Приложение МААМ

Конспект занятия «Почему не болит голова у дятла»

Вероника Чернова
Конспект занятия «Почему не болит голова у дятла»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие-исследование «Почему не болит голова у дятла для детей средней группы

Задачи:

расширить представления детей о птицах, их примечательных особенностях;

обобщить и систематизировать представления о значении птиц в природном сообществе в жизни человека;

развивать умение вербально передавать свои мысли и впечатления;

содействовать пониманию доступных фразеологизмов, образных сравнений;

развивать речевое творчество посредством составления загадок по моделям;

воспитывать заботливое и ответственное отношение к пернатым друзьям

Публикация «Конспект занятия „Почему не болит голова у дятла“» размещена в разделах

Ход занятия

- Знаете ли вы птиц – «лесных докторов»? Почему их так называют?

Старый дуб в лесу ворчит,

Доктор-дятел не летит,

К дубу в ствол заполз червяк

И не выползет никак.

Помощь скорая нужна,

Дерево спасёт она.

Дуб, дружище, потерпи,

Доктор твой уже в пути.

Работа с чистоговоркой «Дятел лечит…»

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

- Что помогает дятлу забраться в глубь дерева? (Крепкие ноги, которыми он цепляется за ствол; хвост, которым он упирается во время работы; длинный, крепкий клюв-долото и длинный, липкий, с зазубринами язык, которым он вытаскивает насекомых.)

Говорят, что дятел одновременно приносит дереву не только пользу, но и вред: ранит стволы деревьев, срывает с них кору. Запомните: здоровое дерево дятел не долбит, он большой трудяга и приносит только пользу.

Зимой дятел «работает в кузнице». Чтобы добыть семена из шишек, дятел делает углубление в дереве или старом пне. Туда он засовывает шишку и долбит её клювом, словно кузнец стучит молотком по наковальне. А весной дятел «окольцовывает» деревья – пробивает клювом дырочки в коре и пьёт сладкий сок.

Слышали ли вы когда-нибудь выражение: «Не болит голова у дятла»? Ведь дятел совершает 20-50 ударов в секунду о дерево, чтобы добыть себе пропитание. А всё потому, что нижняя часть клюва птицы чуть длиннее верхней, а кости черепа имеют «губчатое» устройство.

Проверка опытным путё м: как сжимается губка, но не ломается во время удара.

- Не стоит ли человеку уподобляться дятлу? (Нет, так как человек устроен по-другому, многочисленные удары головой могут принести только вред здоровью.)

Зелёный дятел деревьев почти не долбит. Личинок жуков короедов и листоедов он собирает на стволах деревьев. Но самым любимым его лакомством являются муравьи. За это и прозвали зелёного дятла «муравьиным обидчиком».

Зелёный дятел, как пёстрый (дети рассматривают и сравнивают изображения пёстрого и зелёного дятлов, носит красную шапочку, но оперенье у него оливково-зелёного цвета, поэтому увидеть его сложно. А вот в период гнездования «муравьиный обидчик» выдаёт себя громкими криками «кью-кью-кью» и «тлю-глю-глюк» или криком в виде хохота «клей-клей-клей».

Артикуляционная гимнастика «Повтори песенку зелёного дятла»

Цель: развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух.

- Ой! Смотрите! (Показ картинки с изображением синицы.) Что это за птица?

Логоритмические упражнения «Синица»

Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на правой ноге.)

Завертелась, как волчок.

(Кружение на месте.)

Вот присела на минутку,

(Приседание.)

Почесала клювом грудку,

(Наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири,

(Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах.)

П. Барто

- Обладая сильными, толстыми ногами с крепкими пальцами и загнутыми когтями синицы ловко прицепляются к любой ветке ели, сосны или другого дерева. Синицы добывают насекомых из таких укрытий, которые не доступны для других более крупных птиц. Качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследуют все щели в коре, углубления в пазухах листьев и другие самые скрытые убежища, извлекая из них насекомых.

- К каким птицам относится синица? (К зимующим.)

Значит, деятельность синиц особенно полезна, потому что они уничтожают вредителей не только летом, но и зимой, когда большинство насекомоядных птиц улетают в тёплые края. Синица очень прожорлива, поедая за сутки столько пищи, сколько весит сама.

- Видели ли вы кукушку?

- А слышали вы кукушку?

- Что вам известно про кукушку? (Подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, а птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев.) Не надо бранить кукушку за то, что она подкидывает свои яйца в чужие гнёзда. Дело в том, что кукушка несёт много яиц не сразу, а постепенно, почти в течение всего лета, поэтому она не может сама вывести птенцов.

- А слышали ли вы про кукушкин аппетит?

Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, которые наносит. Кукушка птица насекомоядная и к тому же большая обжора. И главное: она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть волосатые и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд.

Игра «Разговор с кукушкой»

Цель: упражнять в умении решать игровые задачи.

Детям предлагается в ответ на вопрос прокуковать нужное количество раз.

Сколько у птиц глаз? Ног? Крыльев? Хвостов? Клювов? Перьев?

Игра с картинками «Кто есть кто?»

Цель: развивать умение узнавать объект по описанию внешних признаков.

Воспитатель описывает королька и поползня, а дети должны узнать их на картинке.

Живёт в хвойном лесу ещё одна птица-обжора. За день она съедает пищи столько же, сколько весит сама. Аппетит прямо-таки волчий. А увидеть эту птицу нелегко, потому что оперенье у неё под цвет хвои, зеленовато- оливковое, и потому что она очень маленькая. Зовут её – королёк. Вот так мальчик-с-пальчик!

По стволам деревьев умеют лазить и синица, и дятел, и пищуха, и другие птицы. Но никто в этом деле не может сравниться с поползнем. Это просто акробат. Во-первых, он не опирается на хвост (хвост у поползня слишком короток, а во-вторых, лазает он не только вверх, но и вниз. Так, кроме него, никто делать не умеет. Ни одно насекомое не спрячется от поползня – всех подберёт!

Прислушайтесь, ребята! (В аудиозаписи звучит голос иволги.) Будто кто-то играет на флейте. Это иволга – одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний нашего леса. Иволга тоже является лесным доктором, так как она поедает множество вредных насекомых.

Вдруг раздаётся неприятный звук – будто кошке на хвост наступили. Кто же это так противно орёт? Вы не поверите, но так кричит тоже иволга. Недаром её зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.

А вот разглядеть иволгу нелегко – она всё время прячется в густой листве. Даже я юга прилетает позже других, когда на деревьях уже вовсю шумит листва.

- Как вы думаете, почему? (Чтобы было где прятаться; улетает раньше всех, пока ещё листья не опали.)

Проблемная ситуация «Почему иволга прячется

Предложить детям рассмотреть картинку и описать внешний вид птицы (жёлто-золотистые грудь, голова и спинка, а крылья и хвост бархатисто-чёрные).

Решение: у иволги яркое и заметное оперенье, поэтому ей приходится прятаться.

А ещё доктор-хищник. Это коршун. Коршун поедает вредных крупных насекомых и грызунов, которые наносят вред сельскохозяйственным культурам. Но самое главное, коршун «убирает» (съедает) трупы зверей, принося тем огромную пользу. Ведь мёртвые животные могут служить распространителями различными заразных болезней, могут вообще заразить весь лес. И если это не происходит, то во многом благодаря коршунам…

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Конспект занятия по чтению рассказа А. Митяева «Почему Армия родная?» Задачи. Уточнить и обобщить представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества, чувства гордости.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова!»Конспект занятия «Хлеб — всему голова!» Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовлении хлеба. Задачи: - Сформировать представления о труде хлебороба.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб – всему голова». Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «У деревьев доктор свой, не обычный, а лесной» к Дню дятла на МAAMКонспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «У деревьев доктор свой, не обычный, а лесной» к Дню дятла на МAAM Цель: формирование умения отражать впечатления от прочитанных художественных произведений о дятлах посредством художественной деятельности.

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Почему так?» Конспект по валеологии в средней группе. Тема: «Почему так?». Елена Владимирова. Цель: Расширение знаний детей о внешнем строении своего.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности «Почему не слышна тишина»Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности «Почему не слышна тишина» Актуальность: В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать.

Очерк о жизни и творчестве художника В. Г. Перова «Душа болит, когда я думаю о детях…»Очерк о жизни и творчестве художника В. Г. Перова «Душа болит, когда я думаю о детях…» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Душа болит, когда я думаю о детях…» О жизни и творчестве художника В. Г. Перова. Русский художник.

Стихотворение ко Дню дятла Стихотворение ко Дню дятла, для детей старшего дошкольного возраста Много птиц в лесу живёт. Кто-то по утрам поёт. Кто-то строит дом на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Почему не болит голова у дятла»
Опубликовано: 30 января 2023 в 09:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Почему не болит голова у дятла»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Чернова (УИ 2374516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД