Ерёмина Александра Ивановна
Конспект занятия по экологии «Аптека на подоконнике» из цикла «Растения лечат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии «Аптека на подоконнике» из цикла «Растения лечат»
Подготовительная к школе группа. Воспитатель: Ерёмина Александра Ивановна.
Цель :
• Познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Аптека на подоконнике“ из цикла „Растения лечат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• Закрепить и систематизировать знания о растениях (лекарственных, садовых и дикорастущих).
• Расширить представления детей о комнатных растениях (алоэ, каланхоэ, лавр, познакомить и исследовать их лечебные свойства.
• Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
Материал: серия открыток «Лекарственные растения», плакаты «Комнатные растения», «Размножение комнатных растений»;
Дидактические игры «Кузовок», «Вершки и корешки»;
Посадочный материал – отводки хлорофитума, горшки, земля, фартуки, клеёнка, лейки, посадочный инвентарь: совочки и т. д.
Предварительная работа: Воспитатель знакомил детей с лекарственными растениями, дети летом собирали лекарственные растения (подорожник, мать-и-мачеху, ромашку) и сушили. Рисовали лекарственные растения. Играли в лото «Цветы».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим снова о растениях. Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске).
• Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива).
• Глянь, на стебель солнце село, шляпку белую надело. (Ромашка).
• Каждый лист мой любит тропку у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник).
• На зелёной ножке вырос шарик на дорожке. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик).
• Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок, синеглазый (Василёк).
- Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?
- Правильно, лекарственные. А почему их так называют?
- Чтобы узнать какие ещё лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру «Вспоминай, быстро называй».
Малоподвижная игра «Вспоминай, быстро называй». Играют 5 человек. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.
- Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать? Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их. Проводится дидактическая игра «Кузовок».
Дидактическая игра «Кузовок». Каждому ребёнку предлагается 1-2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разделена на 6 частей. Ребёнок должен собрать цельное изображение какого – либо растения и назвать его.
-Хорошо, давайте проверим, всё ли здесь правильно?
- А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растёт и для чего используется. (Вызывает несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком – то одном рас тени)
- Молодцы!
- Мы знаем, что мало знать какую травку надо использовать при лечении болезни, необходимо также знать какая часть растения нам пригодится. Давайте вспомним, из каких частей состоит любое травянистое растение? (Показать на плакате – корень, стебель, лист, цветок, плод). Следующую игру мы назовём «Вершки и корешки».
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Играют 3 – 4 человека. Каждому ребёнку предлагается 2 – 3 карточки с какими – либо растениями, которые он должен определить в одну из трё х корзин: 1- для лечения используются цветы и плоды; 2- листья и стебли; 3 – корни. После игры раздаётся телефонный звонок
Воспитатель: У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит? (слышен плач)
Воспитатель: Что случилось? Кто плачет?
- Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилось? Почему ты плачешь?
Нюша: - Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.
Воспитатель : Ребята, как же нам помочь Нюше? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые сушили на зиму, уже кончились, а новые ещё не выросли. Что же нам придумать? Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположение детей) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?
Воспитатель: Задумывались ли вы о том, что обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам ещё и здоровье? Они – наши самые верные друзья и защитники. Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую – нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные «цветочки в горшках» тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством. ЭТО такие общеизвестные растения : алоэ, каланхоэ, герань. Целебными свойствами обладают многие декоративные растения например : плющ и традесканция украшающие едва ли не каждую квартиру. (Показываю на картинках) достоинства каждой «аптеки» очевидны – это красота и доступность, чистота воздуха, и даже бионергетическая обстановка в квартире.
Посмотрите на этот цветок. У него прямостоячий стебель, листья вытянутые, заострённые, зелёного цвета, сочные, мясистые, хрупкие. Называется цветок – АЛОЭ.
-Этот цветок, поможет нашей Нюше, вылечить насморк. А может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей)
- Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими капельками мёда, и лекарство готово,передадим его Нюше, пусть закапает его в нос. И я совершенно уверена,что теперь Нюша, почувствует запах цветов из своего букета.
-А это растение называется – КАЛАНХОЭ. Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения ранок и царапин. (надо снять плёнку с нижней части листа и приложить его к ране).Вот и готов цветочный пластырь. У него прямостоячий стебель, листья сердцевидной формы, тёмно зелёного цвета, кожистые, хрупкие.
- Давайте рассмотрим следующий цветок. Кто его сможет описать? (ЭТО растение с прямостоячим древесным стеблем, листья овальной формы, тёмно – зелёного цвета, плотные кожистые). Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Вы узнали? – ЭТО «лаврушка» или ЛАВР БЛАГОРОДНЫЙ.
Является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет. Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме – когда болят руки и спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем.
Итак, сегодня мы узнали, что и комнатные цветы могут быть лекарственными. Дома вы расскажите родителям о каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали сегодня на занятии. Давайте вспомним с какими лечебными цветами мы познакомились (алоэ, каланхоэ, лавр) Но я хочу напомнить, что никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это правило.
А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения – ХЛОРОФИТУМ. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредные микробы в воздухе. Специалисты утверждают,что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Я предлагаю вам рассадить цветы хлорофитума, чтобы и в других группах всегда был чистый, свежий воздух.
-Вспомните,какими способами мы рассаживали с вами растения? (семенами, луковицами) Сегодня я познакомлю вас с ещё одним способом размножения растений – отводками (рассмотреть таблицу «Размножение растений»).
Далее провести инструкцию по посадке отводов хлорофитума. Предложить детям провести посадку растений самостоятельно, помогая лишь по мере необходимости.
Итог занятия воспитатель подводит вместе с детьми.