МААМ-картинки

Конспект занятия по сказке «Аленький цветочек»

Марина Зиннурова
Конспект занятия по сказке «Аленький цветочек»

План-Конспект

беседы – путешествия

по сказке С. Аксакова

«Аленький цветочек»

Возрастная группа: средняя

Выполнила: Зиннурова М. И.

воспитатель МБДОУ № 10

г. Уфа

Тема:

Беседа-путешествие по сказке

С. Аксакова «Аленький цветочек»

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

1. Овладение речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

Публикация «Конспект занятия по сказке „Аленький цветочек“» размещена в разделах

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

8. Воспитывать милосердие, сострадание

9. Развивать навыки работы в мини-группах.

10. Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.

11. Учить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; составлять план.

12. Познакомить с творчеством русского писателя С. Т. Аксакова.

Развивающие:

1. Развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.

2. Развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.

3. Развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Словарная работа:

Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);

Мотивы деятельности для детей:

Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».

Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки Аленького цветочка, разрезное слоговое лото.

Индивидуальная работа:

Саша Ф., Александ Б., Жук О. - закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям, нарисовать цветок, персонаж из сказки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок, коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке, бумага, краски, кисточки.

Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика, следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок, зарисовать понравившиеся персонажи из сказки.

План

I. Вводная часть:

1).Организационный.

2).Сюрпризный момент.

3).Постановка цели занятия.

1 неделя.

II. Основная часть:

1). Поиск плана-карты, ребус.

2). Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

3). Загадки по 3 каждой команде.

4. Физминутка.

2 неделя.

5. Чтение сказки.

6. Игра «Отвечай-ка»

7. Рисование.

3 неделя.

III. Заключительная часть:

1. Оценка деятельности детей и самооценка.

2. Подведение итогов занятия.

4 неделя.

1. Беседа с просмотром слайдов на тему Дома Музея С. Т. Аксакова. Парка им. С. Т. Аксакова. Обобщение всего услышанного материала по творчеству С. Т. Аксакова с просмотром картинок, фотографий.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Организационный момент.

Звучит музыка появляется сказочница. Дети сидят полукругом.

Сказочница :

Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А что случилось?

Сказочница : Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.

Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Сказочница : Вам нужно вспомнить волшебные слова

Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.

Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».

II. Основная часть.

Воспитатель.

1. Поиск плана-карты, ребус.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.

Задание №1

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

Сказочница : 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.

Сказочница : Что у вас получилось?

Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».

Сказочница : Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов : это и розы и ромашки и т. д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.

Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…

Задание №2

Загадки.

3. ЗАГАДКИ:

1 команда 2 команда

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Будет горстка зернышек (подсолнух)

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

(одуванчик)

Длинный тонкий стебелек

Сверху-алый огонек,

Не растенье, а маяк-

Этот ярко-красный (мак)

Желтые, пушистые

Шарики душистые

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза)

Белая корзинка-

Золотое донце

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (ромашка)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

- Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.

4. Физминутка.

«Выращиваем волшебные цветы»

-Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.

-Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.

-Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» - Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.

-Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон -раскрылся и мы увидели красивый цветок!

-Дети наклоняются вперед и делают вдох - Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!

-Воспитатель: Молодцы! Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…

Воспитатель: Правильно – это книга.

Как узнать, о чем эта книга?

Команды: прочитаем ее.

Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.

3 неделя

1. Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».

Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.

Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.

Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?

Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал, не все внимательно слушали.

Воспитатель: Вот и проверим.

ЗАДАНИЕ № 1

Игра «Отвечай-ка»

Дети садятся полукругом на стульчики.

Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).

Кто главные герои сказки?

Какой был купец?

Что заказала старшая дочь?

А что средняя?

Что попросила у отца младшая?

Какая она была?

А каким было чудовище?

Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?

Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?

Она жалела чудовище?

Зачем она вернулась домой?

III. Заключительная часть по играм.

Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы.

В награду оставлю вам волшебную шкатулку.

Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы.

Вручение.

Воспитатель:

-Ребята Вам понравилось наше путешествие?

-Что было сложно выполнять?

-Что было самым интересным?

-Еще будем с вами читать волшебные сказки?

-Воспитатель и дети: «Спасибо».

4 неделя.

-Задание по усвоению пройденного материала:

Нарисовать цветок из сказки "Аленький цветочек" не так сложно. Можно нарисовать хотя бы цветок, но обязательно алого (ярко красного цвета). Так как в сказке не упоминается, что именно за цветок был, то можно нарисовать любой цветок.

Примерное изображение рисунка:

Пусть это будет тюльпан, роза или лилия, например, или же цветок необычный, которого нет в природе, но есть в сказке. С таким заданием могут справиться и те, кто не умеет достаточно хорошо рисовать.

5 неделя.

Беседа-повествование с показом

слайдов на тему :

Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова

Вступление:

Младенец, появившийся на свет в Уфе 1 октября (по новому стилю) 1791 года, неплохо знаком и детям XXI столетия - хорошо всем известный и поныне мультфильм режиссера Льва Атаманова снят в 1952-м по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек". Небольшой текст, услышанный "в ребячестве" от ключницы Пелагеи, служившей у его деда Степана Михайловича, автор скромно поместил в качестве приложения к опубликованным за год до его смерти, в 1858 году, "Детским годам Багрова-внука". Со временем приложение зажило собственной жизнью, и большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда.

Большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда. Фото: Аксаковы: Семейная энциклопедия. Большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда. Фото: Аксаковы: Семейная энциклопедия Большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда.

На самом деле Сергей Тимофеевич и фамилия, прославившая не одного его, - это блистательная иллюстрация к разговорам о благе идей Просвещения для российского миросозерцания и о пользе для России дворянского сословия, коего большевики в свое время всерьез и надолго сбросили с парохода современности. Сочинительские труды лишь оттенили главное в Аксакове - смышленый представитель древнего и славного, но далекого от аристократии рода в первой половине позапрошлого века своими трудами и могучим интеллектом оказался способен создать идеальную дворянскую семью с "особой атмосферой взаимной любви и подлинной теплоты".

И совсем не случайно главный его писательский труд именуется "Семейной хроникой", которую критик Юлий Айхенвальд более чем столетие тому назад в "Силуэтах русских писателей" окрестил "одним из самых уютных уголков русской литературы". Фамильный уют и традиции при таком взгляде обретают весьма протяженное во времени значение: "Они были серы, эти необразованные уфимские помещики, но Аксаков убедил нас, что всякая жизнь интересна и что ни одна жизнь не заслуживает смерти". Айхенвальд верно уловил и глубокую погруженность Сергея Тимофеевича в настоящую историю: "Не всякий умеет вспоминать. Аксаков же обладал этим даром всецело. В дневнике его души не изгладились желанные образы родных; они никогда не стали для него чужими и мертвыми. Он не принял смерти, с нею не примирился. Он сумел, в пожилые годы оглянувшись назад, припомнить все детали ушедшего детства, оживить потускневшие лица и воспроизвести тембр отзвучавших голосов. Он воскресил даже и тех, кого сам не видел, о ком только слышал из чужих родственных уст. Это не только память ума, это больше - память сердца".

И эта живительная сила аксаковской личности ярко отражалась во многих деталях его биографии. И весьма символично, что уже в веке нынешнем старинный род усилиями современных летописцев и нынешних представителей фамилии оказался способен не только удержаться в настоящем, но и удержать прошлое, как и завещал самый известный из Аксаковых.

Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова занимает деревянный особняк, построенный в стиле классицизма в середине XVIII века. Он является памятником истории и архитектуры. Располагается в живописном месте старого города на берегу р. Белой. Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова Место где находится музей — является парковой. Напротив музея — красивый парк-сад им. Салавата Юлаева с беседками, мостами. К музею ведет спокойная аллея, прозванная Софьюшкиной — в честь Софьи Александровны Аксаковой. Не далеко от музея находиться сад им. С. Т. Аксакова с прудом и лебедями.  

В 1795–1797 гг. в доме проживала семья Сергея Тимофеевича Аксакова.

По его книге «Детские годы Багрова-внука» дом был известен как «родовое гнездо в Уфимской Губернии». До открытия музея в нем размещалась библиотека профсоюза работников просвещения. С конца 1980-х гг. началось восстановление, проходящее под контролем автора архитектурного реставрационного проекта З. М. Хатмуллиной.

Художественно-экспозиционнный проект сделали московские художники-архитекторы Е. Н. Лаврова и B.C. Таукина.

Сбор экспонатов осуществлялся сотрудниками музея Э. Д. Терегуловой и Т. Е. Замятиной. И в 1991 году, который был объявлен международной организации ЮНЕСКО» «годом Аксакова», к 200-летию со дня рождения писателя музей открыл двери для посетителей. Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова Площадь музея 622 кв. м; экспозиционной части — 562 кв. м, фондовых помещений — 30 кв. м, выставочного зала — 73 кв. м. Экспозиция музея располагается в 14 залах.

Музейный фонд насчитывает около 3 тысяч единиц

хранения и в литературном разделе экспозиции представлены материалы, рассказывающие о периоде учёбы С.  Т.  Аксакова в г. Казани, его театрально-критической деятельности, о творчестве писателя в контексте русской литературы XVIII–XIX веков, его ближайшем окружении.

Здесь можно увидеть мебельный гарнитур из губернаторского дома Г.  С.  Аксакова.

В литературно-музыкальной гостиной воспроизведен интерьер губернаторского дома второй половины XIX века.

Документальные материалы этого зала связаны с деятельностью сына Сергея Тимофеевича Аксакова — Григория, который в середине 60-х годов был губернатором Уфимской губернии.

