Чубыкина Ирина
Конспект занятия по валеологии на тему «Наши органы обоняния и дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА
Конспект занятия по валеологии на тему :
«Наши органы обоняния и дыхания»
во второй младшей группе «Забавушка»
Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.
2016 г.
Цель:
дать детям представление об одном из важнейших органов чувств – обонянии, раскрыть важность работы органов дыхания;
Публикация «Конспект занятия по валеологии на тему „Наши органы обоняния и дыхания“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Осанка. Конспекты занятий
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
объяснить детям о роли носа в определении запахов;
дать первичные представление о правилах обеспечения безопасности органов дыхания;
продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
освоить приемы сбережения органов дыхания : самомассаж, дыхательная гимнастика;
воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к здоровью;
активизировать и расширять словарный запас.
Задачи:
способствовать накоплению у детей знаний об органах чувств;
развивать мышление и любознательность;
обогатить сознание содержательно-упорядоченными сведениями о своем здоровье;
развивать умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.
Оборудование: различные на запах продукты (лимон, лук, чеснок, шоколад, солёный огурец); салфетка (марля, тарелка; ёмкости с веществами различного запаха; маленький шарик, бусинка, спичка, ватная палочка; картинки-схемы носа, карточки с изображением животных, птиц, героев детских сказок.
Предварительная работа:
знакомство с органами чувств и их назначением ( предлагать детям разнообразные предметы: лимон, лук, шоколад, духи и др. - зафиксировать их запахи);
развитие потребности в уходе за органами чувств;
беседы о здоровом образе жизни, безопасном поведении, рассматривание картинок, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
работа с родителями (Консультация для родителей : «О профилактике гриппа, ОРЗ, ОРВИ и простуды у детей».)
Ход занятия.
Перед началом работы воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой и
Будим их ловить руками, делают хватательные
И покажем дома маме. движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем, (Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом. (Дети садятся).
Воспитатель: «Ребята, сейчас прочитаю стихотворение, а Вы попробуйте догадаться о чём оно.
Задали себе вопрос:
Как работает наш нос?
Не простой вопрос тот, дети
Всё ж мы на него ответим.
Он на вдохе – пылесос,
А на выдохе – насос,
Фильтром служит от болезней,
Нету органа полезней.
Любит чистый он платок,
По утрам – воды поток,
Любит нюхать он цветы
Любит он тебя, а ты…
Пальцем в нем не ковыряй
И по лужам не гуляй!
А не то любимый нос
Запыхтит как паровоз!»
Итак, ребята, как Вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить». Если дети затрудняются ответить, воспитатель обращает их внимание на картинки-подсказки (расставлены или развешены).
После того как дети отвечают правильно воспитатель продолжает: «правильно, сегодня мы поговорим об органах обоняния то есть о наших носиках, благодаря которым мы можем дышать и чувствовать различные запахи». Воспитатель предлагает громко подышать: «Давайте все вместе подышим носиками: медленный вдох – выдох, быстрый вдох – выдох. А что будет, если мы не будем дышать? (Варианты ответов детей.) Давайте закроем носик, и рот тоже будет закрыт, и попробуем не дышать. Мы живые, и поэтому мы дышим! Человек не может жить без дыхания! Давайте еще раз глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Конечно, можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно для этого приспособлен».
Воспитатель: «Итак, ребята, для чего же нам нужен нос?»
Предполагаемые ответы детей: Чтобы дышать. Чтобы нюхать. Чтобы говорить.
Воспитатель показывает детям картинки (объясняя, что нос для дыхания нужен не только человеку, но и животным, птицам) и предлагает найти нос у животных, птиц, сказочных персонажей, которые, конечно же, тоже дышат (игра «Где чей нос?»). Воспитатель: «Посмотрите все друг на друга – одинаковые у вас носы? Похожие, но всё таки у всех разные. Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые» (воспитатель демонстрирует картинки «формы носа»). Далее детям предлагается посмотреть на себя в зеркало, друг на друга, и определить форму своего носа, носа других детей.
Воспитатель: «Ребята, а для того, чтобы не болеть, мы должны заботиться о наших носиках и в этом нам поможет дыхательная гимнастика».
Исходное положение: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не на-пряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох.
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. Повторить 3-6 раз каждой ноздрёй.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Воспитатель: «Какие Вы молодцы, а теперь предлагаю Вашим носикам, которые после гимнастики стали более здоровыми, поиграть (игра «Угадай по запаху»). Вы будете отгадывать носиком, по запаху (показать, как нужно нюхать) какой продукт лежит на тарелочке (продукт накрыт марлей или салфеткой)».
Дети угадывают предметы по запаху, рассматривают их, комментируют, какой запах им нравится, а какой нет. Воспитатель поясняет, что действительно, есть запахи приятные и не приятные.
Воспитатель: «Ваши носики поработали и устали, давайте им поможем и сделаем массаж». Дети повторяют за воспитателем массаж носа: потереть указательные пальцы и массировать ими ноздри сверху вниз и снизу-вверх 10-20 раз.
Воспитатель: «Ребята, ещё очень важно помнить о том, что нельзя в нос засовывать различные предметы (показать спичку, ватную палочку, бусинку и др.) Как Вы думаете, почему? ( варианты ответов детей: будет болеть нос, трудно дышать и т. п.). Воспитатель поясняет, что хотя если засунуть, например, бусинку, больно и не будет, этого делать ни в коем случае нельзя. Посторонние предметы, попадая в нос, будут затруднять дыхание и могут причинить вред здоровью!
Физкультминутка (дыхательная гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим, (дети повторяют движения
Голову поднимем выше воспитателя)
И легко - легко подышим. (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).
Воспитатель: «Вы запомнили, нос нужно беречь и нельзя в него засовывать разные предметы! Обязательно расскажите мамам, папам, бабушкам и дедушкам о том, как важен для нас наш нос, и как правильно о нём заботиться. Будьте здоровы!».