Надежда Молинова
Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
развитию детей № 49 «Веселый гном» города
Новочебоксарска Чувашской Республики
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы „Наши помощники, Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
«Наши помощники. Органы чувств»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории:
Молинова Н. М.
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщать и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека : осязание, зрение, слух, обоняние, вкус;
-Формировать познавательные действия, составлять первичные знания о себе;
- Расширять знания о профессиях, в которых эти органы чувств необходимы;
-Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования.
Развивающие :
-Развивать сенсомоторные способности детей, стимулировать органы чувств : осязание, зрение, слух, обоняние, вкус;
-Развивать стремление самoстоятельного поиска знаний;
-Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.
Речевые:
- Обогащать речь детей новыми понятиями : осязание, обоняние.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа: чтение энциклопедической литературы, рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания.
Материал к занятию: мнемотаблицы, предметы для «волшебного мешочка» с разными тактильными поверхностями; картинки «найди отличия»; капсулы от «киндер-сюрприза», наполненные различными аромамаслами; влажные салфетки; банан и лимон; звуки природы; ИКТ.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости: давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)
- А вы когда-нибудь задумывались, что значит слово «Здравствуйте»?
(Здравствуйте - это значит, что мы желаем быть здоровыми).
Воспитатель: Всё правильно. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
Воспитатель: Правильно, это человек. В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи? (частями тела).
- Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют) .
- Ещё у нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это? (Уши, глаза, нос, язык, руки,кожа).
Воспитатель: Правильно – это органы чувств : осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. Скажите, с помощью чего вы показывали части тела? (С помощью рук). Руки- это орган осязания. Благодаря ему мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая, лёд холодный. Как мы можем заботиться о руках? (ответы).
-А сейчас проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка». Описывать вы можете по нашей таблице.
(дети садятся за столы)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек с предметами».
Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.
Материал: предметы разной формы, разного размера, разного материала и поверхностью.
Описание игры: Дети в мешочках по очереди «обследуют» предметы и рассказывают о своих ощущениях (у меня предмет маленький, квадратный, сделан из пластмассы, гладкий, лёгкий, твёрдый- это кубик)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, людям какой профессии нужны чувствительные руки (врачам, скульпторам и т. д.)
Воспитатель: Чтобы узнать о следующем органе чувств- отгадайте загадку.
На ночь два окошка- сами закрываются,
А с восходом солнца- сами открываются. (Глаза)
Воспитатель: Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть? (Зрение).
Воспитатель: Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человека, можно узнать его настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Каким еще (умными, добрыми, задумчивым, грустными, печальным и т. д.)
Воспитатель: Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! Скажите, для чего человеку нужно зрение? (рисовать, смотреть м/ф и т. д.)
Воспитатель: Как мы можем заботиться о них? (ответы). Чтобы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – предлагаю сделать гимнастику для глаз.
(дети проходят к ТВ, проводится гимнастика для глаз)
Воспитатель: Я приготовила для вас интересные задания. Давайте сядем на стульчики за столы. Внимательно посмотрите на картинки и найдите отличия на них, называйте, а я буду отмечать их на большой картине. (называют)
-Давайте посчитаем, сколько отличий мы с вами нашли? (10)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, людям какой профессии нужны зоркие глаза (художникам, водителю и т. д.)
Воспитатель: Загадка о следующем органе чувств :
Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Оле. (Ушки)
Воспитатель: Молодцы. Уши – тоже важный орган чувств- слух. Благодаря ушам мы с вами слышим разные звуки, различаем голоса. А как нужно заботиться об ушах? (ответы).
Воспитатель: А теперь пройдите, пожалуйста, ко мне, встаньте свободно. Я предлагаю вам узнать и назвать все звуки и шумы природы. Закройте глаза.
( звучат разные звуки и шумы: пение птиц, шум моря, звук дождя и т. п., под последнюю мелодию воспитатель предлагает открыть глаза и подвигаться под музыку- ф/минутка).
Воспитатель: Молодцы, немного потанцевали и всё отгадали. Скажите, пожалуйста, людям какой профессии нужен хороший слух (музыкантам, певцам и т. д.)
-Загадка о следующем органе чувств :
Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
Воспитатель: Нос - это орган чувства, а чувство называется -обоняние. Ребята, а как оно помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи, чтобы дышать, нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.). Как мы можем заботиться о своём носе? (ответы).
Воспитатель: Предлагаю провести эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах от киндер-сюрприза. Поможет вам описать свои ощущения наша таблица.
(Дети берут контейнеры от киндер- сюрприза и проходят за столы)
Дидактическая игра «Отгадай по запаху».
Цель: формировать умение различать запахи; стабилизировать психическое состояние; активизировать мышление и внимание; формировать навыки саморегуляции.
Материал: набор капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: хвойный, лимон, апельсин, лук, чеснок и т. п.
Описание игры: Дети «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях ( например: у меня капсула с приятным, слабым, фруктовым запахом. Это лимон)
Воспитатель: Вы справились и всё отгадали. Скажите, пожалуйста, может ли запах предупредить человека об опасности? И в каких случаях это бывает?
(Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т. д.)
Воспитатель: Всё правильно. Скажите, пожалуйста, людям какой профессии необходим «острый нюх» (пафюмерам, дегустаторам и т. д.)
Воспитатель: Остался ещё один орган чувств, о котором мы не говорили. Послушайте загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нам язык? (чтобы кушать, разговаривать).
- А еще, чтобы различать и чувствовать вкус пищи. Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус клубники, а вторым - яблоки. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Как мы можем заботиться о нём? (ответы).
Воспитатель: Я приглашаю вас в столовую зону. Давайте попробуем вкус того, что я приготовила для вас. Но перед этим нам необходимо привести в порядок чистоту наших рук.
(дети вытирают руки влажными салфетками, проходят за столы)
Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»
Ход игры: Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу (лимон и банан). Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый».
Воспитатель: А кто ответит мне, чем полезен лимон? Банан?
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, людям какой профессии необходим чувствительный язык (поварам, дегустаторам и т. д.)
-Ну, вот мы с вами отгадали все загадки и познакомились с органами чувств. Назовите их. (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
- Мне хочется узнать, что вам запомнилось больше всего? (ответы)
- Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Вот как говориться в пословице «Здоровье дороже богатства».
Я вам всем желаю крепкого здоровья. Хорошего вам настроения.
Приложение 1. Мнемотаблица «Волшебный мешочек»
Приложение 2. Мнемотаблица «Запахи»
Приложение 3. «Найди отличия»