В этой же комнате находятся материалы, посвящённые памяти С.  Т.   Аксакова:

Родословное дерево писателя, чертеж Аксаковского народного дом, фотографии момента освящения его закладки, виды Уфы в 1856 году, герб Уфимской губернии, гравюры и фотографии Уфы XIX–XX вв., рисунки Н.  Богатова к сказке. С.  Т.  Аксакова «Аленький цветочек».

В музее сложился крупный центр по изучению аксаковского наследия. Ежегодно в стенах музея проходит международный Аксаковский праздник, научные конференции (в том числе «Аксаковские чтения», фольклорные праздники, литературно-музыкальные вечера, концерты. В разные годы посетителями музея были такие известные личности, как Мустай Карим, Михаил Пиотровский, Валентин Распутин, Евгения Смольянинова и другие.

Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова Обстановка и атмосфера Мемориального Дома-музея является свидетельством особого положения, среди других «Аксаковских мест», связанных с именем русского писателя XIX века Сергея Тимофеевича Аксакова.

Ежегодно музей совместно с Аксаковским фондом проводит Международный Аксаковский праздник, выставки, научные чтения, камерные концерты классической музыки, литературно-музыкальные вечера современников.

Кроме этого, дети могут побывать в Доме ремесел, который открылся на территории музея в 2008 году, и так же в доме-музее им. С.  Т.  Аксакова часто проходят выставки современных художников всех творческих людей.     Дети увидят здесь портреты Аксакова и его семьи, документы, прижизненные издания книг Аксакова. Гости музея узнают многое о жизни и творчестве писателя, о формировании его особого духовного мира. В стенах музея воссоздан интерьер, свойственный Уфе конца XVIII – начала XIX веков. Кстати, интерьер детских комнат здесь воссоздали именно на основе произведений Аксакова.

Цели и задачи беседы:

2.1. Цель беседы:

- способствовать формированию у детей и подростков интереса к творческому наследию С. Т. Аксакова, русской классической литературе, любви к родному краю.

2.2. Задачи беседы:

- Создать условия для пробуждения у детей и подростков интереса к творчеству С. Т. Аксакова;

- Создать условия для знакомства с детским творчеством посетителей в музее С. Т. Аксакова г. парка г. Уфа имени С. Т. Аксакова;

- Выявление детей, проявляющих способности и одаренность в художественном творчестве;

- Приобщение детей к художественной культуре, историческому и духовному наследию России;

- Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирование гражданской позиции.

Публикации по теме:

Театр «Аленький цветочек» у нас в гостях (фотоотчет)Театр «Аленький цветочек» у нас в гостях (фотоотчет) Чудо есть на белом свете. В сказку верится недаром. Это чудо, знают дети, Называется театром. Уже третий год желанными гостями в нашем.

Фотоотчет «Аленький цветочек» у нас в гостяхФотоотчет «Аленький цветочек» у нас в гостях Я живу и работаю в сельской местности. В наш Дом Культуры очень редко приезжает выездной цирк, а театр так вообще ни разу не был. И не у.

Фотоотчёт «Работы по рисованию и лепке детей седьмого года жизни по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»Фотоотчёт «Работы по рисованию и лепке детей седьмого года жизни по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» Прошедшая неделя в подготовительной к школе группе проходила по лексической теме "Читаем сказки С. Т. Аксакова и П. П. Бажова".Предлагаю вашему.

Мастер-класс «Аленький цветочек»Мастер-класс «Аленький цветочек» Мастер-класс Аленький цветочек автор Сочилова Юлия (обьемная аппликация) атериалы:ножницы клей пва карандаш цветная двустороняя бумага)1.

Мастер-класс «Аленький цветочек для любимой мамочки»Мастер-класс «Аленький цветочек для любимой мамочки» Скоро наш праздник 8 марта – Международный женский день, главный праздник весны, цветов и хорошего настроения! Как приятно получить подарок,.

Мастер-класс по объёмной аппликации «Аленький цветочек»Мастер-класс по объёмной аппликации «Аленький цветочек» Материал для выполнения мастер – класса: набор цветного картона, набор цветной двусторонней бумаги, шаблоны для лепестков двух размеров.

Фотозарисовка «Мой аленький цветочек — сказочный цветок из детства»Фотозарисовка «Мой аленький цветочек — сказочный цветок из детства» Мой аленький цветочек – сказочный цветок из детства. Фотоотчет. В этом году 160 лет исполняется сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Сценарий музыкальной сказки «Аленький цветочек»Сценарий музыкальной сказки «Аленький цветочек» Сценарий музыкальной сказки "Аленький цветочек" Действующие лица: Купец; 3-и дочери; Дружина купца; Волны; Продавцы восточных товаров;.

Сценарий праздника «Аленький цветочек» Аленький цветочек. Действующие лица: Фея 1 Фея 2 Фея 3 Сказочник 1 Сказочник 2 Сказочник 3 Племянник Няня Варвара – старшая дочь Гордея.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по сказке «Аленький цветочек»
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 17:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД