Получи документы

Конспект занятия «Природа нашего края» в старшей группе

Чернышова Елена
Конспект занятия «Природа нашего края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад села Тугозвоново, филиал МБДОУ – детского сада «Солнышко» с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ»

Разработала:

воспитатель старшей

разновозрастной группы

Публикация «Конспект занятия „Природа нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах

Чернышова Е. В.

с. Тугозвоново

2021г.

Тема: Природа Алтайского края.

Цель: Познакомить детей с разнообразием живой и неживой природы Алтайского края, с различными ландшафтами нашей малой Родины. Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию к окружающему нас миру природы. Формировать представления о том, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и восхищения за него.

Предварительная работа. Беседы; чтение произведений художественной литературы о природе : Д. Мамина – Сибиряка, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина; чтение и заучивание стихотворений о природе нашего края алтайских поэтов; дидактические игры, отгадывание загадок, беседы о безопасности и о том, как правильно вести себя, находясь на природе.

Материал и оборудование. Ноутбук, проектор, карта Алтайского края, иллюстрации картин о природе, с изображением различных ландшафтов. Картинки с изображением животных, птиц, насекомых, деревьев, травяных растений, цветов.

Ход занятия

Воспитатель:

– Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло видио - письмо. Давайте просмотрим. Это видео - письмо от девочки из другой страны. Её зовут Эльмира.

Эльмира:

– Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране. Как называется ваша страна? Район? Село? А край, в котором вы живёте? (Ответы детей).

Воспитатель делает обобщение ответов:

- Да, Эльмира, мы живём в России, в селе Тугозвоново, Шипуновского района, Алтайского края. Алтайский край – это наша малая Родина. Есть Родина большая и Родина малая. Большая Родина – это наша необъятная Россия. А малая Родина – это место, где человек родился и живёт. Прежде всего - это семья, дом, детский сад, родная улица. Это наше село, район, край, их достопримечательности и природа, которая нас окружает.

Эльмира:

-Я очень люблю путешествовать. Но ваша страна такая огромная, что мне очень страшно отправляться в путешествие. Так далеко я ещё никогда не ходила. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, горы, леса, луга, поля, дикие и домашние животные. Ваш край богат полезными ископаемыми. Ваша земля славится земледелием и животноводством. Это так интересно. Очень хотелось бы узнать о природе вашего Алтайского края. Я раздобыла даже карту вашего края, где отмечены интересные места. Поможете мне познакомиться с вашей Родиной? Я буду наблюдать за вами в онлайн - режиме.

Воспитатель:

- Ну, что, познакомим Эльмиру с нашим родным краем?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

- Для начала покажем Эльмире карту нашего Алтайского края, внимательно рассмотрим её, а затем расскажем девочке, для чего она нужна? В какие цвета окрашена карта? Что обозначают пятна зелёного, коричневого, синего цвета? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Есть карты, на которых изображают положение городов и населенных пунктов; есть карты, где изображают природные ископаемые; а есть карты, где отображают растительный и животный мир. Но, так как девочка просит нас рассказать ей о красоте нашей природы, то поговорим о природных ресурсах нашей малой Родины. Ребята, предлагаю, отобразить растительный и животный мир нашего края на карте. Ну, как согласны?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда берите каждый картинки с изображением живой и неживой природы нашего родного края в разное время года и будем прикреплять их на магнитную доску. Ребята, посмотрите, какая интересная выставка у нас получилась. Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации: на картинках изображена разнообразная природа, различные ландшафты нашей малой Родины во все времена года.

Старшие дошкольники внимательно рассматривают выставленные картинки, любуются красотой полей, лугов, гор, лесов, рек, озёр. Они восхищаются дикими животными, птицами, живущими на территории нашего родного края.

Воспитатель:

- А теперь я приглашаю вас отправиться в путешествие, чтобы показать и рассказать, как можно больше Эльмире о природе нашего края. Давайте представим, что мы путешественники, возьмём «рюкзаки» и пойдём по тропинке.

Под весёлую музыку дети идут по групповой комнате, воображая себя путешественниками, а за тем садятся на привал.

Остановка №1 «Леса, рощи»

Воспитатель:

- Если здесь деревьев много,

И кусты внизу растут,

Если вовсе нет дороги,

Лишь тропинки вдаль ведут,

Если кроны тех деревьев,

Закрывают даль небес,

Облаков белёсых перья –

Значит перед вами … лес (слайдовый показ леса)

- Дети, каким может быть лес? (лиственным, хвойным, смешанным).

- А как вы думаете, какие леса на Алтае? (Разные).

Показ слайдов, затем на карту края дети выставляют небольшие картинки или силуэты деревьев: ель, сосна, берёза, тополь, клён, осина и другие.

Воспитатель:

- Да, ребята, в нашем крае лес есть и хвойный, и лиственный, и смешанный. В лесах нашей малой Родины много зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (Береза). Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза - любимое дерево русского народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Алтайском крае берёза очень распространена.

Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла».

Дети водят под музыку хоровод.

Воспитатель:

- Берёза не только красивое дерево, а ещё и лекарственное. Скажите, какими целебными свойствами она обладает?

Дети:

- Из берёзовых почек готовят лекарства, отвары, настои; берёзовый веник выгоняет простуду, сок полезный и вкусный.

Воспитатель:

- А кто знает, какие ещё деревья растут в нашем крае?

Игра с мячом «Назови дерево».

Дети берут «рюкзаки» и идут дальше под музыку, затем снова останавливаются на привал.

Остановка №2 «Животные и птицы края»

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним и расскажем Эльмире о животных, птицах и насекомых нашего края. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте о каком животном, насекомом или птице идёт речь.

По мере отгадывания загадок, педагог выставляет картинки с изображением животных на карту.

Загадки

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это (Белка).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,

Осыпан весь листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Серенькая, маленькая,

хвост как шило. (Мышь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

рога вскинув широко. (Лось).

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной, рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись,

Потому что это… (Рысь).

«В тёплый край я не летаю,

Я под крышей обитаю.

Рядом кошка? Не робей!» -

Так чирикал… (Воробей).

Днём спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья белобока

А зовут её … (Сорока).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Зовут её … (Ворона).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири).

Прыгает пружинка,

Зелёненькая спинка,

По травкам и былинкам –

Через тропинку. (Кузнечик).

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук).

Ни зверь, ни птица,

А нос, как спица.

Летит – кричит,

А сядет – молчит,

Кто его убьёт,

Свою кровь прольёт. (Комар).

Хоть имеет много ножек,

Всё равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт. (Гусеница).

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка).

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он поделится медком. (Пчела).

Это что за вертолёт

Отправляется в полёт

Над озёрами, лугами,

Над цветущими полями? (Стрекоза).

.- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. С помощью ваших правильно отгаданных загадок, иностранная девочка узнала о животном мире нашего края. Посмотрите, какой он богатый и разнообразный.

Физкультминутка «Дикие животные» :

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Остановка №3 «Луга, поля, степи»

Воспитатель:

– А сейчас мы продолжим своё путешествие и познакомим Эльмиру с нашими бескрайними степями, лугами, полями. Посмотрите, как красива бескрайняя степь, луга, поля.

Показ слайдов и выставление на карту Алтайского края картинок с данными ландшафтами.

Воспитатель читает стихотворение:

-Раскинулись степи Алтая,

И вширь, и в длину далеко,

Посмотришь, как будто нет края,

Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,

Любуюсь – какая земля!

Покрытые жёлтым убором,

В хлебах утопают поля.

И места на свете нет краше,

Любимый, цветущий мой край.

Ты – житница Родины нашей,

Ты – золото наше, Алтай.

Педагог просит детей рассказать, что растёт на лугах и полях края (трава, полевые цветы, ягоды, культурные растения, которые выращивают на полях труженики села). Показ слайдов с изображением поля, луга, степи. Объяснить детям, что такое степь, чем поля отличаются от лугов.

Дидактическая игра «Назови цветок». Дети говорят название показанного им полевого цветка, его маленькая картинка выставляется на карту. Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением лекарственных трав, которые растут в нашем крае, и рассказывает о пользе некоторых из них, располагает их поочерёдно на карте.

- Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы были хорошие волосы. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, им лечат желудок.

Под музыку дети идут дальше, а затем останавливаются на привал

Остановка №4 «Горы и долины»

Показ слайдов с изображением гор и долин, горных рек края, выставление мелких картинок с изображением гор, долин, горных рек и водопадов на карту.

Воспитатель:

- А вот мы прибыли на новый пункт назначения. Если бы этот маршрут был не виртуальным, а настоящим. Он был бы самым трудным, потому что путешествовать по горам и долинам сложно.

Алтайские горы славятся своей неописуемой красотой и многогранностью пейзажей. Крупные отвесные скалы в уникальной гармонии сочетаются здесь с живописными лесными массивами и кристально чистыми горными реками. Солнечные, зелёные луга сменяются отвесными камнями и ветряными скалами. Алтайские горы пользуются у туристов и альпинистов большой популярностью.

Педагог просит детей объяснить, кто такие туристы и альпинисты и предлагает им попробовать себя в их роли.

Воспитатель:

- Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам нужно отправляться домой. А для этого мы должны перебраться через горную речку.

Эстафета «Переплыви горную реку».

По импровизированным камням дети переправляются через речку.

Воспитатель:

- На Алтае есть много горных речек. И их непросто перейти. Это удаётся только очень смелым и ловким людям. А мы с вами справились с этим испытанием. Молодцы!

Остановка №4 «Реки и озёра»

Показ слайдов с изображением рек и озёр края, выставление мелких картинок с изображением рек, озёр на карту.

Воспитатель:

-Алтайский край богат реками. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.

На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Она самая большая река в Алтайском крае. Обь протекает через всю Западную Сибирь. Протяжённость её в пределах края около 500 километров.

В Алтайском крае более 2-х тысяч озёр. Величина их самая разнообразная. По своей форме они напоминают чашу с плоским дном.

На водоё мах тоже есть разнообразная растительность: кувшинка, ряска, рогоза. Вблизи водоё мов живут: утки, цапли, чайки, выдры. В реках и озёрах водятся разнообразные виды рыб.

Рассказ воспитателя подтверждается слайдовым показом иллюстраций.

– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?

Эстафета «Собери мусор».

На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

.

Дети рассматривают карту с прикреплёнными картинками.

– Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ! Все это многообразие животных надо беречь и охранять! Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Такие растения и животные есть и в нашем Алтайском крае. Давайте будем беречь, и охранять их!

Выходят девочка и мальчик. Они читают стихи.

1. Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2. Природу не уродуй

Природу не обидь.

Родился человеком,

Так надо им и быть!

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, о чём эти стихи? Чему они нас учат?

Ответы детей

Воспитатель:

-Так давайте всегда будем беречь нашу родную природу!

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Молодцы, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Алтайский край! Вот и завершилось наше путешествие. Надеюсь, что Эльмире понравилось наша виртуальная экскурсия, и она осталась довольна природой нашего родного края. А что нового и интересного вы узнали сегодня?

Выслушиваются высказывания детей.

Мальчик и девочка:

1. Даже ёлки мы вначале,

От сосны не отличали.

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели,

Оказалось, что она,

Не такая, как сосна.

2. МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ

Алтай — это звёздное небо над степью,

Украшенной гладью озёр;

Алтай — облака, уходящие цепью,

По склонам синеющих гор

Бурливые реки и песнь водопада,

Живительный воздух лесов,

Полуденный зной и ночная прохлада,

Цветы как из радужных снов…

Алтай! Будет сложено множество песен,

О дивной твоей красоте!

Ты так многолик и настолько чудесен,

Как сказка о светлой мечте!

(Ирина Сереброва)

Воспитатель:

- Эльмира! Вот и закончилось наше путешествие по просторам Алтая. Расскажи, понравилась ли тебе наше путешествие и получила ли ты достаточную информацию о красоте нашей природы?

Эльмира:

-Да! Вполне! Спасибо! Вы очень большие молодцы, очень многое знаете о своём крае. Я очень довольна.

- А вы, ребята?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

– В свободное время мы подготовим открытки для Эльмиры и отправим ей их. Если мы сегодня говорили о красоте природы родного края, что вы можете изобразить на своих открытках? Ответы детей

Эльмира:

- Спасибо вам ребята! Я буду рада, если вы пришлёте мне свои открытки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края»Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края». Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Осенние деревья нашего края» в технике «пластилинография»Конспект занятия по лепке в средней группе «Осенние деревья нашего края» в технике «пластилинография» Конспект по лепке в средней группе на тему: «Осенние деревья нашего края» в технике «пластилинография» Цель: учить детей лепке осенних.

Конспект занятия «Птицы нашего края»Конспект занятия «Птицы нашего края» "Птицы нашего края"Программное содержание. Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

Викторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеВикторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Викторина «Птицы нашего края» для детей старшей группы Цель: закрепление представлений детей старшего возраста о жизни птиц родного края.

Экологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Тип проекта:информационный, групповой, краткосрочный- 1неделя. Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Природа нашего края» в старшей группе
Опубликовано: 28 июня 2022 в 08:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Природа нашего края» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Чернышова Елена (УИ 2374091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД