Екатерина Соловьева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые сюжеты, различные истории с животными и растениями, что помогает развивать фантазию и речь ребенка.
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.
Задачи:
1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Путешествие муравьишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.
Ход занятия
Дети подходят к воспитателю :
Воспитатель : -«Здравствуйте ребята, я очень рада с вами познакомиться, меня зовут Екатерина Викторовна. Я сегодня хочу пригласить вас в удивительное путешествие. Садитесь, пожалуйста, на стульчики поудобнее, я расскажу вам интересную историю: (слайд №1) Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась несколько минут (слайда №2). Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его (слайда №3). Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу)
«Вот незадача, от сильного ветра картинка рассыпалась. Что же нам делать?
Ответы детей. Ну конечно, чтоб ее посмотреть, надо собрать! А сели вы ее соберёте, произойдёт чудо! (Организация дидактической игры «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).
Как вы быстро и ловко собрали картинку, молодцы! Ой, что это у меня там, вот так чудо, муравьишка с картинки пришёл к нам.
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь.
(Дети шагают по тропинке, впереди речка) (слайда №4)
Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?
Дети. Нужно посадить его на бумажный кораблик или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.
Воспитатель : А давайте посадим нашего друга на бумажный кораблик, и посмотрим, сможет ли кораблик из бумаги перевезти муравьишку? (проводится эксперимент)
Вывод: Кораблик из бумаги не справился с заданием, так как бумага под воздействием воды размокает и тонет!
Воспитатель : У нас есть ещё один кораблик, пластмассовый… (Проводится опыт)
Вывод: Пластмассовый корабль не намокает и не тонет.
Воспитатель : А теперь отправляемся дальше, я буду читать стих, а вы вместе со мной выполнять упражнения:
Физкультминутка (дети имитируют)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз - это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой. (беру муравья в руки и продолжаем) (слайда №5)
Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!
Почувствуйте его. (Проводится дыхательная гимнастика). Носиком делаем глубокий вдох, ртом выдох, и ещё раз.
Посмотрите, все цветы такие красивые, большие. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
А давайте с вами проверим, в какой почве лучше растут цветы и все растения?
Подходите к нашему столу.
Берем сухой песок и медленно высыпаем струйкой на ладони детей. Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина? Скреплены ли они друг с другом? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Давайте повторим это слово вместе. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Вывод 1: песок - сыпучий, а глина образует комочки.
Возьмем цветы и попробуем «посадить» их по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем. Во что легче поместить цветы? Сухая глина твердая, цветы в нее поместить трудно. А вот в песке цветок расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому его воткнуть легче.
Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.
Молодцы, хорошо по трудились, теперь наши цветы можно поставить к полянке, и немного отдохнуть. Садитесь на подушки по удобней.
- а теперь отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь, на нашей полянке?
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Слайд №6)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у морошки,
Ножки у блошки. (слайд №7)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку,
И комар и мошка. (слайд №8)
Многорукий царь Гордей,
Наплел ловушек и сетей.
Как расставит он ловушки,
Побыстрей ловитесь
Букашки да мошки. (Слайд №9)
Воспитатель. Ребята (слайд №10, скажите кто в загадках лишний? Почему?
(слайд №11)- На земле великое множество насекомых. У них три части тела и шесть ног. На брюшке у них поперечные насечки. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». Все насекомые обжоры (слайд № 12, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят (привлечь гостей) : трудолюбивый как (пчела, муравей, назойливый как (муха).
Воспитатель : Ну что ребята, пора нашему муравьишке возвращаться домой, нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?
Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
Воспитатель. (слайда №13)Пока мы с вами путешествовали, муравейник кто-то разрушил, посмотрите! Кто же это сделал?
Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.
Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. Подойдите к столу, здесь есть всё необходимое для строительства. (Дети выполняют). (слайд №14)
Воспитатель. Замечательно вы справились, теперь у нашего друга и у его большой семьи появился новый, крепкий муравейник.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что нового вы узнали?
Мы с вами маленькая частица этой природы, просто обязаны бережно относится ко всему живому, заботится о нашей планете Земля!