Людмила Финько
Конспект занятия «Почему растаяла Снегурочка ?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности по теме:
«Почему растаяла Снегурочка?» в старшей группе
Автор: Финько Людмила Николаевна,
воспитатель, МДОУ ДСКВ № 5 ст-цыЯсенской
МО Ейский район Краснодарский край
Тема: «Почему растаяла Снегурочка»
Программное содержание:
1. Учить устанавливать элементарно причинно- следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
Публикация «Конспект занятия „Почему растаяла Снегурочка ?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Темочки
2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
3. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
4. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Предшествующая работа:
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»; игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. ; рассматривание снежинок через лупу; чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинка»; замораживание льда в формах, загадывание загадок о снеге, льде, снежинках; дидактические игры.
Словарная работа:
Активизация словаря: снежная, снежинка, лёд, холодная.
Обогощение словаря: снегопад, морозная погода.
Материал:
Снегурочка- кукла или взрослый в костюме Снегурочки; снег в ёмкости; лёд в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок; белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; большая ёмкость с водой.
Методы и приё мы:
Объяснение, показ, поощрение, вопросы, художественное слово, музыкальное сопровождение.
Ход
Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идёт»
Тихо, тихо снег идёт
Белый снег, лохматый
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка и вносит в группу ёмкость со снегом.
Снегурочка :- Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка» (дети здороваются)
- Ребята, а какое сейчас время года?
Какая погода бывает зимой?
Воспитатель: - Правильно, дети, зимой погода бывает разной: морозная, снежная, ветреная, солнечная.
Снегурочка : - Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети, как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате?
Воспитатель: - Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что с ним произойдёт в помещении.
- Ребята, почему Снегурочка любит холодную погоду?
- Молодцы, ребята. Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили её из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не таит, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждём встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой.
Снегурочка : - Ребята, а в какую погоду, щёки на морозе покалывают?
- Верно, в морозную. А хотите поиграть в морозную погоду?
Физминутка «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок, (дети приседают)
Собираемся в кружок. (образуют круг)
Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)
Будем весело плясать (кружатся вокруг себя)
Будем руки согревать. (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей, (прыгают)
Чтобы было потеплей. (прыгают)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают)
Воспитатель: -Ой, Снегурочка, скоро новогодний праздник! Тебе нужно торопиться домой!
Снегурочка : - Скоро Новый год, и я обязательно к вам приду вместе с Дедушкой Морозом. На память о нашей встрече мне хочется подарить вам.
Отгадайте,что это?
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки,
Белые. (снежинки)
- Молодцы, отгадали, а давайте поиграем с ними.
Дидактическая игра «Назови, какая снежинка»
- Разложите снежинки на тёмном фоне, словно на вечернем небе. На что они похожи? (на звёздочки, иголочки, пластинки, на ёжика).
- А какие они? (лёгкие, пушистые, белые, холодные).
- Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками?
«Снежинка»
Белая узорная звёздочка- малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
- Покажите, как они кружатся в воздухе? (предлагаю детям подуть на снежинку и покружиться вместе с ними).
Снегурочка- Ребята, а вы знаете почему снег скрипит в морозную погоду? (ответы детей)
- Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.
Вот и у меня есть снежинки с поломанными лучиками. Что же мне с ними делать?
Дидактическая игра «Дорисуй лучики»
(Воспитатель вызывает детей к доске и дети белой гуашью дорисовывают лучики)
Снегурочка-Спасибо, вам ребята, что оживили снежинки- пушинки.
А мне пора идти к дедушке.
(Снегурочка прощается и уходит)
Воспитатель- Ребята, когда летят много снежинок, это явление называется снегопад. Вот и у нас получился снегопад.
- Как называется это явление? (спрашиваю 2-3 детей)
- А что произойдёт, если снежинку поймать рукой?
- Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
- Верно, ребята, снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.
- Отгадайте загадку, про что это
Угадай, когда и где
Ходят люди по воде?
Неподвижна та вода
Не стремиться никуда,
И не плещет, и не льёт,
Потому что это. (лёд).
(Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда).
Воспитатель- Ребята, скажите, а что произошло с водой на морозе?
- Верно, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.
- А сможет ли вода снова превратиться в лёд? (нет, вода превращается в лёд)
- Ребята, потрогайте кубики льда, какой он? (твёрдый, прозрачный, холодный, в ладошке тает)
Воспитатель опускает лёд в воду
- Что происходит со льдом? (лёд плавает)
- Верно, ребята, лёд не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает, а обязательно к нам ещё придёт.
Воспитатель- Дети, как вы думаете, что ещё можно слепить из снега? (ответы детей)
- Верно, ребята. Из снега можно слепить снеговика с морковкой или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые. Снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.
- Ребята, а давайте выложим своих снеговиков из волшебных снежков.
Дидактическая игра «Выложи снеговика»
(дети из разных размеров кружков выкладывают снеговиков).
Воспитатель-Вот ребята, о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали. Что снег в тепле тает и превращается в воду, а на морозе он замерзает и превращается в лёд.
- А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и вылепим весёлых снеговиков.