Папки-передвижки

Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»

Лариса Курманова
Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнил:

Курманова Лариса Ярашевна

(Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ города Нижневартовска

Детский сад № 62 «Журавушка»

Пояснительная записка

Конспект образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет на тему: «Веселое приключение по Шахматному Королевству». Занятие составлено в соответствии ФГОС ДО и с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является авторской разработкой построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Публикация «Конспект занятия по шахматам „Веселое приключение по Шахматному Королевству“» размещена в разделах

Принцип непрерывности в обучении (на основе предыдущих занятий);

Принцип доступности (учет возрастных особенностях детей);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес во время всего занятия);

принцип – целостности и системности (совокупность элементов);

Принцип гуманистической направленности (ориентацию образовательно - воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности).

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность, познавательную активность и интерес.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность; формировать способность ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения, формирование у ребенка потребности речевого общения. Закрепить название шахматных терминов : вертикаль, горизонталь, диагональ. Развивающие: закреплять умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, координация речи с движением; развивать наблюдательность, познавательный интерес, зрительную и слуховую память, воображение, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к игре в шахматы; чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение.

Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы и приемы:

Наглядные (мультимедийная презентация, мнемосхемы, интерактивная викторина);

Наглядно – практический (задания с использованием ИКТ, моделирование шахматной доски, дидактические упражнения);

Словесные (заучивание ходов шахматных фигур, рассказ сопровождение по презентации)

Проблемно – поисковые (проблемные ситуации, самоанализ, выводы, умозаключения);

Игровые.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Применение инновационных технологий - использование ИКТ, интерактивных и компьютерных игр, мнемосхем, позволило вызвать познавательный интерес, активность и удерживать внимание детей на протяжении всего занятия. Поэтапная смена деятельности позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой, дети являлись активными участниками игровых моментов.

Оборудование: шахматная доска, шахматные фигуры, интерактивная доска, компьютер, слайд с изображением Королевства, презентация игры: «Закончи фразу», презентация «Заколдованное Шахматное Королевство», напольная шахматная доска, головные уборы с изображением шахматных фигур, компьютерная игра: «Динозавры учат шахматам», дидактическая игра: «Рассеянный художник» (карточки, карандаши, костюм Шахматной королевы, мнемотаблица для заучивания стихотворения.

Часть НОД Содержание

Организационный момент.

Воспитатель здоровается с детьми.

Проводится игра: «Я здороваюсь везде».

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Назовите их?

Чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений? (в сказках есть волшебство…. животные разговаривают человеческим голосом)

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в волшебную сказку. Хотите туда попасть? Ну, тогда не будем задерживаться и отправимся прямо сейчас.

Посмотрите, ребята! Мы с вами попали в сказку, которая называется «Новые приключения кота в сапогах»

Звучит голос Шахматной Королеве, которая просит помощи:

«Ребята! Кто – то хитрый, кто-то вредный заколдовал моё чёрно-белое королевство, раскрасив его в красный цвет. Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания. За каждое выполненное задание вы сможете расколдовать одну шахматную фигуру. Жду вашей помощи!».

Что же случилось в этом королевстве?

(Ответы детей)

Ведь действительно и шахматная доска и фигуры стали красного цвета.

Вы готовы прийти на помощь? (Ответы)

Тогда отправляемся в путь дорогу.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Это, наверное, кто – то хитрый, кто – то вредный навел здесь такой беспорядок. А какие геометрические фигуры здесь разбросаны? Какого цвета квадраты? Что напоминают эти квадраты? А вы знаете, как располагаются квадраты на шахматной доске? (какая доска нужна для игры в шахматы).

-Ответы детей

Давайте наведём порядок и соберём самую настоящую шахматную доску.

Дети собирают шахматную доску.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Навели мы здесь порядок. Покажите где вертикаль, горизонталь, диагональ? Посмотрите на экран.

Шахматная доска стала черно-белой, наверное, мы её расколдовали. Шахматную доску мы расколдовали, а шахматные жители ждут нашей помощи. Думаю одним нам не справиться, а помогут нам динозаврики, которые пришли на помощь из другой сказки, они все знают о шахматах. Они приглашают нас в свою шахматную школу, где расскажут нам о шахматной фигуре. А какой вы узнаете чуть позже. Приглашаю ребят в компьютерный класс. Проходите, присаживайтесь. Сегодня мы будем работать в парах. Сядьте по два человека.

Динозаврик рассказывает о ладье ( дети слушают фрагмент игры: «Динозавры учат шахматам, урок № 3 «Ладья» и выполняют практические задания с использованием ИКТ). Что вы видите на экране? (Шахматную доску, конфетки, ладью)

Ладья любит сладости, давайте соберём для неё конфеты. Пока один собирает конфеты, другой считает, сколько конфет собрали для ладьи, а потом поменяетесь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! справились с заданием. Вот и расколдовали шахматную фигуру. Посмотрите на экран. Кто запомнил, как она называется? (Ладья)

Воспитатель: Ребята, я вспомнила одно забавное стихотворение. Хотите я вам его расскажу?

«Не живёт в зверинце

Шахматный слон.

Не берёт гостинцы он,

По косой ходит

Хоботом он водит».

Понравилось вам стихотворение?

О чем это стихотворение? О шахматном слоне. Чтобы расколдовать следующую фигуру нам нужно это стихотворение запомнить. Быстрее запомнить его нам помогут картинки. (дети заучивают стихотворение с помощью мнемодорожки)

Что говорится о шахматном слоне?

Не живёт в зверинце, (прикрепляет картинку к мольберту). Не берёт гостинцы, (прикрепляет картинку к мольберту)

по косой ходит, (прикрепляет картинку к мольберту, хоботом не водит» (прикрепляет картинку к мольберту). Воспитатель читает еще раз стихотворение с опорой на мнемодорожки вместе со всеми детьми, потом по желанию спрашивает одного ребенка.

Воспитатель: Вот и вторую фигуру расколдовали.

Посмотрите на экран.

Кто запомнил её название?

Воспитатель: А сейчас приглашаю всех поиграть. Но для этого нам нужно превратиться в шахматную фигуру. Подойдите к столу наденьте ободки с фигурой и встаньте в кружок.

«Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем.

Вправо – влево, а потом.

Наши ножки разомнём

один, два приседаем

три, четыре на месте шагаем.

Пять, шесть покружились

и на месте остановились.

Мы размялись от души,

Ведь на помощь мы спешим».

Воспитатель: В какие фигуры мы с вами превратились? (Пешки) Молодцы! Посмотрите, ребята! Вот и пешки снова стали черно – белыми. Давайте вспомним, какие фигуры мы с вами уже расколдовали? Ребята пешки так обрадовались тому, что вы их расколдовали и теперь хотят с вами поиграть в игру, которая называется «Закончи фразу». Поиграем?

-Да

Будьте внимательны.

«Когда у зверят ничего не болит,

Засядет за шахматы наш(Айболит)

Слона я люблю и храню под подушкой.

Привет от Ванюши. Царевна. (Лягушка)

С Пятачком сев под лопух,

Достал фигуры… (Винипух)

Я почтальон, загораю на речке.

Люблю играть в шахматы. Как звать меня?. (Печкин)

Когда мне фигуры

Приносят на крышу,

В тот день не шалю,

А сижу тише мыши (Карлсон)

Ребята! Нам осталось расколдовать последнюю фигуру. Проходите, присаживайтесь за стол. Рассеянный художник забыл, дорисовать шахматную фигуру, поможем ему ( дидактическая игра: «Рассеянный художник» дети дорисовывают фигуры)

Воспитатель: Какие фигуры вы дорисовали? Вот какие вы молодцы! Все справились с заданием.

Ребята! Посмотрите вот и расколдовали мы все шахматные фигуры. Помогли Шахматной Королеве.

Заключительная часть

Воспитатель переодевается в Шахматную Королеву : Здравствуйте ребята! Приветствую вас в Шахматном Королевстве. Я очень рада вас видеть. Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания, расколдовали мое Королевство. Посмотрите, мое Шахматное Королевство стало черно – белым :

«Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят»

«Рядом с ними два коня

Хитро смотрят на меня»,

«Меж коней заключены

Наши славные слоны».

«А теперь без спешки

Построились в ряд пешки».

Ребята! В знак благодарности примите от меня вот эту замечательную игру. (Вручает шахматы) Ваше путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествовать по Шахматному Королевству? Какие задания вам запомнились больше всего? А может быть, вы запомнили, в какую сказку вы попали (Новые приключения кота в сапогах)

Читает стихотворения:

«Что за прелесть эти сказки!

Для чего они нужны?

Может быть, добро и ласку

в них увидишь я и ты.

В сказке радость побеждает,

сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

начинают говорить.

В сказке все бывает честно

и начало и конец.

Смелый принц ведет принцессу

непременно под венец.

Белоснежка и русалка

Старый карлик, добрый гном.

Покидать нам сказку жалко

как уютный милый дом»

Спасибо вам за помощь. До свидания!

Воспитатель: До свидания! Шахматная королева. Ребята, нам пора в детский сад, наше приключение заканчивается. Звучит музыка дети, дети рассматривают новые шахматы, делятся друг с другом впечатлениями, воспитатель побуждает с ним поиграть.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Веселое путешествие» ЦЕЛИ: • Продолжать формировать представления детей о природе: диких и домашних птицах, о деревьях (еле, березе, признаках осени. • Продолжать.

Фоторепортаж «Дополнительные занятия по шахматам»Фоторепортаж «Дополнительные занятия по шахматам» И как всегда в начале боя Часы качнули тишину, И двинулись два ратных строя На деревянную войну. И с яростью, в начальной спешке Не.

Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Веселое путешествие в страну Математику» Ф. И. О. Смирнова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной группы №5, «Детский сад № 156 г. Челябинск» Направление развития: формирование.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим транспортом в средней группе «Веселое путешествие» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Веселое путешествие». Цель: познакомить детей с обобщающим понятием.

Конспект занятия «Веселое путешествие. Овощи» для старшей коррекционной группы Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление об овощах, активизировать словарь по данной теме, закреплять умение.

Конспект занятия по шахматам. Второй год обучения «Шах» Конспект по дисциплине обучение игре шахматы, шашки Тема: Шах. Подготовила: Шарапова А. С. Цели: • Расширить знания о понятиях «шах»,.

Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски» Конспект непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шашки 1-й год обучения Подготовительная группа Тема: «Шахматная.

Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры» Цель: Увлекать и пробудить интерес детей к древней игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. Задачи: - Повторить.

Конспект первого занятия по шахматам в детском саду «Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской Тема: «Шахматная доска» Цель:.

Конспект занятия с элементами песочной терапии в средней группе «Веселое приключение» Конспект занятия с элементами песочной терапии в средней группе «Веселое приключение» Подготовила педагог-психолог, Ярославцева Ю. Н. Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 17:54
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по шахматам «Веселое приключение по Шахматному Королевству»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Курманова (УИ 263048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД