Галина Пантюхова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе
«Хлеб – всему голова».
Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова Г. Н.
психолог Колосова Ю. Н., учитель – логопед Логинова Т. В.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить знания о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий людей, выращивающих хлеб;
- обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем его съедим;
- закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе;
- упражнять в подборе прилагательных к существительному «хлеб»;
- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
- упражнять в употреблении существительного в родительном падеже и со словом «много»;
- упражнять в выполнении звукового анализа слова.
Коррекционно – развивающие:
-развивать внимание, связную речь, память.
- развивать эмоциональную сферу, стабилизировать психические процессы;
- отрабатывать механизмы саморегуляции и самоконтроля, развивать гибкость и произвольность поведения;
- повышать самооценку ребенка;
- развивать фантазию и воображение, образное мышление;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать снятию телесных зажимов;
- формировать навыки управления мышцами тела.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Активизация словаря: колос, рожь, пшеница, сеять, косить, жать, молотить, шелуха, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь.
Методическое обеспечение. Картинки с изображением труда хлеборобов; карточки с неоконченными предложениями; русская печь, хлеб, кексики, ухват; две корзины, поднос с «шелухой»; USB – накопитель, магнитофон.
На каждого ребенка: карточки с изображением хлебобулочных изделий, карточки с изображением батона, кружочки красного, синего и зеленого цветов.
Предварительная работа: рассматривание альбомов «Откуда хлеб пришел», «Как наши предки хлеб выращивали», чтение сказок и рассказов, заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе, беседы о труде хлеборобов.
Ход занятия
- Осень в каждый дом пришла, урожай принесла. На полях собран самый главный урожай. А что это за урожай попробуйте отгадать.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним (хлеб)
- А почему, говорят, что хлеб - всему голова?
- Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить. Мы не сможем полноценно завтракать, обедать, ужинать, если нет хлеба.
- Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей)
- Это огромный труд людей разных профессий.
- Чьи же руки прикасались к хлебу?
(Руки, тракториста, агронома, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца).
- Что делают трактористы?
(Трактористы пашут землю, сеют зерно).
- Что должен знать агроном?
(Агроном должен знать, когда начинать сеять зерно и убирать урожай, как удобрять землю, как уберечь урожай от вредителей и болезней, сорняков).
- Что делают комбайнеры?
(На комбайнах срезают колосья и обмолачивают).
- Что делают шоферы?
(Везут зерно на элеватор, где оно хранится. Потом зерно везут на мукомольные заводы.
А муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни).
- Что делают пекари?
(Пекари пекут из муки хлеб, батоны, булки).
- Что делают продавцы?
(Продавцы в магазинах продают хлеб).
- Вот какой длинный путь проходит хлеб от поля до нашего стола.
- Но не всегда так было…
В давние времена крестьяне в соху запрягали лошадь и пахали землю.
Упражнение №1 «Лошадки»
Психолог: - Лошадей выбирали сильных и крепких. Лошадям было трудно. И. п. стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе, ноги напряжены. Лошадь начинает идти. Медленно поднимается одна нога, согнутая в колене. Нога напряжена. Другая поднимается. - Лошадь идет медленно, ей трудно соху везти. Но пахать землю становиться легче. Ноги у лошадки стали быстрее подниматься. Лошадке легко идти. Остановитесь.
Воспитатель. - Ко дню сева готовились особенно: надевали праздничные рубашки и с лукошками на груди выходили в поле. Из лукошка семена пшеницы разбрасывались по полю равномерно.
Упражнение №2 «Я хороший»
Психолог: - Сеять семена можно только хорошим людям. Скажем всем, что каждый из вас хороший. И. п. стоя, поглаживая себя рукой по груди, уверенно произносить: «Я – хороший!».
Упражнение №3 «Посев семян»
Психолог: - Семена равномерно разбрасывали по всему полю.
Психолог делает движения рукой, как-бы разбрасывая семена. Дети разбегаются врассыпную (легкий бег на носочках).
