Ирина Русанова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Моя семья»
Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
Образовательные:
• учить отвечать на вопросы;
• обогащать словарный запас;
• учить выделять главное из полученной информации.
Развивающие:
• развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;
• развивать логическое мышление через установление пар родственных отношений.
Воспитательные:
• воспитывать положительные взаимоотношения в семье.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки семьи и семейные фотографии (принесённые детьми, мяч, кружочки из картона красного и чёрного цвета.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, беседа о членах семьи, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня замечательный солнечный день, я так хочу, чтоб в этот день у всех вас было отличное настроение. Предлагаю вам поиграть в игру, которая, поднимет всем настроение и создаст доброжелательную атмосферу в нашей группе.
Игра называется «Комплимент» (встают в круг)
Знаете ли вы, что означает это слово? Это положительная оценка собеседника. Можно оценить внешний вид человека (например: у тебя красивое платье или у тебя красивые глаза). Оценить манеру общения (ты очень внимателен, всегда готов меня выслушать, у тебя хорошо получается придумывать интересные игры, мне нравится твой спокойный тон в нашей беседе). Оценить проявления хороших качеств характера (ты очень добрый или ты очень смелый, ты верный друг). Начнём игру с меня, передавая солнышко, я скажу комплимент (имя ребёнка) и передам солнышко ему в руки. Далее каждый из вас, передавая солнышко, будет говорить комплименты рядом стоящему товарищу.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось слышать комплименты в свой адрес? Да, конечно, это очень приятно. По чаще говорите комплименты друг другу, ведь от них на душе становится так радостно и солнечно.
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на свои места. Послушайте потешку и подумайте, как одним словом можно назвать людей, которые едут из-за леса, из-за гор?
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Воспитатель: Правильно, «семья»! Семья – это самое главное в нашей жизни. Так, ребята, из кого же состоит семья?
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…
(мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш …
(папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…
(бабушка)
Приезжаю к нему на лето,
Жизнь его еще не спета!
Вместе ходим на рыбалку,
Зимой катаемся на санках!
У него седая голова,
До колена борода
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
(дед)
Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители — одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой …
(брат)
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она?
(сестра)
Что тебе сказать, не знаю.
Если нет тебя — скучаю,
Улыбаюсь — рядом ты.
Ты и я — мы две …
(сестры)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне…
(дядя)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал?
(тётя)
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. А теперь вставайте в кружок и слушайте задание: я бросаю вам мяч и задаю вопросы, а вы бросайте мяч мне назад и отвечайте на вопросы:
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь)
• Я тебе бабушка, значит ты мне (внук, внучка)
• Я тебе сестра, значит ты мне (брат, сестра)
• Я тебе тётя, значит ты мне (племянник, племянница)
• Я тебе жена, ты мне (муж)
Воспитатель: Вот и разобрались! Садитесь. Теперь я уверена, что вы без труда справитесь со следующим заданием: определите, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
-Мама, соседка, бабушка, сестра.
-Бабушка, подруга, сестра, мама.
-Сестра, продавец, бабушка, брат.
-Дворник, брат, папа, дедушка.
-Дедушка, папа, водитель, отец.
Воспитатель: Замечательно справились!
А теперь повторяйте за мной слова и движения.
Пальчиковая гимнастика "Кто приехал?"
Кто приехал? (Пальцы обеих рук сложены вместе.)
Мы, мы, мы! (Быстро хлопают кончики больших пальцев).
Мама, мама, это ты? (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Папа, папа, это ты? (Хлопают кончики указательных).
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики средних пальцев.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончики безымянных.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.)
Воспитатель: Отлично получилось! А теперь отдохнём.
Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире? 1234 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
- Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны вправо и влево)
Деда, бабушка и я, вот и вся моя семья!
Воспитатель: (дети остаются в центре группы и садятся в кружок на коврик) У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный).
Сейчас я вам раздам кружочки, и мы поиграем в игру «Радость или огорчение?»
Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. Совершайте хорошие поступки и не огорчайте близких, берегите их. Ведь семья, это где о вас заботятся, оберегают, любят и надеются на ваши ответные чувства.
Чтение стихотворения:
Семья – это дом,
Всегда полный заботы.
Дружны в нём всегда,
Помогать всегда рады,
Встречают друг друга с улыбкой во взгляде.
Воспитатель: Согласны, ребята, вы с этими строками в стихотворении? (ответы детей)
Итог (составление синквейна)
Воспитатель: Ребята, садитесь. Сегодня вы хорошо поработали, и, подводя итог, мы можем кратко описать, что вы чувствуете по отношению к своей семье.
Семья, она какая? (заботливая, дружная)
Что она делает для вас? (любит, помогает, оберегает)
Как вы к ней относитесь? (самое главное в нашей жизни)
Что для вас семья? (дом)
Для закрепления полученной информации, воспитатель просит повторить нерифмованные строки нескольких детей.