Ирина Ушакова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОСАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛИВАНОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЭТИ ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ»
УШАКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
2017 ГОД
Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Эти обыкновенные и необыкновенные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи
Образовательные:
• Научить различать виды камней по их внешним признакам;
• Доказать свойства камней экспериментальным путем;
• Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням).
Развивающие:
• Развивать исследовательские навыки;
• Развивать воображение, образную память;
• Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
• Развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах;
• Обогащать активный словарь детей.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и эстетическое отношение к неживой природе;
• Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемый результат: приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида; формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования; выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения).
Материалы и оборудование:
• Кусочек дерева,
• Гвоздь, молоток (для воспитателя);
• Аудиозапись «Шум моря»;
• Одноразовая тарелка;
• Емкость с водой;
• Таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория»;
• 2 коробочки;
• Наборы речных и морских камешков (для каждой пары детей);
• Салфетки (для каждого ребенка);
• Деревянный кубик, камешек;
Взаимодействие с семьями воспитанников:
• Подбор материала для оформления альбома «Магия самоцветов» (для рассматривания);
• Приобретение речных и морских камней, ракушек для оформления развивающей среды в группе;
• Рекомендации по экспериментированию в домашних условиях.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
До НОД:
• НОД (лепка из соленого теста) «Разноцветные камни»;
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Камешек»;
• Разучивание физкультминутки «По дорожке шли, шли, много камешков нашли…»;
• Рассматривание иллюстраций морских и речных камней;
• Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», И. Н. Рыжов «О чем шептались камешки», «Что у нас под ногами»;
• Д/и с камешками на развитие мелкой моторики рук «Бусы для хозяйки медной горы» и др. ;
• Чтение стихов: А. Монт «Я по бережку морскому похожу», С. Островский «Все хохочет ручеек» и др. ;
• Беседа «Как человек использует камни в строительстве»;
• Просмотр открыток, фотографий на тему: «Камни вокруг нас», с целью обогащения впечатлений детей;
После НОД:
• Игровые эксперименты «Пирамидка из камней» и др. ;
• Опыты с камешками;
• Наблюдение за камешками;
• Рисование на камнях «Забавные камешки».
Содержание деятельности:
Этапы Содержание Время проведения
Процесс вовлечения Перед НОД незаметно для детей я помещаю в игровой уголок красочную коробочку (в которой находятся разные камешки).
Дети обращают на неё внимание (если нет, обращаю внимание детей на таинственное появление красочной коробки).
Хотите узнать, что же в этой коробочке? (заслушиваются ответы детей, предполагаю, что ответ детей будет положительным). Тогда вы должны разгадать загадку, слушайте внимательно:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
(Поощряю правильные ответы детей)
Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Наша группа превратиться в научную лабораторию, а вы - в ученых.
. 1-2 мин.
Процесс целеполагания с элементами релаксации, музыкотерапии Ребята, но сначала пройдите, пожалуйста, на ковер, ложитесь, закрывайте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете ее слушать и представьте картинку, которую вам подскажет музыка.
Дети слушают.
Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
Дети отвечают.
Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки?
Ответы детей.
А вы хотите узнать кое – что новое и интересное о камешках?
Предлагаю пройти в нашу исследовательскую лабораторию.
Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камешками, салфетки. 2 мин.
Процесс проектирования и планирования Ребята, эта исследовательская лаборатория, а вы – ученые исследователи. Что мы будем исследовать? Дети отвечают
(разные камни). Как называются наши камешки? Дети отвечают (Если, затрудняются, помогаю наводящими вопросами)
Предлагаю начать с морских. Вы не возражаете?
Дети отвечают
Как вы думаете, можем мы их узнать? Ответы детей. 1 мин.
Процесс осуществления деятельности
Предлагаю выбрать на подносе морские камни и положить их перед собой на салфетку. (Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями. При необходимости корректирую ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами. Какие они? Какой формы).
Дети отвечают.
А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
Предполагаемые ответы детей (Камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, разного цвета).
Почему они гладкие?
Дети отвечают.
Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.
А теперь найдите речные камешки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
Предполагаемые ответы детей
(Камешки шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).
Так чем же морские камни отличаются от речных?
Ответы детей
(Формой, размером, цветом и т. д.).
Молодцы!
Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».
Ход игры:
Мы разделимся на две команды : «Морские камни» и «Речные камни» Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные – в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладет их в свою коробочку, а команда «Речные камешки» выбирает речные камешки и несет их в свою коробочку. Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием. (По окончания игры проверяем с детьми правильность выполненного задания).
А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. (Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него).
Теперь мы – ученые –экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко.
Изменил он форму?
Ответы детей
(Нет не изменил)
Верно, нет. Почему?
Дети отвечают
(Он твердый)
Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим.
Опыт№1
Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Дети отвечают
(Гвоздь вошел в дерево)
А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень (Забиваю-не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается).
Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?
Дети отвечают
(Гвоздь искривился, согнулся и т. д.).
Какой можно сделать вывод?
Отвечают дети
(Камень тверже дерева)
А как камень и дерево будут себя вести в воде? Давайте узнаем!
Опыт №2
Перед вами емкость с водой. Возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?
Ответы детей
(Дерево плавает).
А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в вод. Что произошло с ним?
Ответы детей
(Камень тонет)
Почему?
Ответы детей
(Он тяжелый, тяжелее воды)
А почему плавает дерево?
Дети отвечают
(Оно легче воды)
Обратите внимание на камень который лежит в воде. (Прошу одного из детей достать камень) Какой он?
Ответы детей
(Мокрый сырой темный).
Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Ответы детей
(Цветом, мокрый камень темнее).
Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. 15- 20мин.
Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Правильно – неправильно).
Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя-он твердый».
Я буду играть роль «стрелки»- с закрытыми глазами поворачиваться и показыват, ь кто будет отвечать:
• Камень тонет в воде
• Камень прозрачный как стекло
• Гвоздь нельзя забить в камень
• Камень легкий как вата
• Камень не плавает в воде как дерево
• Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее
• Поверхность морского камня гладкая, а речного – шершавая
• Из камня можно лепить как из пластилина
Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней. Молодцы!
1 -2 мин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2009. - N 5. - С. 22-27.
3. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание : практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - N 1. - С. 58-63.
4. Стихина Л. Зеленые паруса : экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.