Лучший педагог года

Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры»

Неустроева Александра
Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры»

Конспект занятия по шахматам в средней группе

Цель: Увлекать и пробудить интерес детей к древней игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы.

Задачи:

- Повторить названия и первоначальное расположение шахматных фигур и пешек.

- Закрепить основные правила шахматной игры.

- Продолжать учить пользоваться шахматными терминами : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение, ход.

Публикация «Конспект занятия по шахматам в средней группе „Основные правила шахматной игры“» размещена в разделах

- Сформировать умение ориентироваться на плоскости.

- Решать простейшие задачи в 1-2 хода.

Материал: шапочки шахматных фигур на каждого ребенка, демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, напольная шахматная доска, дворцы.

Методика проведения.

1 часть.

Воспитатель: Скажите какой формы шахматная доска? (Квадратной)

На этой доске сражаются два войска, какие? (Армия черных и белых)

Белые фигуры стоят где, черные где? (Белые где цифра1, черные где цифра 8).

Кто желает на доске расставлять фигуры на первоначальное место?

(Первоначальное расположение фигур).

Воспитатель: Назовите правила поведения за шахматной доской.

1. Играть молча, не спеша.

2. Если тронешь свою фигуру, ею обязательно надо ходить.

3. Нельзя мешать партнеру думать.

4. Нельзя подсказывать игрокам.

5. Если выигрываешь партию, нельзя насмехаться.

2 часть. Игровые упражнения.

Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Найди ошибку». Дети, пожалуйста глазки закрывайте. Я буду менять местами фигуры, вы должны найти ошибки и исправить.

Отгадайте загадки:

1. Какая фигура самая главная в шахматной игре? (Король)

Почему? (Если поставить мат королю, то игра заканчивается.)

2. Самая быстрая и сильная фигура какая? (Ферзь)

Почему? (Потому, что ходит по всем свободным дорогам.)

3. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это какая фигура? (Конь)

4. На самом краю доски какие фигуры стоят как охранники? (Ладьи)

5. Сколько пешек в каждой команде в начале игры? (По 8)

6. Если пешка доходит до границы противника становится кем? (Любой фигурой, только не королем.)

Подвижная игра «Живые шахматные фигуры».

На головы детей надеваю шапочки шахматных фигур. Ферзь прячется в своем шахматном дворце. Звучит сказочная музыка. Дети играют, прыгают и бегают по залу. Вдруг меняется темп музыки, Ферзь выскакивает из дворца и догоняет детей. До кого дотронется Ферзь, тот ребенок останавливается и должен встать в той позе какую фигуру он представляет. Игра продолжается до тех пор, пока Ферзь не догонит всех фигур.

3 часть. Игровое упражнение «Поставь шах королю». На полу лежит шахматная доска - банер. Детям по желанию надеваю шахматные шапочки. (Ребенок должен сам поставить шах королю, двигаясь по клеткам).

- Черный король, черный ферзь найдите свои первоначальные места. Ход черного ферзя и он ставит шах белому королю.

Вопрос детям: Как ходит ферзь? (Ферзь может ходить по всем прямым дорогам какие есть на доске. По горизонталям, вертикалям, диагоналям).

- Черный король, белая ладья и белый король найдите свои первоначальные места. Ход белой ладьи, и он ставит шах черному королю. Как ходит ладья? (Ладья ходит по прямым линиям по вертикали и по горизонтали).

- Черный король и черная пешка найдите свои первоначальные места.

Ход черной пешки, и он ставит шах белому королю. Как ходит пешка? (Пешка ходит только вперед, в одну клетку или сразу на две клетки).

- Черный король и черный слон найдите свои первоначальные места. Ход черного Слона, и он ставит шах белому королю. Как слон ходит? (Слон ходит по диагонали своего цвета).

- Черный король и черный конь найдите свои первоначальные места. Ход черного коня и он ставит шах белому королю. Как ходит конь? (Конь ходит как буква «Г» или как «хоккейная клюшка».)

3 часть. Решение задач на демонстрационной магнитной доске.

Задачи «Мат в 1-2 хода».

Между задачами дидактические игры :

- «Какая фигура сильнее?» (Воспитатель приглашает вперед две фигуры, дети должны угадать какая из этих фигур сильнее. И на сколько)

- «Да или нет» (Воспитатель приглашает две фигуры, дети должны угадать стоят ли эти фигуры рядом в начале игры или нет).

Рефлексия.

- Какие дидактические игры вам больше всех понравились? Почему?

- Какие задания или задачи были трудными? И почему?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ПДД в средней группе «Правила дорожного движения — правила жизни» Конспект открытого занятия по правилам безопасности дорожного движения в средней группе «Тема: «Правила дорожного движения-правила жизни».

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по ПДД «Как дети помогали зайке запомнить основные правила дорожного движения» Конспект «Как дети помогали зайке запомнить основные правила дорожного движения». Цели: ознакомление со стихотворением К. Обойщикова; Закрепление.

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Знакомство с Шахматной доской» Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ» Цель: познакомить детей с шахматной доской Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» в средней группе Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» в средней группе Цель: формировать представления детей о правилах дорожного движения.

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Правила Дорожного Движения достойны уважения» в средней группе Цели: Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора, о дорожных знаках. Программные задачи: • закрепить.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Правила поведения за столом» Цель:Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета. Задачи:1. Отрабатывать.

Основные правила стретчинга и рекомендации к его использованию Основные правила стретчинга и рекомендации к его использованию. При выполнении растяжек следует придерживаться основных правил стретчинга:.

Основные правила закаливания ребенка в домашних условиях Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность.

Конспект первого занятия по шахматам в детском саду «Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской Тема: «Шахматная доска» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по шахматам в средней группе «Основные правила шахматной игры»
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 08:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД