Ханбекова Наталия
Конспект занятия «Путешествие в страну пирамид» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по познавательному развитию
(для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель: Ханбекова Н. В.
Тема "Путешествие в страну пирамид"
Цель: расширение знаний и представлений о геометрической фигуре пирамиде, о её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять понятия «пирамида»;
- закреплять понятия развёртка, вершина, грань, ребро, основание;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну пирамид“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- закреплять умение ориентироваться в пространстве;
- расширять и систематизировать знания детей о культуре Древнего Египта.
Развивающие:
- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие логического мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать умозаключения;
- развитие умения кодировать информацию с помощью специальных символов;
- развитие конструкторских навыков;
- развитие творческого воображения.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде;
- способствовать созданию дружеской, доброжелательной атмосферы.
Словарный запас: грань, ребро, высота, основание, пирамида Хеопса, пустыня Сахара, река Нил, материк Африка, фароон
Виды детской деятельности:
- игровая;
- конструктивная;
- коммуникативная;
- познавательная;
- исследовательская
Методы и приёмы реализации содержания занятия :
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Педагогические технологии:
- ТИКО-моделирование;
- игровые технологии;
- исследовательские технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Материалы и оборудование:
- наборы конструктора «ТИКО-геометрия» 4 шт. ;
- 8 рабочих листов, 8 карандашей;
- технологическая карта-схема «кошка»;
- поделки из конструктора ТИКО (пирамиды, верблюд, Сфинкс, машина, самолёт, корабль);
- энциклопедия;
- глобус;
- ткань;
- презентация о Древнем Египте;
- развёртка пирамиды, пирамида;
-мольберт
Ход занятия:
I Вводная часть
Слайд
Звучит музыка
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталия Викторовна, я сегодня к вам пришла, чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие, вы ещё не догадались в какую страну, тогда я вам помогу.
- Давайте посмотрим на макет? Что вы видете (пустыня, двухгорбые верблюды, пирамида) Что это за строение, как оно называется?
- Пирамида.
Слайд с пирамидой
- Как вы думаете в какой стране можно встретить эти строения? (Египет)
-А это что за свиток?
Ребята, вы знаете, что такое свиток?
Это свёрнутый лист папируса, на котором иероглифами – знаками, древние люди записывали все важные открытия: географические карты, астрономические календари, медицинские книги.
- Что мы видим? Карта Египта, здесь самая большая пустыня Сахара и длинная река Нил (рассматривают старинную карту)
- Как же мы с вами доберёмся?
- Посмотрите на глобус (материк Африка,
- Давайте выберем вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие (самолёт, машина, корабль)
- Отправляемся в путешествие (один ребёнок берёт самолёт в руки)
- Мы в Египте, смотрите эта пирамида Хеопса.
- Ребята, а вы знаете что пирамида Хеопса одно из 7 чудес света и одно из самых загадочных сооружений мира. Возраст некоторых пирамид составляет 10000 лет. Она большая в мире Пирамида Хеопса достигает высоты 37 этажного дома, а её вес достигает более 6 миллионов тонн, в то время не было техники и эта пирамида строилась вручную.
- Так вот я предлагаю принять участие в конструировании и исследовании Египетской пирамиды, будете моими помощниками?
Звучит музыка (слайд-пирамиды Хеопса)
II Основная часть
(конструкторский стол)
1. - Я предлагаю вам сконструировать модель египетской пирамиды и исследовать её.
А конструировать мы будем с помощью конструктора ТИКО. Вы знакомы с этим конструктором?
- Прежде, чем собрать пирамиду, необходимо сконструировать развертку нашей фигуры (демонстрация развертки)
Я предлагаю вам выбрать нужные фигуры и сконструировать развертку по образцу.
Какие фигуры мы с вами использовали?
- Квадрат и треугольники.
-Теперь из нашей развертки нужно собрать пирамиду.
-Хорошо, вы справились с первой задачей и теперь нам нужно исследовать нашу пирамиду.
2.- Я приглашаю вас за исследовательский стол, где мы займемся исследованием нашей пирамиды, цель выяснить особенности строения пирамиды, как геометрической объёмной фигуры
- Перед вами лежат листы с таблицами Вам необходимо выполнить исследование и данные своего исследования занести в таблицу. Затем, на основании полученных результатов мы сделаем вывод, из чего же состоит четырехугольная пирамида.
- Наша пирамида состоит из граней (боковых- треугольных и основания- квадратного, вершин (место соединения углов) и ребер (места соединения граней). (Дети находят вершины, ребра и грани у своих пирамид).
- В основании нашей пирамиды лежит четырехугольник-квадрат, и поэтому она называется четырехугольная пирамида, как пирамида Хеопса, где каждая сторона расположена в направлении одной стороны света (север, юг, запад, восток, а вершина смотрит на полярную звезду.
Итак, считаем количество вершин и вносим данные в таблицу.
-количество ребер
-количество граней
А теперь на основании нашего исследования, глядя в таблицу сделаем вывод, что такое четырехугольная пирамида.
Вывод: Четырехугольная пирамида, это объёмная фигура, которая состоит из 5 вершин, граней -1 четырехугольник и 4 треугольника и 8 ребер.
Наше исследование окончено.
- Давайте поставим пирамиды на наш макет.
Физминутка (игра-пантомима) Ребята, сейчас мы с вами отдохнём. Я вас познакомлю с танцем египтян
Звучит музыка
III Заключительная часть
Ребята, Египет такая волшебная страна, и нам нужно разгадать одну из загадок
Геометрический диктант «Кошка» (за конструкторским столом)
Алгоритм:
Детали:
пятиугольник-1; треугольник-остроугольный-1;
квадрат маленький – 3; треугольник-маленький равносторонний – 4
Задание:
1. Соедините три квадрата один за другим.
Расположите фигуру горизонтально.
2. К первому квадрату сверху прикрепите пятиугольник, снизу равносторонний треугольник.
3. К пятиугольнику сверху прикрепите два равносторонних треугольника.
4. К третьему треугольнику снизу прикрепите равносторонний треугольник, справа- остроугольный треугольник
- Что получилось? Слайд «Кошка
- Кошка в Древнем Египте была главным, особенно почитаемым божеством, воплощением богов. Изображение кошек древние египтяне располагали у основания пирамид.
- Давайте поставим кошек к пирамидам.
Рефлексия
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось из нашего путешествия
Молодцы!
Звучит музыка
- Посмотрите, какой красивый макет пирамид у нас получился. В пирамидах Древнего Египта хранили дорогие ценности и до сегодняшнего дня археологи находят в пирамидах сокровища.
Давайте поищем в наших пирамидах, может в них сюрприз.
- А вот и наш клад, золотые монетки, угощайтесь.
А нам пора возвращаться в детский сад.