной книгой народных советов, контейнер с нарезанными овощами; демонстрационный материал – плакаты, муляжи и картинки овощей, схема – модель Т. А. Ткаченко; раздаточный материал — конверты с пазлами овощей.

Ход занятия.

1. Вводная часть:

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.

Неожиданно стук в дверь…

- Посмотрите, к нам на занятие неожиданно доставили посылку, а с чем, мы сейчас с вами догадаемся.

Дети отгадывают загадки.

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют. (огурцы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать. (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький (лук).

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок. (морковка)

Каждую отгадку- овощ дети распознают на ощупь, вынимая из посылки, кладут в корзинку.

- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.

Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лимон:

-Куда мне лимон положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лимон – это фрукт.)

-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Когда я доставала лимон, мне показалось, что в посылке что-то еще лежит.

(Воспитатель достает книгу)

-Ребята, это какая-то волшебная книга с полезными советами, в ней много иллюстраций с овощами, не просто так нам ее прислали. Ну, я думаю, для чего, мы поймем с вами чуть позже.

2. Основная часть:

Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко:

(ориентировочный рассказ для выступления дошкольника, задача воспитателя - нацеливать ребенка на правильное согласование слов в простом предложении)

«Картофель - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус в сыром виде он твердый, хрустящий, в вареном виде – он рассыпчатый, мягкий. Снаружи он покрыт тонкой коричневой кожицей, а внутри белый. Он коричневый, овальной формы. На ощупь гладкий, твердый, плотный. Его в сыром виде не едят. Из него можно приготовить очень много блюд: горячие блюда, салаты».

-Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя:

А я знаю, что первое «картошкино» имя было «папа». Так называли ее на родине в Южной Америке индейцы. В честь папы индейцы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали клубни картофеля, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. А мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями картофеля.

Из книги:

Картофель - это самый популярный продукт питания. Он источник витамина С. Сок картофеля применяется при ожогах (будут меньше видны шрамы). Картофельный сок пьют при плохом аппетите. Подышав над паром сваренного картофеля в течение 10 минут, можно лечить простуду и уменьшить зубную боль. Прикладывание ломтика картофеля к ране — обезболивает.

(ориентировочный рассказ для выступления дошкольника, задача воспитателя - нацеливать ребенка на правильное согласование слов в простом предложении)

«Лук – это овощ. Лук растет на огороде. По вкусу он горький, сочный, хрустит. Снаружи он покрыт коричневой луковой шелухой, а внутри он белый. По цвету лук коричневый, круглой формы. Лук твердый, гладкий. Лук добавляют в разные блюда. Его едят в сыром и жареном виде. Лук очень полезен!»

-Как вы понимаете пословицу «Лук - от ста недуг»?

Дополнение воспитателя:

- А я знаю, что в луке содержится такое вещество, как фитонциды – они убивают в организме все бактерии и микробы.

- Илья с мамой приготовили домашнее задание. Он нам расскажет сейчас очень интересную историю о луке. (Доклад ребенка)

«Если семечко лука посеять в землю, то из него вырастет корешок и стебель. На поверхности почвы образуется петля, напоминающая натянутый лук по своей форме. Возможно, поэтому овощ стали называть луком. Вскоре на грядке можно увидеть зеленые листики лука – перья. Они напоминают острые стрелки, которые имеют душистый запах и содержат много витаминов. Их часто кладут в супы, салаты и винегреты, или просто кушают с хлебом и солью»

Из книги:

Если у вас головная боль, то достаточно просто приложить луковицу, разрезанную на половинки, к вискам. Боль проходит.

Лечение луком стоит применять в период болезней. Для этого необходимо кушать лук, запивая его горячим чаем с лимоном. Лук следует жевать не меньше трёх минут.

Луковым соком можно лечить насморк. Капать в нос от трёх до пяти капелек.

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Назови овощ» (дети становятся в круг, передавая лимон по кругу, называют по очереди знакомые им овощи).

«Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем. (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем. (таскают)

Мы картошки накопаем. (копают)

Срежем мы кочан капусты. (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают круг руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

Практическая часть.

- Овощи на ощупь распознали, про них рассказали, а сейчас присаживаемся за столы.

Дети открывают конверты, достают пазлы, у каждого ребенка свой конверт.

Дети самостоятельно собирают пазлы.

По окончании - дидактическая игра «Назови ласково».

- Сейчас каждый из вас нам расскажет, какой овощ собрал, и попробует свой овощ назвать ласково. Например, огурец - огуречик.

- Сложите пазлы в свои конверты и уберите конверты на край стола.

«Пробуем овощи на вкус».

- Ребята, посмотрите, такая большая посылка. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.

Воспитатель достает из посылки блюдо с нарезанными овощами.

Дидактическая игра «Угадай на вкус» (дети с закрытыми глазами определяют на вкус овощ, который воспитатель предлагает попробовать).

3. Заключительная часть.

- Овощей наелись. Какую пользу они принесут нам в жизни? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии, теперь-то мы уж точно с вами не заболеем, будем красивыми, сильными и здоровыми).

- Важно ли было для вас то, о чем вы узнали сегодня на занятии?

- Чем овощи отличаются от фруктов?

- Что для вас было самым трудным? Почему?

- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии.

Список использованной литературы

Евдокимова И. Б. Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 451-453.

Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / авт. -сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева – Волгоград:Учитель,2007.

Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. -сост. С. В. Лесина. - Волгоград: Учитель,2006.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Проектная деятельность дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. -Волгоград:Учитель,2011

Развитие речи. Дополнительные материалы: овощи, фрукты, ягоды. /Авт-сост. З. А. Ефанова. - Волгоград: ИТД «Корифей».

Ткаченко Т. А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.

Кратко обо всем. - Режим доступа: https://kratkoe.com/rasskaz-pro-luk-dlya-detey/

Публикации по теме:

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 мая 2020 в 16:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Назаренко (УИ 282748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД