Ольга Мамонова
Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширение представлений о воде, ее свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета, запаха, течет);
- поощрять выдвижение детьми предположений;
- учить принимать участие в формулировании выводов.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать мышление, любознательность, речь детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы „Вода, Какая она?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать бережное отношение к воде;
-воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
Наглядный:
наблюдение, демонстрация наглядных пособий, (создание воображаемой ситуации).
Практический:
опыты и экспериментирование, упражнения.
Словесный:
беседы, рассказ воспитателя, отгадывание загадок, вопросы поискового характера, указание, пояснение, объяснение, инструкция).
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, молоко, иллюстрации с изображением назначения воды, магнитная доска, магниты, схемы с изображением свойств воды.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о назначении, пользе воды, чтение художественной литературы о воде, беседы и опыты о состояниях воды (жидкая - твердая).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды).
2. Беседа о воде в природе и жизни человека.
Воспитатель: Мы поговорим сегодня о воде. Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду. Сначала расскажите о воде, которая есть у вас дома (Ответы детей.)
- В ванной комнате и на кухне у нас есть краны с горячей и холодной водой. Вспомним, когда мы открываем их и пользуемся водой. (Когда умываемся и моем руки, принимаем ванну и душ, чистим зубы или полощем рот.)
- Когда еще нужна вода? (Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения.)
- Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.
- А теперь вспомните, где вы видели воду в природе. (Ответы детей.)
- Верно! В реке, ручейке, болоте, озере и в пруду. Может быть кто-нибудь из вас отдыхал на море. Видел, какое оно огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нем воды!
Послушайте загадку:
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем! (Дождь.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите дождик? Вам нравится наблюдать за ним из окошка? А какой бывает дождик? (Ответы детей.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю, ребята, поиграть и представить, что вы капельки дождя. Становитесь на ковер.
Раз-два обернитесь
И в капельки превратитесь.
Танец «Капельки, капельки по стеклу стучат»
На проигрыше бежим на месте, прыгаем с поднятыми руками, наматываем нитки на катушку.
1. Мне не велено гулять,
(Грозим пальчиком правой руки.)
Ливень за окошком. (Грозим пальчиком левой руки.)
Я решила поскучать,
Но совсем немножко. (Руки полочкой качаем из стороны в сторону.)
Дождик, дождик за окном
Все сильнее льется. (Указательный палец правой руки поднимаем вверх, указательный палец левой руки - вверх.)
Поиграть с друзьями мне,
Нынче не придется. (Лодочка.)
Припев: (2раза)
Капельки, капельки
По стеклу стучат. (4 хлопка ладошками.)
В гости ко мне капельки
Заглянуть хотят. (Ладошки вперед, качаем из стороны в сторону. )
На проигрыше прыгаем с поднятыми руками, наматываем нитки на катушку.
2. Загрустил и мой щенок -
Длинноухий Прошка. (Ручки держим, как лапки у щенка.)
На коленях у меня
Смотрит он в окошко. (Стучим по коленям. )
Перестань унылый дождь (Грозим пальчиком правой руки.)
Сколько можно литься. (Грозим пальчиком левой руки.)
С Прошкой мы пойдем гулять,
Будем веселиться. (Лодочка.)
Припев:
На проигрыше прыгаем с поднятыми руками, наматываем нитки на катушку.
Припев:
Машем руками над головой.
Воспитатель: Молодцы ребята! Задорные из вас капельки получились. Садитесь на свои места.
3. Опыты с водой.
Воспитатель: Поговорим о свойствах воды. Как настоящие ученые мы с вами будем проводить опыты с водой.
- Ребята нам одним не справиться, нужно позвать профессора Ау. Давайте вместе. Профессор Ау! А ну-ка все, громче!
Дети: А-у-у-у!
Профессор Ау: Здравствуйте, ребята! Зачем вы звали меня, я проводил очень важный эксперимент, и он остался не завершенным.
Воспитатель: Наши дети хотят узнать больше о воде, ее свойствах.
Профессор Ау: Ну что же, дело серьезное. Я с удовольствием помогу вам. Вижу, что все нужное под рукой. Но пред началом опытов предлагаю размять наши ручки.
Пальчиковое гимнастика «Ах вода, вода, вода!»
Ах вода, вода, вода! (Ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук».)
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево! (Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду.)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем. )
Вытрем ручки очень быстро.
Опыт №1 «Вода - это жидкость»
Профессор Ау: Перед вами два стакана. Один из них с чистой водой, другой – пустой. Давайте попробуем, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льется вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Профессор Ау: Теперь возьмем яркий маленький кубик. Положим кубик в один стакан, потом переложим в другой. Из другого – в третий. Кубик везде сохраняет свою форму. Ведь кубик – твердое тело. Он сохраняет свою форму независимо от того, куда мы его положим. А вода – жидкость. У нее вое формы нет!
Профессор Ау: Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовил вот такой символ (Вешает символ на доску).
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Профессор Ау: На столе у вас два стакана, один с водой. В другой нальем молоко. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь - в стакан с молоком.
- Что заметили? (В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. )
Вместе с воспитателем формулируют еще одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили -
Чистая вола - прозрачна!
- Чтобы определить цвет воды, возьмем девять небольших полосок и раскрасим их фломастерами в разные цвета: одну полоску сделаем красной, другую - оранжевой, третью - желтой, четвертую - зеленой, пятую - голубой. Шестую - синей, седьмую - фиолетовой, одну полоску раскрашивать не будем, а последнюю полоску покрасим в черный цвет.
- Будем по очереди сравнивать цвет чистой воды в стакане с цветом полосок. Для этого каждую полоску поднесем к стакану с водой.
- С какой из полосок совпадает цвет воды? Правильно! Ни с одной Чистая вода не имеет цвета. На вопрос какого цвета чистая вода, мы с вами ответим так: вода бесцветна! (Вывешивает символ этого свойства на доску.)
Опыт №3: «Вода не имеет запаха»
Профессор Ау: Понюхаем воду. Чем пахнет чистая вода? (Ответы детей.) Правильно! Ничем! Можно сказать, что у воды нет запаха.
Профессор Ау: Вывод: вода не имеет запаха. (Вывешивает символ этого свойства на доску).
Дидактическая игра «Найди правильное слово»
Профессор Ау: Ребята, мы выполнили все опыты, и я предлагаю вам поиграть.
- Хлопните в ладоши услышав слово или словосочетание, относящееся к воде: жидкая, прозрачная, красная, имеет запах, бесцветная, текучая, без запаха, твердая.
4. Итог занятия.
Профессор Ау: Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали о воде!
Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивайте. (Параллельно с речью. Указывает на символ на доске.)
1. Чистая вода - это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
2. Чистая вода - бесцветная, прозрачная.
3. Чистая вода не имеет запаха.
Есть ли запах у воды? Нет.
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
Что совсем бесцветна!
Профессор Ау: Итак, наша лаборатория закрывается. Вы, ребята, молодцы потрудились на славу! До новых встреч!
Список использованных источников
1. Конспект НОД «Эксперименты с водой» по образовательной области «Познание»: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-yeksperimenty-s-vodoi-po-obrazovatelnoi-oblasti-poznanie.html
2. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - 96 с.