Лучший педагог года

Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»

Лариса Курманова
Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»

Выполнил:

Курманова Лариса Ярашевна

(Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ города Нижневартовска

Детский сад № 62 «Журавушка»

Пояснительная записка

Конспект образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет на тему: «Веселое приключение по Шахматному Королевству». Занятие составлено в соответствии ФГОС ДО и с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является авторской разработкой построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Публикация «Конспект занятия по шахматам „Веселое приключение по Шахматному Королевству“» размещена в разделах

Принцип непрерывности в обучении (на основе предыдущих занятий);

Принцип доступности (учет возрастных особенностях детей);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес во время всего занятия);

принцип – целостности и системности (совокупность элементов);

Принцип гуманистической направленности (ориентацию образовательно - воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности).

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность, познавательную активность и интерес.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность; формировать способность ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения, формирование у ребенка потребности речевого общения. Закрепить название шахматных терминов : вертикаль, горизонталь, диагональ. Развивающие: закреплять умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, координация речи с движением; развивать наблюдательность, познавательный интерес, зрительную и слуховую память, воображение, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к игре в шахматы; чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение.

Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы и приемы:

Наглядные (мультимедийная презентация, мнемосхемы, интерактивная викторина);

Наглядно – практический (задания с использованием ИКТ, моделирование шахматной доски, дидактические упражнения);

Словесные (заучивание ходов шахматных фигур, рассказ сопровождение по презентации)

Проблемно – поисковые (проблемные ситуации, самоанализ, выводы, умозаключения);

Игровые.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Применение инновационных технологий - использование ИКТ, интерактивных и компьютерных игр, мнемосхем, позволило вызвать познавательный интерес, активность и удерживать внимание детей на протяжении всего занятия. Поэтапная смена деятельности позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой, дети являлись активными участниками игровых моментов.

Оборудование: шахматная доска, шахматные фигуры, интерактивная доска, компьютер, слайд с изображением Королевства, презентация игры: «Закончи фразу», презентация «Заколдованное Шахматное Королевство», напольная шахматная доска, головные уборы с изображением шахматных фигур, компьютерная игра: «Динозавры учат шахматам», дидактическая игра: «Рассеянный художник» (карточки, карандаши, костюм Шахматной королевы, мнемотаблица для заучивания стихотворения.

Часть НОД Содержание

Организационный момент.

Воспитатель здоровается с детьми.

Проводится игра: «Я здороваюсь везде».

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Назовите их?

Чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений? (в сказках есть волшебство…. животные разговаривают человеческим голосом)

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в волшебную сказку. Хотите туда попасть? Ну, тогда не будем задерживаться и отправимся прямо сейчас.

Посмотрите, ребята! Мы с вами попали в сказку, которая называется «Новые приключения кота в сапогах»

Звучит голос Шахматной Королеве, которая просит помощи:

«Ребята! Кто – то хитрый, кто-то вредный заколдовал моё чёрно-белое королевство, раскрасив его в красный цвет. Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания. За каждое выполненное задание вы сможете расколдовать одну шахматную фигуру. Жду вашей помощи!».

Что же случилось в этом королевстве?

(Ответы детей)

Ведь действительно и шахматная доска и фигуры стали красного цвета.

Вы готовы прийти на помощь? (Ответы)

Тогда отправляемся в путь дорогу.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Это, наверное, кто – то хитрый, кто – то вредный навел здесь такой беспорядок. А какие геометрические фигуры здесь разбросаны? Какого цвета квадраты? Что напоминают эти квадраты? А вы знаете, как располагаются квадраты на шахматной доске? (какая доска нужна для игры в шахматы).

-Ответы детей

Давайте наведём порядок и соберём самую настоящую шахматную доску.

Дети собирают шахматную доску.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Навели мы здесь порядок. Покажите где вертикаль, горизонталь, диагональ? Посмотрите на экран.

Шахматная доска стала черно-белой, наверное, мы её расколдовали. Шахматную доску мы расколдовали, а шахматные жители ждут нашей помощи. Думаю одним нам не справиться, а помогут нам динозаврики, которые пришли на помощь из другой сказки, они все знают о шахматах. Они приглашают нас в свою шахматную школу, где расскажут нам о шахматной фигуре. А какой вы узнаете чуть позже. Приглашаю ребят в компьютерный класс. Проходите, присаживайтесь. Сегодня мы будем работать в парах. Сядьте по два человека.

Динозаврик рассказывает о ладье ( дети слушают фрагмент игры: «Динозавры учат шахматам, урок № 3 «Ладья» и выполняют практические задания с использованием ИКТ). Что вы видите на экране? (Шахматную доску, конфетки, ладью)

Ладья любит сладости, давайте соберём для неё конфеты. Пока один собирает конфеты, другой считает, сколько конфет собрали для ладьи, а потом поменяетесь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! справились с заданием. Вот и расколдовали шахматную фигуру. Посмотрите на экран. Кто запомнил, как она называется? (Ладья)

Воспитатель: Ребята, я вспомнила одно забавное стихотворение. Хотите я вам его расскажу?

«Не живёт в зверинце

Шахматный слон.

Не берёт гостинцы он,

По косой ходит

Хоботом он водит».

Понравилось вам стихотворение?

О чем это стихотворение? О шахматном слоне. Чтобы расколдовать следующую фигуру нам нужно это стихотворение запомнить. Быстрее запомнить его нам помогут картинки. (дети заучивают стихотворение с помощью мнемодорожки)

Что говорится о шахматном слоне?

Не живёт в зверинце, (прикрепляет картинку к мольберту). Не берёт гостинцы, (прикрепляет картинку к мольберту)

по косой ходит, (прикрепляет картинку к мольберту, хоботом не водит» (прикрепляет картинку к мольберту). Воспитатель читает еще раз стихотворение с опорой на мнемодорожки вместе со всеми детьми, потом по желанию спрашивает одного ребенка.

Воспитатель: Вот и вторую фигуру расколдовали.

Посмотрите на экран.

Кто запомнил её название?

Воспитатель: А сейчас приглашаю всех поиграть. Но для этого нам нужно превратиться в шахматную фигуру. Подойдите к столу наденьте ободки с фигурой и встаньте в кружок.

«Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем.

Вправо – влево, а потом.

Наши ножки разомнём

один, два приседаем

три, четыре на месте шагаем.

Пять, шесть покружились

и на месте остановились.

Мы размялись от души,

Ведь на помощь мы спешим».

Воспитатель: В какие фигуры мы с вами превратились? (Пешки) Молодцы! Посмотрите, ребята! Вот и пешки снова стали черно – белыми. Давайте вспомним, какие фигуры мы с вами уже расколдовали? Ребята пешки так обрадовались тому, что вы их расколдовали и теперь хотят с вами поиграть в игру, которая называется «Закончи фразу». Поиграем?

-Да

Будьте внимательны.

«Когда у зверят ничего не болит,

Засядет за шахматы наш(Айболит)

Слона я люблю и храню под подушкой.

Привет от Ванюши. Царевна. (Лягушка)

С Пятачком сев под лопух,

Достал фигуры… (Винипух)

Я почтальон, загораю на речке.

Люблю играть в шахматы. Как звать меня?. (Печкин)

Когда мне фигуры

Приносят на крышу,

В тот день не шалю,

А сижу тише мыши (Карлсон)

Ребята! Нам осталось расколдовать последнюю фигуру. Проходите, присаживайтесь за стол. Рассеянный художник забыл, дорисовать шахматную фигуру, поможем ему ( дидактическая игра: «Рассеянный художник» дети дорисовывают фигуры)

Воспитатель: Какие фигуры вы дорисовали? Вот какие вы молодцы! Все справились с заданием.

Ребята! Посмотрите вот и расколдовали мы все шахматные фигуры. Помогли Шахматной Королеве.

Заключительная часть

Воспитатель переодевается в Шахматную Королеву : Здравствуйте ребята! Приветствую вас в Шахматном Королевстве. Я очень рада вас видеть. Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания, расколдовали мое Королевство. Посмотрите, мое Шахматное Королевство стало черно – белым :

«Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят»

«Рядом с ними два коня

Хитро смотрят на меня»,

«Меж коней заключены

Наши славные слоны».

«А теперь без спешки

Построились в ряд пешки».

Ребята! В знак благодарности примите от меня вот эту замечательную игру. (Вручает шахматы) Ваше путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествовать по Шахматному Королевству? Какие задания вам запомнились больше всего? А может быть, вы запомнили, в какую сказку вы попали (Новые приключения кота в сапогах)

Читает стихотворения:

«Что за прелесть эти сказки!

Для чего они нужны?

Может быть, добро и ласку

в них увидишь я и ты.

В сказке радость побеждает,

сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

начинают говорить.

В сказке все бывает честно

и начало и конец.

Смелый принц ведет принцессу

непременно под венец.

Белоснежка и русалка

Старый карлик, добрый гном.

Покидать нам сказку жалко

как уютный милый дом»

Спасибо вам за помощь. До свидания!

Воспитатель: До свидания! Шахматная королева. Ребята, нам пора в детский сад, наше приключение заканчивается. Звучит музыка дети, дети рассматривают новые шахматы, делятся друг с другом впечатлениями, воспитатель побуждает с ним поиграть.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Веселое путешествие» ЦЕЛИ: • Продолжать формировать представления детей о природе: диких и домашних птицах, о деревьях (еле, березе, признаках осени. • Продолжать.

Фоторепортаж «Дополнительные занятия по шахматам»Фоторепортаж «Дополнительные занятия по шахматам» И как всегда в начале боя Часы качнули тишину, И двинулись два ратных строя На деревянную войну. И с яростью, в начальной спешке Не.

Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Веселое путешествие в страну Математику» Ф. И. О. Смирнова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной группы №5, «Детский сад № 156 г. Челябинск» Направление развития: формирование.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим транспортом в средней группе «Веселое путешествие» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Веселое путешествие». Цель: познакомить детей с обобщающим понятием.

Конспект занятия «Веселое путешествие. Овощи» для старшей коррекционной группы Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление об овощах, активизировать словарь по данной теме, закреплять умение.

Конспект занятия по шахматам. Второй год обучения «Шах» Конспект по дисциплине обучение игре шахматы, шашки Тема: Шах. Подготовила: Шарапова А. С. Цели: • Расширить знания о понятиях «шах»,.

Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски» Конспект непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шашки 1-й год обучения Подготовительная группа Тема: «Шахматная.

Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры» Цель: Увлекать и пробудить интерес детей к древней игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. Задачи: - Повторить.

Конспект первого занятия по шахматам в детском саду «Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской Тема: «Шахматная доска» Цель:.

Конспект занятия с элементами песочной терапии в средней группе «Веселое приключение» Конспект занятия с элементами песочной терапии в средней группе «Веселое приключение» Подготовила педагог-психолог, Ярославцева Ю. Н. Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 17:54
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД