МААМ-картинки

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»

Ирина Ушакова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОСАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛИВАНОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЭТИ ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ»

УШАКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

2017 ГОД

Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»

Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Эти обыкновенные и необыкновенные камни“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.

Задачи

Образовательные:

• Научить различать виды камней по их внешним признакам;

• Доказать свойства камней экспериментальным путем;

• Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням).

Развивающие:

• Развивать исследовательские навыки;

• Развивать воображение, образную память;

• Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;

• Развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах;

• Обогащать активный словарь детей.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и эстетическое отношение к неживой природе;

• Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемый результат: приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида; формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования; выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения).

Материалы и оборудование:

• Кусочек дерева,

• Гвоздь, молоток (для воспитателя);

• Аудиозапись «Шум моря»;

• Одноразовая тарелка;

• Емкость с водой;

• Таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория»;

• 2 коробочки;

• Наборы речных и морских камешков (для каждой пары детей);

• Салфетки (для каждого ребенка);

• Деревянный кубик, камешек;

Взаимодействие с семьями воспитанников:

• Подбор материала для оформления альбома «Магия самоцветов» (для рассматривания);

• Приобретение речных и морских камней, ракушек для оформления развивающей среды в группе;

• Рекомендации по экспериментированию в домашних условиях.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

До НОД:

• НОД (лепка из соленого теста) «Разноцветные камни»;

• Разучивание пальчиковой гимнастики «Камешек»;

• Разучивание физкультминутки «По дорожке шли, шли, много камешков нашли…»;

• Рассматривание иллюстраций морских и речных камней;

Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», И. Н. Рыжов «О чем шептались камешки», «Что у нас под ногами»;

• Д/и с камешками на развитие мелкой моторики рук «Бусы для хозяйки медной горы» и др. ;

Чтение стихов: А. Монт «Я по бережку морскому похожу», С. Островский «Все хохочет ручеек» и др. ;

• Беседа «Как человек использует камни в строительстве»;

• Просмотр открыток, фотографий на тему: «Камни вокруг нас», с целью обогащения впечатлений детей;

После НОД:

• Игровые эксперименты «Пирамидка из камней» и др. ;

• Опыты с камешками;

• Наблюдение за камешками;

• Рисование на камнях «Забавные камешки».

Содержание деятельности:

Этапы Содержание Время проведения

Процесс вовлечения Перед НОД незаметно для детей я помещаю в игровой уголок красочную коробочку (в которой находятся разные камешки).

Дети обращают на неё внимание (если нет, обращаю внимание детей на таинственное появление красочной коробки).

Хотите узнать, что же в этой коробочке? (заслушиваются ответы детей, предполагаю, что ответ детей будет положительным). Тогда вы должны разгадать загадку, слушайте внимательно:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

(Поощряю правильные ответы детей)

Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Наша группа превратиться в научную лабораторию, а вы - в ученых.

. 1-2 мин.

Процесс целеполагания с элементами релаксации, музыкотерапии Ребята, но сначала пройдите, пожалуйста, на ковер, ложитесь, закрывайте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете ее слушать и представьте картинку, которую вам подскажет музыка.

Дети слушают.

Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Дети отвечают.

Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки?

Ответы детей.

А вы хотите узнать кое – что новое и интересное о камешках?

Предлагаю пройти в нашу исследовательскую лабораторию.

Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камешками, салфетки. 2 мин.

Процесс проектирования и планирования Ребята, эта исследовательская лаборатория, а вы – ученые исследователи. Что мы будем исследовать? Дети отвечают

(разные камни). Как называются наши камешки? Дети отвечают (Если, затрудняются, помогаю наводящими вопросами)

Предлагаю начать с морских. Вы не возражаете?

Дети отвечают

Как вы думаете, можем мы их узнать? Ответы детей. 1 мин.

Процесс осуществления деятельности

Предлагаю выбрать на подносе морские камни и положить их перед собой на салфетку. (Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями. При необходимости корректирую ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами. Какие они? Какой формы).

Дети отвечают.

А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?

Предполагаемые ответы детей (Камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, разного цвета).

Почему они гладкие?

Дети отвечают.

Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.

А теперь найдите речные камешки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Предполагаемые ответы детей

(Камешки шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).

Так чем же морские камни отличаются от речных?

Ответы детей

(Формой, размером, цветом и т. д.).

Молодцы!

Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».

Ход игры:

Мы разделимся на две команды : «Морские камни» и «Речные камни» Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные – в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладет их в свою коробочку, а команда «Речные камешки» выбирает речные камешки и несет их в свою коробочку. Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием. (По окончания игры проверяем с детьми правильность выполненного задания).

А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. (Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него).

Теперь мы – ученые –экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко.

Изменил он форму?

Ответы детей

(Нет не изменил)

Верно, нет. Почему?

Дети отвечают

(Он твердый)

Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим.

Опыт№1

Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?

Дети отвечают

(Гвоздь вошел в дерево)

А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень (Забиваю-не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается).

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?

Дети отвечают

(Гвоздь искривился, согнулся и т. д.).

Какой можно сделать вывод?

Отвечают дети

(Камень тверже дерева)

А как камень и дерево будут себя вести в воде? Давайте узнаем!

Опыт №2

Перед вами емкость с водой. Возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?

Ответы детей

(Дерево плавает).

А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в вод. Что произошло с ним?

Ответы детей

(Камень тонет)

Почему?

Ответы детей

(Он тяжелый, тяжелее воды)

А почему плавает дерево?

Дети отвечают

(Оно легче воды)

Обратите внимание на камень который лежит в воде. (Прошу одного из детей достать камень) Какой он?

Ответы детей

(Мокрый сырой темный).

Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Ответы детей

(Цветом, мокрый камень темнее).

Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. 15- 20мин.

Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Правильно – неправильно).

Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя-он твердый».

Я буду играть роль «стрелки»- с закрытыми глазами поворачиваться и показыват, ь кто будет отвечать:

• Камень тонет в воде

• Камень прозрачный как стекло

• Гвоздь нельзя забить в камень

• Камень легкий как вата

• Камень не плавает в воде как дерево

• Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее

• Поверхность морского камня гладкая, а речного – шершавая

• Из камня можно лепить как из пластилина

Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней. Молодцы!

1 -2 мин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.

2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2009. - N 5. - С. 22-27.

3. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание : практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - N 1. - С. 58-63.

4. Стихина Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.

Публикации по теме:

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Эти загадочные камни!» Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Эти загадочные камни!» Автор-составитель воспитатель: Кислухина.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек» Конспект по экологии в старшей группе на тему «Природа и человек». Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к.

Конспект познавательно — исследовательского занятия в подготовительной группе детей с ОВЗ «Эти загадочные камни» Конспект познавательно – исследовательского занятия в подготовительной группе Тема: «Эти загадочные камни» Куратова Любовь Анатольевна.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Моряки и подводные камни» МБДОУ «Детский сад «Сказка» Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Моряки и подводные камни» Выполнила воспитатель.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительные камни» для детей старшей группы. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. 2. Закреплять умения, получать информацию о новом объекте в процессе.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!» Цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи, уровень овладения звуковой культурой речи, уровень развития фонематического.

Конспект занятия по экологии «Весенние цветы» в старшей группе Конспект занятия по экологии на тему: «Весенние цветы» в старшей группе. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, какое у нас.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!» Свиридова Т. Ф. Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы» Цели: 1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц. 2. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 3.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Вода и воздух» Конспект мероприятия «Вода и воздух». Цель: - Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; - Расширить и уточнить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 22:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ушакова (УИ 1082960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД