Получи документы

Конспект занятия «Загадка» по внеурочной деятельности «Книжкино царство» для учащихся 2 класса

Ольга Алексеевна Мошкоркина
Конспект занятия «Загадка» по внеурочной деятельности «Книжкино царство» для учащихся 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Книжкино царство»

Тема: «Загадка».

Цели:

формирование у учащихся представлений о построении текста загадки;

раскрыть историю устного народного творчества как загадка ;

воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ, который создал такое литературное творчество – загадка.

Задачи:

образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Загадка“ по внеурочной деятельности „Книжкино царство“ для учащихся 2 класса» размещена в разделах

актуализировать знания учащихся о устном народном творчестве;

рассмотреть главные особенности загадки;

развивающие:

развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

воспитательные:

способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

Ожидаемые результаты:

повышение интереса младших школьников к литературному творчеству.

Методы: рассказ-беседа.

Дидактический материал и оборудование:

компьютер, проектор, экран;

презентация;

Предварительная работа:

занятия на уроках литературы;

Ребята, тема нашего занятия «Загадка». Прежде чем мы с вами проявим свою смекалку, покажем свои способности, я предлагаю вам послушать информацию о том, откуда взялось такое литературное творчество как загадка. Для чего человеку было нужно такое литературное творчество и нужно ли это творчество человеку сейчас. А также узнаем – что такое загадка.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. Наши далёкие предки боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчёркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана «злых людей» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых – Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу – Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребёнка от опасности в «порчи».

Следы таких «профилактических» имён сохранились до наших дней в основах современных русских фамилий типа Негодяевы, Глуповы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев вроде Иванушки-дурочка.

К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. Широко пользовались загадками скоморохи, нищие и прочий бездомный люд.

Загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.

Что такое загадка?

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Загадку можно определить так: загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает детских писателей и поэтов. Таких писателей и поэтов как – К. Чуковский, А. Рождественская, С. Маршак и многих других. Продолжая народные традиции, литературная (авторская) загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки.

Современная загадка, а она, как правило, литературная, книжная, часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, технический прогресс, общественная жизнь и др.

- Что такое загадка?

Я попыталась в этом маленьком докладе уместить много информации. Но если говорить более полно и подробно о том, что такое загадка нам понадобилось бы несколько классных часов. Поэтому если вы захотите найти более подробную информацию, вы ее при желании всегда сможете найти.

- Где можно найти информацию по нужному вопросу (интернет, словари, энциклопедии)

Показ презентации

Работа со сборником загадок

Игра «Кто это? Что это?»

- Отвечайте быстро, кто это или что это:

Вкусный, алый, сочный – арбуз

Жёлтые, красные, осенние – листья

Холодный, белый, пушистый – снег

Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь

Прилежный, послушный, старательный – ученик

Аккуратная, послушная, весёлая – девочка

Ветвистая, зелёная, колючая – ёлка

Новый, кирпичный, четырёхэтажный – дом

Красное, спелое, сочное - яблоко

Маленькая, пугливая, серенькая – мышка

Белоствольная, высокая, стройная – берёза

Овальный, жёлтый, кислый - лимон

«Загадки-шутки»

И последний конкурс нашего турнира мы закончим необычными загадками. Эти загадки по-другому называются «Загадки-шутки». Загадки-шутки относятся к современным загадкам. Чтобы отгадать эти загадки нужно проявить смекалку. Я буду читать для каждого по загадке. Если вы не сможете ответить, за вас может дать ответ другой участник и получить себе дополнительное очко.

1.

Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас? (Двое)

2.

Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)

3.

За чем мы едим? (За столом)

4.

За чем охотник носит ружьё? (За плечами)

5.

Что быстрее всего на свете? (Мысль)

6.

Кто говорит молча? (Книга)

7.

Что идёт, не двигаясь с места? (Часы)

8.

Если из банки вылить воду, что в ней останется? (Воздух)

9.

Где на земле самые длинные сутки? (Везде одинаковы)

10.

Что без боли, печали и радости вызывает слёзы? (Лук)

11.

На каком дереве не растут ветки? (На сухом)

12.

Три да три, что получится? (Дырка)

Используемая литература и материалы

1.

Загадки и скороговорки/ Олег Николаевич Козак

2.

Учите детей отгадывать загадки/ Юлия Георгиевна Илларионова

Дополнительный материал

Загадки Маршака

Загадки Маршака выглядят как маленькие литературные произведения, дети всегда в восторге от них. Это не просто вопросы-метафоры, а целые стишки, которые к тому же легко запоминаются. Примечательно, что загадки Самуила Маршака большинство детей разгадывают активнее и быстрее, чем их родители.

Тематика загадок разная. В основном отгадками являются предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, но есть и нестандартные, ответы на которые не так уж и очевидны. Как и во всех произведениях автора, в загадках Маршака много душевности, переданной простым и доступным языком даже очень маленьким детям.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

Дождь

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу?

Очки

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят -

Во все стороны летят!

Почтовый ящик

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

Пила

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

Сапоги

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

Мяч

Спозаранку за окошком -

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Добегают до окраин,

А потом бегут назад.

Впереди сидит хозяин

И ногою бьет в набат.

Поворачивает ловко

Рукоять перед окном.

Там, где надпись "Остановка",

Останавливает дом.

То и дело на площадку

Входит с улицы народ.

А хозяйка по порядку

Всем билетики дает.

Трамвай

Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым

Трубой,

Несет вперед

И сам себя,

Да и меня с тобой?

Поезд

Меня спроси,

Как я тружусь.

Вокруг оси

Своей кружусь.

Колесо

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

Дерево

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

Вишня

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

Календарь

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

Загадки Чуковского

Загадки Чуковского - это загадки для маленьких детей, но часто и взрослым приходится поломать голову, чтобы найти правильный ответ. Иногда ответом является целое предложение, а не одно слово, поэтому скорее всего вам придется подсмотреть разгадку.

В этом разделе мы разместили загадки Чуковского из сборника "25 загадок - 25 отгадок", который неоднократно переиздавался и с каждым разом становился всё более весёлым. В загадках Чуковского много юмора и особый стиль, ведь все они на самом деле являются детскими стишками

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое

и золотое.

Яйцо и цыпленок

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл —

Прямо по морю пошёл!

Пароход

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят

У дверей.

И мясо и хлеб —

всю добычу мою

Я с радостью

белым зверям отдаю!

Губы и зубы

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала.

Глядите, побежала

телега без коня!

Грузовик

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не даётся.

Подите приведите четырнадцать коней,

Подите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять,

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Солнечный лучик на земле

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!

Коньки

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер на порог,

Остаёмся мы без ног,

А безногим — вот беда! —

Ни туда и ни сюда!

Что ж? Полезем под кровать,

Будем там тихонько спать,

А когда вернутся ноги,

Вновь поскачем по дороге.

Детские ботинки

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

Крапива

Загадки Бориса Заходера

Борис Заходер известен своими стихами и сказками для детей, но настоящую популярность принесли ему всё-таки переводы зарубежных произведений. Вы удивитесь, узнав, что оказывается Винни-Пуха, Алису в стране чудес и даже Мери Поппинс мы читали в детстве именно в его переводе.

В этом же разделе размещены загадки Бориса Заходера. Примечательно, что он не составлял их специально, а использовал в своих произведениях, что очень нравится детям.

Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке,

А теперь нас держат в клетке…

Хорошо ли это, детки?

обезьянки

Решётка на нем нарисована чётко.

И очень к лицу людоеду решётка!

тигр

Всех смешит,

Потому что не спешит!

черепаха

Он дик и злобен,

Но зато вполне съедобен.

Есть достоинства свои

Даже у такой свиньи!

кабан

Он с жадностью пьет -

А не чувствует жажды.

Он бел -

А купается только однажды:

Он смело ныряетв кипящую воду,

Себе на беду,но на радость народу.

И добрые люди (Вот это загадка)

Не скажут:

- Как жалко.

А скажут:

- Как сладко!

кусочек сахара

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе).

Летают, летают

Белые мухи.

И носятся слухи,

Что белые мухи,

Не только летают,

Но даже - не тают!

снег

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ПДД для учащихся первого класса «Какой бывает транспорт» Конспект занятия по ПДД для учащихся 1 класса «Какой бывает транспорт» Конспект подготовила: Языкова О. А. г. Магнитогорск 2017г Какой.

Конспект занятия для учащихся первого класса «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром» Конспект занятия для учащихся 1 класса «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром» Конспект подготовила: Языкова О. А. г. Магнитогорск.

Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 класса коррекционной школы Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида.

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса Тема: Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на. Раздельное написание предлогов.

Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец»Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа№ 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности Алибаева Анна Валерьевна, преподаватель художественного отделения МБУ ДО "Детская музыкальная школа" с. Месягутово муниципального района.

Организация работы кружка по чтению художественной литературы «Книжкино царство»Организация работы кружка по чтению художественной литературы «Книжкино царство» Пояснительная записка Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6–7 класса «Математический калейдоскоп» Содержание I. Пояснительная записка….2-3 II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности…3 III. Описание места.

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Профилактика школьной дезадаптации. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для учащихся 1 класса Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Учебная деятельность требует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Загадка» по внеурочной деятельности «Книжкино царство» для учащихся 2 класса
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 16:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Загадка» по внеурочной деятельности «Книжкино царство» для учащихся 2 класса» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеевна Мошкоркина (УИ 802412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД