Людмила Ивченко
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.
Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством опытов.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебное электричество“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (слайды «Что такое электричество»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка, гимнастика для глаз)
Словарная работа. Активизировать словарь с помощью слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование:
Оборудование для опытов : воздушные шарики, шерстяная ткань, соломинки для коктейля, листы бумаги, бумажные салфетки, подносы, конфетти вырезанные из бумаги, овсяные хлопья, «осьминог» из полиэтиленового пакета.
Ход деятельности
1. Введение в ситуацию.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель-К нам сегодня пришли гости давайте их поприветствуем:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро всем! Давайте друг другу улыбнемся!
Садятся на стульчики полукругом
-На этой недели мы с вами говорим об исследованиях, изобретениях и научных открытиях.
-Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить?
Загадка про электричество
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество
Это…
(ответы детей: это электричество).
Давайте посмотрим презентацию Просмотр презентации и беседа
– А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? (ответы детей) это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы). Электротехника, электроника, электроэнергия.
Гимнастика для глаз
Смотрит вправо – никого,
Смотрит влево – никого. Резко переводят взгляд вправо-влево
Раз-два, раз-два –
Закружилась голова. Выполняют круговые вращения глазами
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали. Закрывают глаза
Как откроем мы глаза
Вверх посмотрим раз.
Вниз посмотрим два
Вверх посмотрим раз.
Вниз посмотрим два Резко переводят взгляд вверх-вниз
-Дети, вам интересна эта тема?
-А хотели бы вы стать сами научными исследователями?
Предлагаю, вам сегодня отправится в научную лабораторию.
Но прежде чем отправится в лабораторию, мы с вами повторим правила безопасного поведения.
Дети. (Нельзя шуметь, громко кричать, бегать и брать приборы для опытов без разрешения).
Дети надевают эмблемы научных сотрудников.
2. Актуализация знаний.
Проходим в лабораторию, садимся за рабочие столы.
-Где мы с вами можем встретить электричество?
(ответы детей: в часах, телефоне, пылесосе…в электроприборах)
А у нас в группе есть электричество? Где оно прячется? (Розетки, выключатели, провода и т. д.). Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. А есть электричество тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Это статическое электричество. Давайте проведем эксперименты.
3. Практическое исследование проблемы.
Эксперимент – «Волшебный шарик»
Воздушный шарик возьмем в руки и попробуем приложить лист бумаги. Затем потрем шар. Опыты можно делать с кусочками меха, вещами из шерсти. И не забудьте про свои волосы!
Вывод: Шар «примагнитил» лист с помощью статического электричества. Спросить у детей повторить
- Я предлагаю вам немного размяться. Выполняйте движения со мной.
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
Эксперимент – «Дрессированное конфетти».
Мы приготовили из бумаги цветные конфетти. Теперь нужно взять соломинку для коктейля, потереть её о волосы (шерстяную варежку) и поднести ее к конфетти. Конфетти стали подпрыгивать, как дрессированные.
- Молодцы, у нас получилось показать всем настоящий научный фокус «Дрессированное конфетти».
Вывод. В этом эксперименте мы узнали, что с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги
Эксперимент - «Танцующие хлопья».
Хлопья положить на салфетку, потереть шарик о шерстяную варежку и поднести к ним. Овсяные хлопья тоже притягиваются к шарику. Мы доказали действие статического электричества и на овсяные хлопья.
Вывод: в этом эксперименте нам удалось заставить «танцевать» овсяные хлопья с помощью статического электричества.
- Молодецы, очень интересно и познавательно.
Эксперимент - «Осьминог»
Погладим «осьминожку» шерстяной варежкой. Щупальца растопырились в стороны! Они получили отрицательно заряженные частицы, поэтому отталкиваются друг от друга. Если поместить руку снизу внутрь колокола, щупальца ее схватят!
Вывод
Оказывается, статическое электричество легко получить, если потереть предметы друг о друга. В электричестве и во всех предметах есть заряды – положительные и отрицательные. И при трении предметов друг о друга их заряды передвигаются – притягиваются. В результате трения предметов электрические заряды притягиваются – электризуются.
А избавится от действия статического электричества, можно с помощью воды. Для этого воспользуемся мокрой губкой, проведем ей по воздушному шарику и увидим результат.
4. Рефлексивно-оценочный эт
ап.
- Ребята, мы с вами проделали большую работу, вы провели много интересных экспериментов, узнали, что такое статическое электричество, познакомились с его свойствами и причинами возникновения.
- Ребята, вам понравилось быть исследователями и работать в научной лаборатории?
А проводить эксперименты?
А какой эксперимент вам понравился больше всего? …
В результате чего появляется статическое электричество?
Какие свойства статического электричества вы узнали?
Работа в лаборатории закончена. Нам пора возвращаться в группу.