Светлана Красильникова
Конспект занятия «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
"Птицы нашего края"
Программное содержание. Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
Публикация «Конспект занятия „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта птицы (на каждого ребенка). Запись видеообращения орнитолога к детям.
Материал и оборудование. Проектор, экран, презентация «Кормушки для птиц», картинки с изображением птиц, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, мягкий модуль—куб, цветные карандаши. Видеозапись речи орнитолога.
Методика проведения
Педагог загадывает детям загадку:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте кто?
(Синичка)
Н. Сергиянская
Педагог. Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку, — синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.
Показываю фотографии кормушек, которые сделали.
П е д а г о г.
-Из каких материалов сделаны кормушки для птиц?
-Какие кормушки для птиц самые удобные и почему? (Ответы детей.) -Повесили ли вы кормушки?
-Где они висят?
-Какой корм насыпают в кормушки?
-Какие птицы прилетали к кормушкам?
-При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше?
-Какие птицы чаще прилетают к кормушке?
-Трудно ли было вести наблюдения за птицами? Почему? (Ответы детей.)
Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. На экране видеообращение орнитолога к детям.
Орнитолог.
-Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. «Кедровка — это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в темный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска».
Педагог показывает детям паспорт на птичку «Кедровка». Предлагает и оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребенок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)
Педагог поочередно зачитывает задания.
Задание 1. «Вид птицы».
Ребенку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
1-зима в городе;
2- пальма и летящие птички;
3-лесной пейзаж.
Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелетная или кочующая (обозначения: зимующая птица—зима в городе; перелетная птица — пальмы и летящие птички; кочующая—лесной пейзаж). Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 2. «Чем питается птица».
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — конфеты;
2— насекомые;
3— семена растений.
Задание: определить, чем питается птица. Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 3. «Чем покрыто тело птицы».
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1 — перья;
2— чешуя;
3— шерсть.
Задание: определить, чем покрыто тело птицы. Обвести картинку с правильным ответом.
Педагог предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы.
Проводится игра «Совушка».
Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети — птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (на мягкий модуль — куб, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Педагог произносит: «Ночь!» Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» с дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнется, совушка уводит к своему дереву. Педагог говорит: «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3—4 раза. Роль совушки выполняют по очереди.
Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?»
Ребенку предлагаются 3 картинки:
1—гнездо;
2—коляска;
3 — будка.
Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят свое потомство. Обвести картинку с правильным ответом.
Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»
Ребенку предлагаются 12 цветных кругов: белый, черный, серый,
коричневый, желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.
Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Обвести соответствующие круги.
Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребенок рассказал верно — на экране демонстрируется птица, звучит ее голос.)
Педагог предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.