Елена Ворошева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Удивительное явление природы — снег».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Удивительное явление природы - снег».
Задачи:
1. Дать детям элементарные понятия снега и снежинок, какова взаимосвязь между ними.
2. Развивать у детей познавательный интерес, положительные эмоции во время музыкального прослушивания материала и двигательной паузы, умение видеть удивительное в мире природы в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Удивительное явление природы — снег“,» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Погода и природные явления
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Показать и рассказать детям, что лупа не простой прибор-помощник в нашей экспериментальной части занятия, она несёт удивительное волшебство, увеличение исследуемых предметов «снег - это снежинки» в несколько раз.
Цель эксперимента:
Подвести детей к пониманию, того что снег состоит из снежинок, а одинаковых снежинок не бывает, все снежинки индивидуальны по форме.
Материал:
Увеличительные стёкла (лупы, чёрная бархатная бумага и пластмассовые тарелки на каждого ребёнка, разовые ложечки, ведро со снегом, ложку. Технические средства обучения (поддерживающие аудио и видео формат). Цветные карандаши, бумага на каждого ребёнка.
Ход:
Я - Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
Ребята, а вы знаете, что такое «забавы»? (дать возможность постараться подумать и ответить детям).
Я - Забавы, это игры и развлечения. Так вот, мы с вами будем играть, и развлекаться, но не так как вы это делаете обычно, а по, научному. Мы будем выполнять интересные и доступные опыты с разными предметами. А начнём мы с вами ребята с удивительного явления природы. А с какого, вы сейчас догадаетесь сами, послушав замечательную, весёлую песенку (включаю песню про снег).
Я – «Ну что, ребята, догадались» о каком явлении природы мы с вами сейчас будем говорить (ответы детей.)
Я- «Правильно, молодцы».Снег. Так как у нас сейчас за окном зима говорить мы с вами будем о снеге. Я не буду у вас спрашивать, что вы знаете о снеге? Я загадаю вам загадки, а в загадках есть отгадки, ваши знания! Ребята, а может, кто-то из вас сам знает загадку про снег, я с удовольствием вас послушаю, а потом задам свои (дети загадывают загадку).
Далее я говорю свои загадки. Детям предлагаю отвечать дружно в конце каждой загадки «Снег». В процессе загадок мы с детьми закрепляем и вспоминаем свойства снега (белый, скрипучий, рыхлый, холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает).
Загадки:
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный.
(Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Мы зимой "войну" устроим,
Крепость снежную построим!
Чем же будем "воевать"?
Каждый "воин" должен знать!
Угадай скорей, дружок,
Шарик кругленький -.
(Снежок)
Ночь. Зима. На небе звезды.
Детки спят, совсем уж поздно,
Месяц на небе - рожок,
Выпал беленький.
(Снежок)
Он пришел нежданно,
Удивил нас всех,
Для ребят желанный
Белый-белый.
(Снег)
Я - Ребята, мы с вами послушали песню, отгадали загадки про снег вы такие молодцы, все так дружно отвечали, хоть немножко- то устали? А давайте отдохнём! Я предлагаю вам сейчас отправиться в зимнюю сказку, а точнее в зимний сказочный лес. А так как до леса нам с вами сейчас не добраться, кругом сугробы, вдруг провалимся или того хуже заблудимся, наш телевизор нам в этом поможет. А чтобы нам с вами было удобно во время нашей прогулки, давайте встанем со стульчиков и сядем на ковёр.
(включаю слайд-фильм «Зимняя сказка», просмотр 2-3 мин).
После просмотра:
Я - ребята, а теперь все дружно встанем и немного давайте с вами подвигаемся.
Провожу двигательную паузу («Мы гуляем в зимнем лесу», я читаю слова, показываю, какие выполнять движения, дети повторяют по ходу за мной движения.
Ребята, мы попали в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа - берёзка в шубке стоит,
Слева - ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка прискакал.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири - ох, красивые они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой!
Далее, предлагаю занять детям, свои места за столиками, и подвожу их к исследовательской части.
Я – ребята, вам понравилась «Зимняя сказка». Все деревья окутаны снегом, словно пушистым белым покрывалом, тишина, как будто всё вокруг уснуло, лишь маленькие снежинки кружат, и, кружат, словно танцуют вальс снежинок. В конце фильма на слайде идёт обобщение про понятие «Снег».
«Снег-это много, очень много красивых снежинок, они падают и падают с высоты на землю, окутывают деревья, крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие».
Зачитываю четверостишье:
Я - С неба падают зимою,
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые снежинки.
Я - Как вы думаете, снежинки имеют одинаковую форму? Или они все разные, не похожи, друг на друга? (ответы детей).
Я – Ребята давайте, для того чтобы нам с вами убедиться правы мы или нет в наших предположениях, проведём небольшой опыт (исследование)
«Форма снежинки»
Материалы для опыта расставляю непосредственно перед опытом.
Я -Ребята в нашей студии «Юный исследователь» есть удивительный прибор (помощник). -Сейчас я вам его покажу и дам каждому подержать. (показываю лупу детям).- Ребята, а вы знаете, как называется этот прибор? (ответы детей).
Я - Ребята все знают, что такое лупа? Возьмите каждый свою лупу в руку, посмотрите, у неё есть ручка и маленькое волшебное стёклышко, приложите это стёклышко к своему пальчику и посмотрите, что же произошло с вашим пальчиком? Ваш пальчик вырос, потолстел. Это лупа сделала его таким большим. Лупа увеличивает предметы в несколько раз. Именно это волшебное стёклышко лупы нам с вами и поможет сейчас рассмотреть то удивительное явление природы, о котором мы с вами сегодня говорили «снег». Расставляю детям чашечки, раздаю по одному листу чёрной бархатной бумаги и выкладываю ложкой снег с ведра (попросить принести снег в ведре заранее мл. воспитателя, пока я с детьми говорю про лупу)
Я – Ребята у вас сейчас у всех есть лупа с волшебным стёклышком, и стоит в чашечках снег, а ещё чёрная бархатная бумага. Возьмите ложечкой из чашечки немного снега и положите на лист бумаги. А теперь через волшебное стёклышко лупы рассмотрим наш снежок.
Дети рассматривают 1-2 минуты.
Я - «Что вы там увидели»? Маленькие снежинки? (посмотрите, некоторые из них напоминают форму звёздочки).
Я – А вы заметили, что снежинки все разные, индивидуальны по форме и две одинаковые снежинки мы с вами вряд ли найдём.
Я - ребята мы с вами рассмотрели под небольшим увеличением снежинки с помощью лупы, постарались увидеть их форму, но полностью всю красоту и форму снежинок можно увидеть только в большой научной лаборатории. Американский учёный физик Кеннет Либрехт в своей большой научной лаборатории исследовал снежинки под специальным микроскопом (это такая большая сложная лупа, которая увеличивает не в несколько раз, как наша с вами лупа, а в 1000 раз. Какие снежинки он увидел, мы сейчас с вами посмотрим.
Включаю слайд-фильм «Вальс снежинок»(2 мин.)
Завершаю занятие:
Я - Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Ребята давайте, и наследующих, занятиях, вместе находить волшебство в привычных для нас вещах.
Если остаётся время, предлагаю детям нарисовать волшебные красочные снежинки, любой формы, любого цвета, такими, какими мы постарались увидеть на нашем занятии.
Я-В конце года мы с вами ребята постараемся сделать небольшую выставку ваших рисунков.
А если не успеваем порисовать снежинки в группе, даю это задание на дом для совместного творчества с родителями.