- Посеяли семена в землю. Дети садятся на корточки, обхватив руками колени, ступни прижимают к полу.
Воспитатель. - Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосьях.
Упражнение №4 «Зерна прорастают»
Психолог: - Солнце ярко светит, греет. Зерна начинают прорастать.
И. п. сидя на корточках, руки сильно обнимают колени, спина напряжена, ступни прижаты к полу. На счет от 1 до 5 медленно поднимаются, поднимают руки вверх, тянутся, через стороны опускают руки вниз.
- Поднялись всходы.
Упражнение №5 «Греемся на солнышке»
Психолог: - Солнце припекает. Все всходы греются на солнышке. И. п. стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены, голова чуть приподнята вверх.
- Закрывайте глаза. Солнечный лучик греет лобик. Лобику тепло. Солнечный лучик греет глазки. Глазки отдыхают. Солнечный лучик греет щечки. Щечкам тепло. Солнечный лучик греет ротик. Ротик мягкий, расслабился, улыбнулся и глазки открылись.
Воспитатель. - Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны.
Упражнение №6 «Волны»
Психолог: - Ветер поднялся сильный и построил колоски в круг.
И. п. стоя в кругу, взявшись за руки. - Дует ветер, колоски качаются как волны на море. Руки одной пары поднимаются - опускаются, руки соседней пары поднимаются - опускаются и т. д. по кругу в одну сторону и в другую.
Воспитатель. - Скоро наступит осень.
Упражнение №7 «Дождь»
Психолог: - Становится холодно. Колоски теснее прижимаются в круг. Ветер развернул колоски вправо. Начался дождь. И. п. дети стоят в кругу, повернувшись друг за другом. Кончиками пальцев «барабанят» по спине соседа. - Ветер развернул колоски в обратную сторону. Дождь продолжается.
Воспитатель. - Созрела рожь, пшеница, колосья стали золотыми. Пришла пора убирать урожай. Медлить нельзя: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю.
Упражнение №8 «Ветер»
Психолог: - Сгустились темные тучи. Началась осенняя буря. И. п. стоя, ноги широко расставлены, руки свободно опущены вниз. Корпус поворачивается влево - вправо. Руки свободно двигаются за корпусом из стороны в сторону. - Закончился ветер.
Воспитатель. - Убирали урожай косами и серпами: колосья срезали, да в снопы вязали. Работа была очень трудная.
Упражнение №9 «Большой сноп»
Психолог: - Срезанные колоски собирают в сноп. Подходите ко мне, обнимите все дружно друг друга. Мы соединились в один большой сноп.
Воспитатель. - А как же из колосьев хлеб получить? Брали крестьяне цепы и молотили ими колосья, зернышки из колосьев и вылетали.
Упражнение №10 «Цепы»
Психолог: - Молотить цепами - это тяжелая работа. Встаньте в большой круг. И. п. ноги широко расставлены, руки опущены, сжаты в замок. Резко поднять руки вверх, опустить махом, проговаривая «У-у-х».
Упражнение №11 «Зернышки вылетают»
Психолог: И. п. стоя, ноги вместе, руки свободно опущены вниз. Прыжки на двух ногах одновременно с расслабленными коленями, корпусом и висящими руками.
Воспитатель. - После обмолота зерно веяли, стоя на ветру, с помощью лопаты.
Упражнение №12 «Холодный и теплый ветер»
Психолог: - Ветер бывает холодный и теплый. Дуть узкой трубочкой, почувствовав холодный ветер. Дуть широко открытым ртом, почувствовав теплый ветер.
Упражнение №13 «Шелуха»
Психолог: - Зерно веют, шелуха летит. Берите салфетку. Скатайте шарик двумя ладонями. Бросайте шарик в сторону - шелуха летит. Собираем шелуху только правой рукой, затем только левой, потом двумя руками вместе.
Воспитатель. - Потом зерно везли на мельницу. Мельники с помощью ветряных и водяных мельниц мололи муку.
Упражнение №14 «Зерно везут на мельницу»
Психолог: - Обмолоченное зерно везут на мельницу. Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего. Психолог ведет детей запутанной дорожкой (змейкой) на мельницу.
Упражнение №15 «Жернова»
Психолог: И. п. дети стоят в кругу, руки на пояс. Топать сильно - топать тихо. Хлопать громко, амплитудно - хлопать тихо.
Воспитатель. - В далеком прошлом хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Тесто начинали замешивать ещё на рассвете. Готовое тесто ставили в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссорится с кем - нибудь. Хлеб тогда не получится.
Упражнение №16 «Месим тесто»
Психолог: - Хозяюшка месит тесто. И. п. стоя в кругу, лицом в круг, руки на плечах соседей слева и справа. Ноги слегка расставлены. Присесть - встать, приставной шаг вперед - назад, вправо - влево.
Упражнение №17 «Слушай дыхание»
Психолог: - Тесто отдыхает, дышит. Послушайте дыхание друг друга и постарайтесь дышать одинаково.
Воспитатель. - В старину хлеб почитали и уважали. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хлеб, его нужно было поднять и поцеловать.
Упражнение №18 «Обнималки»
Психолог: - Мы молодцы. У нас все получилось. Найдите пару и обнимитесь с радостью. Передайте тепло друг другу.
Логопед: - Хлеб – наше богатство! Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлебом – солью встречают гостей. С хлебом связаны традиции и обычаи русского народа. О хлебе сложено много песен, стихов, сказок, пословиц и поговорок.
- Давайте с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, пышный, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, хрустящий,)
- Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
- А какие вы знаете хлебобулочные изделия?
(Булочки, рогалики, плетенки, пряники, печенье, сушки, баранки, пирожные, кулебяки, пироги, пирожки, калачи, ватрушки, блины, оладьи).
- У вас на столах лежат карточки с изображением разных хлебобулочных изделий. И сейчас я вас приглашаю за столы.
1. Игра «Есть – нет – много»
Логопед: - Первая игра называется «Есть – нет – много». Мы с вами будем работать по схеме, например: ЕСТЬ хлеб, НЕТ хлеба, МНОГО хлеба. А теперь проговариваете вы по своим карточкам.
2. Игра «Добавь слово»
Логопед: - Следующая игра называется «Добавь слово». В предложениях потерялось слово ХЛЕБ, нам нужно его вернуть на место, чтобы получилось правильное предложение.
У нас дома нет … (хлеба).
Я люблю черный … (хлеб).
Мама попросила меня сходить за … (хлебом).
Катя любит есть суп с … (хлебом).
Мы очень рады вкусному … (хлебу).
Я знаю пословицу о … (хлебе).
3. Звуковая схема.
Логопед: - Ребята, а как по-другому мы называем белый хлеб? (Батон).
- Я предлагаю вам выполнить звуковую схему этого слова. У вас на столах есть картинки с изображением батона. Скажите, сколько слогов в этом слове?
- Какой первый звук в этом слове? Какой он?
- Б. Это звук согласный, твердый, обозначаем синим цветом.
- Какой следующий звук? Кокой он?
- А. Это звук гласный, обозначаем красным кружочком. И т. д.
- Сколько всего звуков в слове батон? (5).
- Сколько гласных звуков? (2).
- И слогов в слове у нас было 2. А какое мы знаем правило?
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.
Воспитатель. - Ребята, теперь вы знаете какой длинный и трудный путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Давайте же и мы, как наши далекие предки, будем любить, уважать и бережно относится к хлебу.
-А сейчас заглянем в нашу печь, может, испекся хлеб, который мы вчера сделали.
Воспитатель достает из печи настоящий хлеб.
- Вот он хлебушек душистый. Понюхайте, как он пахнет!
«Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт самой первой святыней.
Золотые слова – забывать мы не вправе.
«Хлеб – всему голова»
В поле, в доме, в державе!»
- Хлеб горячий, он остынет как раз к нашему обеду.
Ребята, мойте руки, и я всех приглашаю к столу.