Сивцева Лариса
Конспект занятия по региональному компоненту в старшей группе «Экскурсия в музей изобразительных искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему :
«Экскурсия в музей изобразительных искусств»
Разработала: воспитатель Сивцева Л. А.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по региональному компоненту в старшей группе „Экскурсия в музей изобразительных искусств“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
1. Углублять знания детей о жанре живописи- портрете. Продолжать учить детей описывать пейзаж и портрет, придерживаясь определенной последовательности. Развивать речь детей. Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему.
2. Познакомить детей с творчеством Ставропольских художников. Научить детей видеть красоту природы в произведениях художников. Воспитывать уважительное отношение к художникам, прославившим Ставропольский край.
3. Развивать актерские способности детей. Мимику, жесты использовать предметы при выражении своих чувств.
4. Закреплять знания жанров живописи портрета, натюрморта, пейзажа. Упражнять в составлении их из частей.
5. Закрепить знания детей о работниках музея.
Предварительная работа:
Занятия. Беседы о музеях и картинах. Этюды, нацеленные на развитие актерских данных.
Оборудование:
Репродукции картин Ставропольских художников,
«Живая рамка»,
Д/и «Художник»
Ход занятия:
1часть.
Воспитатель. – Ребята нас пригласили в музей изобразительных скусств. А что такое музей? Ответы детей. Ребята, как нужно вести себя в музее? Ответы детей.
Дети «идут» в музей.
- Посмотрите на двери висит замок, а ключи какие странные.
Да, это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок откроется. Слушайте внимательно.
-- Что такое изобразительное искусство?
– Кто такой экскурсовод?
– Какая известная картинная галерея находится в Москве?
Ответы детей.
Замок открылся и мы можем войти.
-Что-то никого не видно. Смотрите записка для нас.
Читает записку : «Дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной».
- что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Давайте попробуем сами рассказать о картине. Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.
(Ребенку, который захотел рассказать о картине, «вешается» бейджик экскурсовода)
Ребенок.
Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Она называется «Три богатыря». Находится она в Третьяковской галерее в Москве. На картине изображены богатыри. Они сидят на своих богатырских конях и охраняют Русскую землю. На переднем плане картины изображены богатыри. Илья Муромец. Он с копьем. У него на руке богатырской висит булава. А другой он держит щит. Илья Муромец сильный, мудрый, отважный. Конь у богатыря черный такой же сильный, как хозяин. Рядом Добрыня Никитич на белом коне. Он быстрый, отважный, благородный.
Добрыня вооружен мечом, который он вытащил из ножен. С другой стороны самый молодой богатырь Алеша Попович. Хитрый, отважный, добрый и смелый. Петь умеет и воевать. За спинами богатырей на заднем плане, видны просторы огромной русской земли; леса, поля, степи. Художник использовал темные цвета, которые вызывают тревогу, настороженность. Мне нравится эта картина, потому что на ней изображены защитники Родины…
Воспитатель – А вам понравилась картина? Отзывы детей.
-Спасибо за рассказ.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите, здесь находятся репродукции картин Ставропольского художника Павла Моисеевича Гречишкина.
Он родился 16.01.1922г. в селе Татарка Шпаковского р-на. Маленький Павел весь свой досуг проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды.
П. М. Гречишкин участник Великой Отечественной войны. После войны он полностью посвящает себя живописи. Все свое творчество он посвятил природе, верность которой сохранил до конца своих дней.
П. М. Гречишкин - один из самых плодотворных пейзажистов Ставропольского края. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора.
Его заслуги были справедливо отмечены высокими государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг», орденами «Знак Почета» и Октябрьской революции, ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
П. М. Гречишкин умер в 2009 году, его похоронили в городе Ставрополе.
- Я предлагаю вам рассмотреть его известные картины «Ставропольский лес», «Темный лес», «Зимний лес».
- Что изображено на картинах? Что общего в этих картинах?
Дети. Мы видим лес. Пейзаж. Красивый лес.
- А что такое пейзаж? Ответы детей
- Рассмотрим картину «Ставропольский лес». Что главное на этой картине?
Дети. Деревья.
- Какие деревья изобразил художник?
Дети. Высокие, стройные.
- Посмотрите, внимательно как стоят деревья, озаренные солнцем. Лучи солнца как- будто играют в водах ручья. Рядом с высокими и стройными деревьями тянутся молодые деревца. Это детки деревьев прибежали на опушку, ближе к ручью, где больше солнца. Особую жизнь картине придает игра света и тени. Солнечный свет словно омывает, оглаживает каждый в отдельности золотистый листок. Эта картина выполнена теплыми тонами краски. Посмотрим внимательнее на картину «Зимний лес». Мы заметили тот же ручей, те же склоны с высокими деревьями, не так ли? А вы знаете почему?
Дети. Эти две картины в одном и том же лесу в г. Ставрополе.
- Скажите, когда он рисовал картину «Ставропольский лес»?
Дети. Осенью.
- Почему вы так думаете?
Дети. Деревья надели желтые платья.
- А «Зимний лес» когда изображался, как вы думаете?
Дети. Зимой.
- Как изобразил зимний лес художник?
Дети. Зима изображена в холодных тонах, белый, голубой, сероватый, даже солнце бледное, не так как осенью и летом.
- Ребята, как вы думаете, в какое время года лес красивее всего?
Дети. Летом, осенью, зимой, весной.
- Вы правы, дети, лес красив в любое время года. Почему же художник назвал картину «Ставропольский лес»?
Дети. Потому что он изобразил наш лес – в городе Ставрополе, где он родился и вырос.
- Правильно, ребята, в этом и заключается сила искусства – среди множества красивых мест в лесу художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, поэтому и сумел создать образ леса, присущий городу Ставрополю.
- Давайте послушаем другого экскурсовода.
Ребенок.
Картина называется «Ставропольский лес». Написал ее Ставропольский художник П. М. Гречишкин. Это осенний пейзаж. Осень любимое время года художника. На переднем плане картины художник изобразил маленький ручей. По берегам ручья он изобразил серые и черные камни, так как они намокли от воды. Вдоль ручья растут высокие красивые деревья. Солнце Гречишкин не изобразил в своей картине, но мы видим кусочек голубого неба и лучи, пробивающиеся сквозь листву. Художник изобразил покачивающиеся деревья и листья, которые еще не долетели до земли. Художник использовал светлые краски. Осенний лес можно назвать золотым. Земля тоже покрыта золотыми, желтыми, коричневыми листьями, от этого она тоже кажется золотой, как и деревья. П. М. Гречишкин показал красоту осеннего леса. Мне очень нравится эта картина.
- Молодцы, вы были отличными экскурсоводами. А мы переходим в следующий зал.
2-я часть.
- Посмотрите, и скажите, что необычного в этом зале? В этом зале находятся одни портреты. А, что такое портрет? Ответы детей. Портрет – это изображение не придуманного человека, а кто действительно живет или жил на земле. Какой бывает портрет в зависимости оттого человек какого пола на нем изображен? Правильно, мужской, детский, женский. Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой. Давайте посмотрим, какие портреты выставляются в этом зале.
Рассказы детей.
- 1. Описание картины Ставропольского художника
А. Соколенко «Лето» (Детский одиночный портрет.)
2. Описание картины Ставропольской художницы Полины Стогулевой «Женский портрет». (Парный портрет.)
3. Описание картины Ставропольского художника А. Соколенко «Семья». (Групповой портрет.)
- Вы очень хорошо рассказали о портретах. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в портретах художники нередко используют небольшие кусочки, фрагменты пейзажа и натюрморта. Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Оказывается, все жанры живописи дружат, они взаимосвязаны друг с другом. Портрет, натюрморт, пейзаж дополняют друг друга и помогают художнику более ярко, красиво написать картину.
- А сейчас физминутка. Я предлагаю поиграть в игру «Художник». С помощью жестов и мимики вы должны изобразить героев картин.
Наш художник носит бант. Дети изображают, как завязывают бант. У него большой талант. Идут по кругу, взявшись за руки.
На картине, как живая Бабушка с бокалом чая. Показывают бабушку с чаем. Ребятишки все смешные. Дразнилки. Спят ребята озорные. «Спят».
- Молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше. Смотрите рамка пустая. А тут написано «Живая картина». Директор музея приготовил для вас сюрприз.
Дети делятся по двое и берут необходимые атрибуты для составления картины. Называют жанр и дают название своей картине.
Например:
1. Одиночный детский портрет «Девочка с куклой»
2. Парный детский портрет «Подружки»
3. Натюрморт «Ваза с цветами»
4. Натюрморт «Овощи на тарелке»
- Замечательные картины у вас получились. А мы пришли в последний зал нашего музея.
3-я часть.
- Последний зал в музее «Игровой». Я предлагаю вам разделиться по парам. И создать портрет, натюрморт, пейзаж.
Дидактическая игра «Собери картину».
- Посмотрите друг у друга произведения, и скажите, все справились с заданием правильно? Оценку дают дети.
- Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.
- Мне очень понравилась наша экскурсия. У меня для вас небольшой сюрприз. Воспитатель достает подарочную коробку.
- Вы должны отгадать, что лежит в этой коробке. Подсказка для вас. Это необходимый атрибут художника.
Дети отгадывают. Воспитатель дарит детям краски. Я, надеюсь, когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.