Кулик Юлия Александровна
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Как узнать зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведения растений зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Ход занятия:
(Дети сидят на своих местах, воспитатель читает стихотворение под названием «Вы узнали зиму?») :
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Как узнать зиму“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
-Ребята, вы прослушали стихотворение под названием «Вы узнали зиму?». Понравилось оно вам? (Да)
-По каким признакам вы узнали зиму? (Ответы детей)
-Верно, в стихотворении говорится о глубоких снегах, о пурге, которая метет и кружится, о реках, которые уснули под слоем льда и т. д. – это всё признаки зимы.
-А сейчас мы с вами поработаем с календарем наблюдений.
(Воспитатель обращает внимание детей на календарь наблюдений)
-Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)
-Правильно – это декабрь, январь, февраль.
-Как изменилась природа зимой? (Ответы детей)
-Да, опали листья, не растет трава, цветы.
-Давайте сравним природу с осенью.
-Какая была погода осенью? (Ответы детей)
-Да, осенью ещё была зеленая трава, были цветы, летали наскеомые, листья на деревьях становились желтыми, светило тёплое солнышко.
-А какая погода зимой? (Ответы детей)
-Зимой природа поменялась, солнышко уже почти не светит, листья все опали, зеленой травки уже нет, на улице почти всегда пасмурная погода.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают календарь погоды осенью. Считают холодные и теплые дни, солнечные и пасмурные дни)
-Давайте посчитаем холодные дни в календаре погоды. (Воспитатель совместно с детьми считают теплые дни)
-Давайте посчитаем холодные дни. (Воспитатель совместно с детьми считают холодные дни)
-Теперь посчитаем солнечные дни. (Воспитатель совместно с детьми считают солнечные дни)
-И посчитаем пасмурные дни. (Воспитатель совместно с детьми считают пасмурные дни)
-Ребята, что мы можем сказать за погоду и осадки осенью? (Ответы детей).
-Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи из которых идет снег.
-В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях проводах выступает иней.
-В ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки, озера покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.
-Ребята, а вы знаете, как зимуют растения? (Ответы детей)
-Правильно, деревья и кусты стоят без листьев, зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
-Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
-Верно, зимой мало влаги, света, питательных веществ.
-А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых? (Ответы детей)
-Конечно, они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю.
-А почему же мало птиц? (Ответы детей)
-Правильно, с похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма, семян, ягод, часть птиц улетела, те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека здесь легче найти корм и теплее.
-Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.
-Скажите, как живут звери в лесу? (Ответы детей)
-Верно, зайчик и белка поменяли свои шубки.
-Белка - питается своими осенними запасами.
-Лиса охотится на мышек.
-Медведь, барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах, норах.
-Ёжик тоже спит.
-А что вы скажете о труде людей? Как изменился труд людей зимой? (Ответы детей)
-Правильно, зимой люди расчищают снег, работают снегоуборочные машины. -Ребята, а скажите нравится ли вам зима? (Ответы детей)
-Давайте придумаем красивые слова – определения к слову «зима». (Ответы детей)
-Отлично! Волшебница, кудесница, кружевница, красавица.
-Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи.
-Предлагаю вам посетить «выставку зимнего пейзажа». Вместе со мной полюбоваться красотой зимнего пейзажа.
-Послушайте стихотворение Ф. Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
-Ребята, давайте сейчас немного отдохнем, закройте глаза и послушайте музыку.
(Воспитатель включает запись П. И. Чайковского «Времена года», вместе детьми прослушивают)
-А хотите, на некоторое время стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления? (Да)
-Предлагаю нарисовать пейзаж.
-Какой цвет доминирует в зимних пейзажах? (Ответы детей)
-Верно, холодные цвета.
-Предлагаю вам нарисовать разные по высоте, толщине, форме деревья и кусты. Рисовать их на одной полосе или на всём листе, используя ближний и дальний планы.
-Различные формы крон можно нарисовать одной линией: круглой, овальной, волнистой; внутри кроны нарисовать заснеженные ветки.
-Снег на ветках можно нарисовать способом «тычка».
-Падающий, искрящийся снег изобразим в технике «набрызг», используя белую краску.
-Для работы в нетрадиционной технике можно использовать зубные щетки.
(Дети начинают индивидуальную работу, воспитатель контролирует процесс, помогает если необходимо, в конце образовательной деятельности рассмотреть рисунки, спросить у детей какие работы понравились и почему, устроить выставку работ).