Вера Батакина
Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем жителям Страны эмоций!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формирование адекватных эмоциональных состояний и их проявлений в контактах с окружающим миром.
Задачи:
• Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
• Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
• Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
• Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.
• Закрепить знания об эмоциях (радость, удивление, грусть, гнев, страх, интерес).
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста „Поможем жителям Страны эмоций!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
• занятия по ознакомлению с различными эмоциями и их значение в жизни каждого человека);
• рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
• игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие.
Методические приёмы:
Педагогические:
• словесный;
• наглядный;
• элементы поисковой деятельности;
• игровой;
• проблемно-поисковый;
• практический;
• сюрпризный момент.
Психотерапевтические:
• психогимнастика;
• визуальный и тактильный контакт;
• арттерапия;
• игротерапия;
• медитация.
Специальные методы и приемы:
• этюды и упражнения «клубочек Добра», «Стена чувств», «Капельки».
Материалы: клубок ниток, «письмо жителей страны Эмоций», кусочки карты-схемы Страны Эмоций, мультимедийная установка, мультимедийная презентация (слайды с изображениями: ворот, стражника, тумана, лесной полянки, сказочного замка, кружки из цветного картона, белая гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, коробочка, «стена» (доска, магниты, портреты жителей Страны Эмоций, выражающие различные чувства, пиктограммы эмоций (смайлики, мягкая дорожка со следами, аудиозаписи музыки, коробочка с сюрпризом (шарики со смайликами).
Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.
Ход занятия:
Психолог: «Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости! Давайте поприветствуем их! Доброе утро! А теперь я предлагаю вам сесть в круг. Сегодня мы начнём наше занятие с помощью «клубочка Добра». Мы с его помощью пожелаем друг другу доброго утра.
(Дети передают клубочек по кругу – получается узор – «паутинка добра»).
Цель данного упражнения – настрой детей на занятие, развитие умения описывать свое настроение, развитие эмпатии.
Психолог: «Молодцы! Ребята, сегодня мне что-то принесли. Как вы думаете, что это такое?
Дети: «Карта, посылка, письмо».
Психолог: «Откроем письмо или не будем открывать?»
Дети: «Давайте откроем!»
Психолог: «Ой, это же письмо от жителей Страны Эмоций"
Дети: «Радость, Удивление, Грусть, Гнев, Страх, Интерес».
Психолог: «Молодцы, всех вспомнили. А вот что пишут нам жители».
(Психолог с ребятами читает письмо):
«Здравствуйте, ребята!
Пишут вам жители Страны Эмоций. Нам очень хорошо жилось в нашей стране. У каждого из нас были свои эмоции и чувства, и мы все друг друга узнавали. Но однажды в нашу страну явился злой волшебник и увидел, как дружно мы живём. Он очень разозлился и стёр с наших лиц все эмоции и чувства, а нашу добрую и заботливую королеву Эмоцию заточил в темнице. Теперь мы перестали узнавать друг друга и почти не выходим из своих домиков. Ребята! Очень просим вас спасти из заточения нашу королеву! Она вернёт нам наши чувства и эмоции и мы снова будем ходить друг к другу в гости. Чтобы добраться до замка, где заточили нашу королеву, вам поможет карта. Но, к сожалению, злой волшебник узнал о том, что мы хотим попросить помощи и разорвал карту на 4 части. У нас остался только один маленький кусочек, а остальные кусочки он спрятал. Соберите все кусочки карты и вы сможете найти дорогу к королевскому замку. Очень надеемся на вашу помощь!»
Жители Страны Эмоций.
Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»
Дети: «Мы должны выручить королеву из темницы, надо помочь жителям!»
Психолог: «А что нам надо найти, чтобы вызволить королеву из темницы?»
Дети: «Нам надо найти 3 кусочка карты».
Психолог: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! Выполняя различные задания на знания чувств, мы сможем добыть кусочки карты и добраться до королевского замка. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь королеве. А как нам попасть в Страну Эмоций?»
Дети: «Надо, накинуть волшебные плащи, одеть башмачки и сказать волшебные слова»
Психолог: «Правильно! Накидываем плащи, одеваем башмачки, (Психолог с детьми имитируют движениями, что накидывают плащи, одевают башмачки).
Психолог: «Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись»». (Дети повторяют за психологом слова)
Психолог: «Вот, мы и в Стране Эмоций. Что нам поможет найти путь?»
Дети: «У нас есть кусочек карты»
Психолог: «Давайте для удобства наклеим этот кусочек на лист бумаги и будем приклеивать на этот лист те кусочки, которые найдём во время нашего путешествия. Посмотрим где же мы сейчас находимся». (Психолог и дети смотрят в карту и движутся по дороге).
Психолог: «Смотрите, по карте впереди ворота. (слайд 1 «Ворота») А кто это?» (слайд 2 «Стражник»)
Дети: «Это стражник».
Психолог: «Да, это стражник. Он охраняет ворота. Ребята, а пройти через ворота мы сможем, выполнив первое задание. Садитесь за стол. Вам предстоит нарисовать с помощью гуаши и ватных палочек своё настроение. Времени у нас мало, а впереди много препятствий, поэтому нарисовать наше настроение нам нужно как можно быстрее».
Цель:Развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц у окружающих.
Психолог: «Вам понравилось как получилось? Молодцы! Изобразите то чувство, что вы нарисовали».
(Дети мимикой показывают своё настроение. Цель упражнения: самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения чувств).
Психолог: «Отлично! Теперь возьмите салфетки из шкатулки, чтобы вытереть руки».
Дети: «Ой, смотрите, в шкатулке лежит кусочек карты!»
Психолог: «Да, мы нашли второй кусочек! Давайте наклеим его на наш лист. Отлично! Теперь мы можем пройти через ворота! Но нас ждет неизведанное. Я думаю, что наши храбрые мальчики пройдут первыми, а девочки потом. Согласны?»
(Дети идут дальше).
Психолог: «Дети, что ждет нас впереди? Как мы узнаем?».
Дети: «Мы узнаем по карте. Сейчас посмотрим. Ой, что-то непонятное. Дым или туман». (слайд 3 «Туман»)
Психолог: «Это туман! Туман состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратится в капельки этого тумана. Поиграем в игру «Капельки». Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее туман исчезнет! Помните правила? (Психолог напоминает правила игры.)
(Дети играют в игру «Капельки». Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности. Дети хаотично двигаются между собой. По хлопку ведущего они быстро стараются найти себе пару и прикоснуться друг к другу плечами или спинками, по хлопку они опять начинают хаотичное движение, чтобы по новому сигналу найти себе другого партнера. Затем игра усложняется – по количеству хлопков дети соединяются в группы по два - четыре человека).
Психолог: «Молодцы! Куда нам теперь идти? (Психолог и дети сверяются по карте.)
Дети: «Впереди стоит стена»
(Дети и психолог идут в заданном направлении и сталкиваются со стеной, где висят портреты жителей Страны Эмоций с определенным выражением лица и позой.)
Психолог: «Да, это стена, но стена необычная. Найти кусочек карты мы сможем только угадав, какие чувства нарисованы на портретах жителей Страны Эмоций. Давайте изобразим это чувство. Когда мы испытываем это чувство?».
(Дети угадывают эмоции, изображенные на портретах, показывают их и говорят, когда они их испытывают. Цель упражнения: развитие понимания мимических выражений, жестов и позы, развитие речи детей).
Психолог: «Молодцы! Где-то тут должен быть кусочек наше карты… Смотрите, а вот и третий кусочек карты найден! Приклеиваем его на наш лист к уже найденным кусочкам. Но нам еще нужен последний четвёртый. Значит, двигаемся дальше. Посмотрим на карте, где это мы очутились? В роще. (слайд 4 «Лесная полянка») Давайте немного отдохнём, ощутим красоту природы, потрогаем ладошками листья деревьев, травку, почувствуем теплоту солнышка. Подарим рощице радость, доброту, бережное отношение».
Цель: способствовать осознанию ребенком своего тела, снятию мышечного напряжения.
«Вдохнём свежий, пропитанный смолой деревьев и запахом лесных трав воздух».
«Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная».
«Давайте коснемся верхушек деревьев, они так высоко находятся. А теперь покачаемся как деревья от лёгкого ветра. Пальчиками покажем, как дрожат на деревьях листочки от дуновения ветерка».
«А теперь друг у друга на спинках нарисуем солнышко. Его ласковые лучики греют нашу спинку, руки, ноги и лицо».
Психолог: «Ну как, отдохнули? Молодцы! Вновь продолжаем искать. Сколько частей карты у нас уже есть? Правильно, три части. Нам нужна четвёртая. Посмотрим куда нам дальше?
Дети: «Впереди какие-то следы!»
Психолог: «Ребята, давайте побудем следопытами, исследуем следы и подумаем: какое чувство здесь оставило свой след? Вам нужно каждому пройти по дорожке, попадая след в след и по порядку назвать эмоции, которые зашифрованы в пиктограммы-смайлики».
Психолог: «Молодцы ребята! Мои хорошие, где-то тут, рядом со следами должен быть спрятан последний кусочек карты, ищите. И вот мы собрали все части карты. Давайте наклеим последний кусочек карты на наш лист. Смотрите, что это перед нами?».
(Дети с психологом подходят к дверям замка) (слайд 5 «Сказочный замок»)
Психолог: «Итак, мы с вами в замке. А вот и темница! Но её двери закрыты. И чтобы нам их открыть мы должны сказать какой должна быть королева Страны Эмоций, чтобы управлять страной (доброй, справедливой, умной, великодушной и. т. д.)».
Психолог: «Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Давайте проверим открылась ли дверь в темницу. Ура у нас получилось!»
(Из-за двери выходит Королева Эмоция)
Королева: «Здравствуйте ребята! Я очень благодарна, что вы прошли столько испытаний и помогли мне выйти из темницы! Теперь к жителям нашей страны снова вернуться эмоции и чувства, и мы снова будем жить хорошо. За то, что вы не побоялись препятствий и спасли меня, я хочу подарить вам эту красивую коробочку. В ней находится сюрприз для каждого из вас».
Психолог: «Спасибо Ваше Величество! А мы с ребятами тоже хотим вам что-то подарить! Ребята, давайте подарим королеве наши улыбки и частичку тепла наших сердец!» (Дети жестами и мимикой показывают, как они дарят улыбки и частичку тепла сердец. Цель: развитие эмпатии).
Психолог: «Итак, королева освобождена. И нам пора прощаться с ней и со Страной Эмоций и возвращаться обратно. До свидания! Давайте скажем наши волшебные слова: «Повернись, повернись и на месте покружись». (Дети повторяют за психологом эти слова.)
Психолог: «Вот мы и дома. Снимаем плащи и башмачки» (Дети жестами показывают, что снимают башмачки и плащи.)
Дети встают в круг на ковер и психолог предлагает рассказать, понравилось ли детям путешествие? Что именно понравилось? О каких эмоциях мы сегодня говорили?
Психолог: «Ребята, а теперь давайте посмотрим, что же подарила нам королева! Что же находится в этой красивой коробочке? О! Да это шарики со смайликами! Посмотрите, какие они яркие и все смайлики улыбаются! Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, как у этих шариков-смайликов! А наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями и тоже подарим им наши улыбки и частичку тепла наших сердец также, как мы дарили их королеве Эмоции. До свидания!»
Литература:
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006.
2. О. В. Хухлаева. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. – М. : Генезис, 2002.
3. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. – СПб. : Речь, 2002.