Оксана Вагнер
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательные задачи:
-Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
-активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная);
-объяснить артикуляцию звука «С», упражнять в правильном, отчетливом произнесении, в звукоподражании с разной громкостью.
-Закреплять составление рассказа о семье по мнемотаблице;
-упражнять в подборе прилагательных;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
-воспитывать интонационную выразительность речи.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.
Образовательная область «Физическое развитие»
-Создать условия для активного отдыха в динамической паузе «Как тебя зовут?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Закрепить названия родственных отношений в семье;
-систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.
Предварительная работа:
-Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
-рассматривание семейных фотографий.
Методические приемы:
- игровая мотивация;
-игра «Данетка»;
-использование ИКТ;
-смена статического положения;
-работа с дидактическим материалом;
-звуковая культура речи;
-сюрпризный момент;
-использование метода ТРИЗ;
-использование наглядности;
-вопросы к детям;
-рассказ из личного опыта;
-рефлексия.
Материалы и оборудование:
-Экран, ткань, игрушки человечков, видеоролик к программе «Моя семья», портрет семьи, черный ящик, письмо от Почтальона Печкина, молоток, очки, половник, книга, мнемотаблица.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Организационная часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки улыбнёмся друг другу. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг. )
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
Воспитатель: Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей
Я для вас приготовила сюрприз, он спрятан под этой тканью. Ваша задача догадаться, что там. Мне хочется поиграть в веселую игру «Данетка». Вы должны задавать мне вопросы, а я буду отвечать «Да - нет».
Только давайте договоримся, что мы не будем выкрикивать с места, а будем красиво поднимать руки.
Игра «Данетка»
(под тканью спрятана фигурка человека)
Примерные вопросы:
-Это большое?
-Это что-то живое?
-Это игрушка?
Педагог: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете (ставит фигурку мальчика).
-Скажите пожалуйста, каким тогда будет выглядеть наш мальчик?
Дети: грустным, унылым, печальным, огорченным.
Педагог: А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?».
Дети: Мы думаем, что не может быть, чтобы у человека никого не было.
Педагог: Тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (предложить детям выставить фигурки членов семьи).
Какое тогда будет настроение у нашего маленького героя?
Дети: радостное, веселое, счастливое.
Педагог: А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе?
Дети: семья.
Педагог: Сегодня я приглашаю вас на передачу, которая так и называется «Моя семья». На передаче мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет на нашей передаче. Итак, внимание на экран. (слайд №1)
Педагог: Скажите, что такое семья? (ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это дом. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это, когда живут вместе папа, мама, дети.
Как вы правильно сказали, на экране фотография большой и дружной семьи. Семья-это не только наши родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры. А также к членам семьи можно отнести своих любимых питомцев-кошек, собак, животных, за которыми мы ухаживаем и заботимся.
Педагог: Скажите пожалуйста, а какие бывают семьи?
Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые.
Педагог: Все члены семьи связаны между собой невидимыми ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим знаете ли вы, кто в семье кем кому приходится?
Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросайте мне мяч назад и отвечайте на вопрос.
Игра «Кто ты мне?»
-Я тебе мама, значит ты мне (дочь, сын)
-Я тебе бабушка-ты мне (внук, внучка)
-Я тебе сестра старшая-ты мне (братишка, сестренка)
-Я тебе брат- ты мне (братишка, сестренка)
-Я тебе дедушка –ты мне (внук, внучка)
-Я тебе папа–а ты мне (дочь, сын)
Педагог: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях. Присаживайтесь на свои места.
Педагог: Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Семья». (Дети произносят)
Скажите пожалуйста с какого звука начинается слово? (звука «С»)
Давайте определим позицию звука «С» в слове: в начале, середине или конце? (Дети закрывают звук квадратиком на фланелеграфе в начале слова)
В слове «семья»-2 гласные буквы «Е», «Я». А значит сколько в слове гласных -столько слогов. Давайте вместе прохлопаем в ладоши: «СЕ-МЬЯ» (2 раза прохлопывают)
Скажите, а на чью песенку похожа эта песенка «С-с-с-с»
Дети: на песенку водички
Педагог: Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько спойте: «С-с-с-с»
Артикуляционная гимнастика
Давайте послушаем, как песня воды получается у Киры? У Иланы? У Матвея?
А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей-поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
(садятся на стулья)
Внимание на экран (слайд №2)
Педагог: Ребята, а нашу группу можно назвать одной семьей?
Дети: Да.
Педагог: Правильно. Наш садик, наша группа-это наш второй дом. Это наша большая и дружная семья. В которой живут и мальчики, и девочки. В нашей семье мы все делаем вместе: играем, занимаемся, гуляем, обедаем, веселимся. И вот пробил час нам дружно всем поиграть.
(Вдруг раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку с письмом.)
Педагог: (зачитывает письмо). «Дорогие ребята! Нужна ваша помощь. Разберите предметы, которые находятся в ящике и раздайте их родственникам». Почтальон Печкин.
Педагог: Ну что же, ребята поможете мне разобрать посылку?
(в ящике предметы: молоток, очки, половник, игрушка)
-Рома, кому мы подарим молоток? (Папе).
-Расскажи, какой он твой папа? (Строгий, умный, сильный);
-Ксюша, кому мы дадим очки? (Бабушке)
-Скажи пожалуйста, какая она твоя бабуля? (старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая, доброжелательная);
-Ваня, кому ты бы подарил половник? (маме)
-Будь добр расскажи о своей маме. Мама (какая)- (добрая, красивая, терпеливая, нежная, умная, требовательная и т. д. )
-Вера, а кому бы ты подарила книгу? (брату или сестре)
-Скажи, а сестра у тебя какая? (веселая, задорная, непоседливая, умная и т. д. )
Педагог: Дорогие ребята, а семьи есть не только у людей, есть семьи и у животных. Давайте посмотрим на экран.
(на экране слайды животных: медведи, волки, зайцы)
Кого вы видите на экране? (папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок; а много -медвежата)
А семья медведей называется -медвежья.
-Ксюша перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, а много -волчата)
Молодец! А семья волков- называется -волчья.
Вова, перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, а много -зайчата).
Ребята, а как же будет называться семья зайцев -заячья семья?
Педагог: Спасибо, ребятки. А теперь, когда мы много узнали о семьях людей, животных. Теперь пришло время рассказать о вашей семье. А помощником вам будет таблица с картинками. Раньше мы никогда так с вами не составляли рассказы. Давайте внимательно ее рассмотрим.
1. Ребенок. (Твое имя)
2. Три человека (Имена родителей и членов семьи)
3. Молоток (Профессия папы)
4. Фартук (Профессия мамы)
5. Клубок ниток (Бабушка и дедушка)
6. Рука (Кто помогает тебе)
Педагог: Молодцы, ребята! Все справились с задание. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказ по картинкам?
Дети: Да
Педагог: Наша передача подходит к концу.
Педагог: (на фоне музыки читает стихотворение)
Но к счастью жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!