ЮСУПОВА ЕЛЕНА
Конспект занятия «Профессия пограничник: кто охраняет границу России»
Конспект занятия «Профессия пограничник: кто охраняет границу России»
Возраст: 5-7 лет
Продолжительность: 30–35 минут
Оборудование: карта или глобус, картинки из конспекта. Задачи
Развиватьпредставлениеотом,чтотакоегосударственная граница и кто её охраняет.
Показатьразнообразиепрофессий,связанныхсохраной рубежей и обеспечением безопасности.
Сформироватьуважениектрудупограничниковиинтереск инженерным и научным подходам в службе.
Цель: Знакомство с понятием государственной границы, её значением и охраной. Формирование уважения к профессии пограничника и интереса к защите Родины с помощью науки и службы.
Предварительный результат
Дети узнают, что такое граница и зачем её охраняют. Поймут, кто такие пограничники и какие качества и технологии помогают им в службе. Заинтересуются профессиями, связанными с безопасностью и инженерией.
1
МААМ: Россия, армия
1. Вводная часть
Педагог стоит у входа в группу, на входе установлена «граница» — лента или условная линия.
Сегодня я дежурю у входа — как настоящий пограничник. Проходить можно только по условному «пропуску».
Проходят те, у кого в одежде есть красный цвет. (Дети проходят.)
Теперь — у кого есть синий. (Проходят.)
А теперь — у кого есть чёрный. (Оставшиеся проходят.)
После «проверки» все дети оказываются в помещении группы.
Скажите, а где еще в жизни бывают проверки при входе? Почему в некоторые места нельзя войти просто так? (Пограничный пункт, аэропорт, охраняемая территория, граница страны.)
Правильно. А сегодня мы поговорим о том, где проходят границы нашей страны, кто их охраняет и почему это так важно.
2. Где проходит граница России?
Работа с картой или глобусом.
2
МААМ: Россия, армия
Россия — самая большая страна в мире. Её граница — самая длинная на планете. Она проходит не только по суше, но и по воде — по рекам, морям и даже океанам.
Как вы думаете, легко ли охранять такую огромную границу? Где могут быть трудности?
(В горах, в лесу, на севере, на воде.)
На суше пограничники могут дежурить на вышках или обходить участок пешком, а на воде — патрулировать на катерах.
Дидактическая игра «Виды военной техники»
Разрежьте на карточки. Задача детей подобрать к каждой карточки местности (небо, вода, земля, снег) – карточку с военным транспортом.
На государственной границе устанавливают специальные пограничные столбы. У России они раскрашены в зелёный и красный цвет, а на вершине столба — герб Российской Федерации. Эти столбы обозначают, что начинается территория нашей страны.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
3
МААМ: Россия, армия
Разрежьте 1 пограничный столб на части. Используйте 2 столба, если группа подготовительная (для усложнения) или, если вы поделили группу на 2 подгруппы.
3. Кто такие пограничники?
Пограничник — это военный, который охраняет государственную границу. Это очень ответственная служба. Пограничники должны быть выносливыми, внимательными и уметь действовать быстро, если появится угроза.
Они работают на пограничных заставах — специальных участках рядом с границей, где проходят службу, готовятся к дежурству и выходят в патрули.
Пограничники несут службу круглосуточно, независимо от погоды и времени суток.
Пограничники должны быть готовы действовать в любых условиях — в лесу, в горах, на воде. Их обмундирование помогает выполнять службу: форма защитного цвета делает их незаметными в природе, а знаки различия — погоны, эмблемы и нашивки — позволяют определить звание и принадлежность к Пограничной службе.
4
МААМ: Россия, армия
У пограничников есть и собственный флаг — зелёный, с изображением щита и меча, символов защиты и силы.
Дидактическая игра «4 лишний»
Найдите на каждой картинке лишний предмет.
4. Служебные собаки на границе
Вместе с пограничниками на заставах служат обученные собаки. Это не просто питомцы — они настоящие напарники.
Чему, по-вашему, должна научиться собака, чтобы быть настоящим помощником на границе?
(Слушаться, находить людей по запаху, подавать сигнал, быть храброй.)
5
МААМ: Россия, армия
Правильно. Собак тренируют, чтобы они умели находить следы, предупреждать об опасности, подавать сигнал тревоги и даже защищать человека в случае угрозы.
Служебной собакой занимается пограничник-кинолог — специалист, который обучает её, ухаживает за ней и выходит с ней на задания. Они проводят много времени вместе, и между ними устанавливается полное доверие. Собака чувствует настроение человека, а человек знает повадки своего напарника. Это настоящая команда, в которой каждый важен. Такая дружба помогает охранять границу надёжно и уверенно.
Физминутка
Пограничник ночь не спит, Он в бинокль свой глядит
Вот зайчишка проскакал,
Вот лисенок пробежал.
(Прыжки, как у зайчик. Затем лёгкий бег на месте.)
Это чьи такие лапы?
(Присесть на корточки, сделать вид, что ищем следы.) Где-то близко косолапый,
(На корточках оглянуться по сторонам.)
Нарушители границы - только юркие синицы!
(Встать, взмахивать руками как крыльями.)
Автор: Александр Саяпин
5. Техника и наука на границе
(Руки у глаз — «бинокль», повороты корпусом вправо и
влево.)
6
МААМ: Россия, армия
Что, по-вашему, необходимо пограничнику для работы?
(Рация, техника, приборы ночного видения, транспорт.)
Пограничники используют современные средства связи и наблюдения — от биноклей и раций до машин высокой проходимости, катеров и вертолётов.
Дидактическая игра «Виды техники»
Разрежьте на карточки. Задача детей подобрать к каждой карточки местности (небо, вода, земля, снег) – карточку с техникой.
Дидактическая игра «Найди на картинке»
Задача ребенка – найти на картинки силуэты животных и человека.
Благодаря научным открытиям, там, где раньше требовалось шесть-десять человек, сегодня может справиться один оператор с помощью компьютера и приборов наблюдения.
На некоторых участках границы установлены сейсмодатчики. Эти устройства незаметно встраиваются в землю и срабатывают, если кто-то идёт неподалёку. Есть тепловизоры, которые позволяют
7
МААМ: Россия, армия
видеть человека в темноте по теплу его тела. Используются и умные камеры с программами распознавания, и дроны с инфракрасными камерами, которые могут вести наблюдение с воздуха. Даже со спутников можно следить за обстановкой на рубежах страны.
Как вы думаете, кто помогает изобретать и создавать такие приборы для пограничников?
(Учёные, инженеры, конструкторы, программисты.)
Правильно! Значит, если вы интересуетесь наукой, техникой и новыми изобретениями — вы тоже можете внести вклад в безопасность страны. Защищать Родину могут не только военные. Учёные, инженеры и программисты тоже вносят свой вклад — они разрабатывают технологии, которые помогают охранять границы и делать нашу страну безопасной.
6. Заключение
Граница — это не просто линия на карте. Это важная часть безопасности страны. И те, кто охраняют её — выполняют ответственную и нужную работу. Пограничники стоят на страже мира и порядка.
Что нового вы узнали о профессии пограничника? Хотели бы вы попробовать такую службу? Почему?
(Открытое обсуждение.)
Для закрепления
Предложите детям нарисовать пограничника с собакой на посту или создать макет заставы из строительного конструктора