Пикалева Ольга Александровна
Конспект занятия по экологии «Как помочь животным пережить зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии и знакомству с родным краем.
Тема: «Как помочь животным пережить зиму»
Дата: 12.01.2024 год
Цель: Дать знания о животных зимующих в Ставропольском лесу, о об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранной деятельности;
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с животными, зимующими в Ставропольских лесах.
Познакомить с работой лесника и его помощью животным.
Развивающие
Учить умению работать в коллективе.
Развивать внимание, память.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Как помочь животным пережить зиму“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Развивать диалогическую речь детей
Воспитательные
Подвести к пониманию, что всё природное окружение нужно беречь, заботится о нём.
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Желание совершать хорошие поступки.
Оборудование: картинки на тему, сено, зерно, фрукты и овощи (муляжи)
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе; рассматривание иллюстраций "Животные в лесу"; дидактические игры «Покорми животное», «Кто где зимует», чтение рассказов Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом»; Г. Скребицкий «Белая шубка», «Белочка хлопотунья», «Смышлёный зверёк»; Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»; И. Соколов- Микитов «На опушке», «На лесной дороге», «В берлоге», «Волки».
Ход занятия
Организационный момент
- Наш экологический отряд позвали на помощь. Просят приехать в лес. Скажите, а сейчас какое время года?
- Зима.
- А зима это хорошо или плохо? И почему?
- Хорошо, потому что зимой красиво, много снега, можно играть в снежки.
- А плохо?
-А плохо, потому что холодно, морозно, можно заболеть, скользко.
- А как сейчас в зимнем лесу?
- Сугробы по колено, метёт метель….
- А как животные переживают зиму? Ведь не все животные уходят в спячку
- Не все звери делают запасы на зиму. Ходят голодные. Особенно травоядные.
- Да, зима это суровое время года. Вот поэтому и позвали наш экологический отряд на помощь в зимний лес.
– Кто живет в лесу? (Растения, животные.)
- Какие животные живут в Ставропольских лесах (ответы детей)
- Да, в наших лесах живут и зимуют пятнистый олень, косуля, волк, кабан, лиса, ласка, куница, степной хорь, кавказский камышовый кот, кавказская лесная кошка,кавказская европейская норка, лоси, филин. На озерах и водоемах зимуют серые журавли, кряквы, малые белые цапли.
2. Отгадывание загадок.
Лось
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знайте – это… (лось).
Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта).
-Лоси питаются травой, ветками можжевельника. – Есть ли враги у лося? (Волк).
– Как лось защищается?
(Убегает или защищается передними ногами (копытами).
-А где живут лоси?
-Что они едят зимой?
-Легко ли им приходится в зимнее время?
По такой же схеме описываются все животные :
- Как выглядит?
- Чем питаются?
- Где живет зимой (есть ли убежище, нора?
- Есть ли враги?
-Как защищается?
- Что едят зимой?
- Как мы можем помочь пережить зиму (подкормить сеном)
Пятнистый олень
Как ветви у него рога!
Он благородный.
Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же
В лес тенистый (олень)
Кабан
Есть в лесу свирепый зверь.
Встретишь – убегай скорей.
Ест он желуди и в грязь
Любит залезать подчас.
Полосатые штанишки
Носят все его детишки.
Знаешь, кто у них родня?
Всем известная свинья.
Отгадай загадку сам.
Ну конечно же,. (кабан)
Лесная кошка
"Мяу! Мяу!" – у меня
Говорит так вся родня!
Я ловлю мышей и крыс,
Отзываюсь на «Кис-кис!»
И люблю играть с бантом.
Но не путайте с котом!
Сходства есть немножко,
Но я всё же. (лесная кошка)
Кавказский камышовый кот
Острые когти,
Пристальный взгляд,
Шубка пятнистая,
Мурчит невпопад (кавказский камышовый кот)
Лиса
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут её? (лиса)
Волк
Он живет в громадной стае,
Как собака, но не лает,
И зубами щёлк да щёлк.
Кто же это, дети (волк)
Заяц-русак
Серенький зверёк лесной,
Словно столбик под сосной,
Замер посреди травы –
Ушки больше головы! (заяц-русак)
3. Физминутка «Лесная»
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
4. Рассматривание картины "Зимняя подкормка диких животных".
-Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий охраняет друг – лесничий.
-Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.
Затем воспитатель рассказывает детям о том, что такое лесничество, кто в нем работает, в чем суть природоохранной деятельности лесников.
-Что делает лесник? Куда он складывает сено?
-Кто построил кормушку для лесных животных? Для кого заготовлено сено? - Что делают лоси?
-Как лесники заботятся о лесе и его обитателях?
Лесники позаботились о достаточном количестве подкормочных площадок и кормушек с солью, которые называются солонцами.
Больше всего к солонцам тянется лосей и оленей, у которых особенно зимой появляется потребность в соли, как недостающем минерале для укрепления костей и роста рогов. Зачастили в эти дни к солонцам и косули.
На подкормочных площадках в эти дни кроме традиционного сена егери подкладывают в кормушки сахарную свеклу, яблоки, морковь. Эту продукцию на безвозмездной основе выделяют сельхозпредприятия, некоторые фермерские хозяйства.
5. Рассматривание картины "Помощь зимующим птицам".
Обращает их внимание на то, что к лесной кормушке слетаются разные птицы: синички, воробьи, поползни, дятлы.
-А могут ли другие люди помочь животным в зимнее время? Вспомните, кого мы с вами каждый день подкармливаем?
В нашем Ставропольском крае есть одно необычное озеро Маныч-Гудило. В нем целый год бьют родники, от этого озеро как-будто гудит. Даже в самые сильные морозы оно не замерзает. Многие водоплавающие птицы даже зимуют на его берегах. Люди приходят к озеру Маныч-Гудило и кормят птиц: малых белых цапель, серых журавлей, уток-крякв. Воспитатель показывает картинки.
- Хорошо, что есть добрые люди, которые не дают птицам погибнуть.
6. Итог.
- В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей.
-С кем вы познакомились сегодня?
-Что было интересным?
-Как человек может помочь оленям, лосям, косулям, кабанам зимой?
- Как мы помогаем птицам зимой?