Получи документы

Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»

Ирина Низова
Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования на тему «Казачье воспитание»

ВВЕДЕНИЕ

Время быстро бежит- сменяются дни, недели, года. Многое остается в прошлом. Но есть то, что мы должны помнить и беречь-это наша история. Донской край всегда славился храбрыми и отважными воинами, готовыми всегда прийти на помощь. Этих воинов называли казаками. Так кто же такие казаки? Каков их быт, культура, традиции?

Публикация «Конспект занятия-путешествия „В гости к казакам“» размещена в разделах

В данной методической разработке представлен конспект занятия по реализации регионального компонента, целью которого является знакомство детей с историей казачества, расширение кругозора, развитие познавательного интереса к истории своего народа, знакомство с традициями, обычаями, играми Донских казаков.

Главной задачей включения регионального компонента в образовательную деятельность детей является формирование у младшего поколения активной гражданской позиции, патриотизма, уважения и любви к родине, а также сохранение памяти о прошлом своего народа.

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.» (В. В. Путин)

Тема казачьего воспитания очень актуальна в современном мире, данная тенденция была отмечена президентом в одном из его выступлений. История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков. Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. Мы знаем казаков великими - первопроходцами и открывателями, настоящими патриотами земли русской. Донские казаки - защитники отечества, они расширяли и охраняли границы Российского государства, героически сражались с врагами в период Великой Отечественной Войны. Заслуги казачества невозможно переоценить. Сегодня казачество вновь помогает стране, укрепляет рубежи нашей Родины. Именно в казачестве сохранился высокий дух патриотизма, готовность защищать наши ценности. Поэтому возрождение казачества и популяризация его в ДОУ является важной частью патриотического воспитания подрастающего поколения.

Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам».

Цель: знакомство с казачьей культурой, бытом казаков родного края.

Задачи:

• обогащение знаний об истории родного края, о традициях, быте казаков;

• прививать чувство патриотизма, любви к отечеству и малой Родине;

• воспитывать чувство уважения к родной культуре и желание сохранять традиции и культуру донского казачества.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы о казачестве;

• беседа о казаках донского края;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением казаков, их быта;

• совместная творческая работа по изготовлению макета казачьего куреня.

Ход занятия:

(Под казачьи песни, музыку дети заходят в группу, становятся полукругом)

Воспитатель:

Казачество живёт века,

Имеет боевую славу

И всё, что есть у казака,

Принадлежит ему по праву…

Нагайка, шашка, верный конь,

В кармане ломоть чёрный хлеба,

Казак и в воду, и в огонь,

Ему земля, ему и небо!

У казака всё в жизни есть,

Свой Атаман, своя станица

И за Отечество и Честь,

Он будет до победы биться! (Гомельский Леонид)

Ребята, какое прекрасное стихотворение мы с вами прослушали. А о ком оно, кто мне подскажет?

Дети: о казаках!

Воспитатель: Какие вы внимательные! Вы абсолютно правы! Это стихотворение было о казаках. А теперь рассаживайтесь поудобнее, посидим в тесном кругу, да былое вспомним.

(дети усаживаются в круг)

Мы с вами живем в прекрасной стране под названием Россия, а Донской край- наша малая Родина. Славится Россия плодородными степями, зеркальными озерами, быстрыми реками, зелеными лесами. Щедро одаривает нас своими богатствами родная природа. Ребята, что же дают нам плодородные степи?

Дети: пшеницу, подсолнечник, лекарственные травы.

Воспитатель: А что берет человек из рек и озер?

Дети: раков, рыбу.

Воспитатель: Ребята, чем богаты наши леса?

Дети: ягодами, грибами, разными видами животных и птиц.

Воспитатель: какой богатый наш край! А кто подскажет мне, а как же называется наш родной город, город в котором живем мы, наши родители и друзья?

Дети: город Новочеркасск!

Воспитатель: Верно! А знаете ли вы, ребята, что история Новочеркасска – это история уникального города, который, как никакой другой город России, воплотил в себе все величие донского казачества.

Возникновение Донского казачества навсегда сокрыто в глубине прошедших веков. Тем не менее официальной датой возникновения Донского казачества считается январь 1570 года. Именно в этот период казакам под предводительством атамана Михаила Черкашенина была передана грамота царя Ивана Грозного с предложением царской службы. Кроме того, казакам за услуги было обещано жалованье (первое, предназначенное Донскому казачьему Войску в целом) - деньги, свинец, селитра, сукно.

Ребята, а кто же такие казаки?

Дети: казаки- это воины, вольнолюбивые, гордые, смелые.

Воспитатель: Верно! Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности. Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли своих овец, быков, лошадей и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, грабя их города. Поэтому казакам приходилось защищать свою землю от набегов кочевников.

Ребята, Как вы думаете, а где же жили казаки? В палатках или домах?

Дети: Казаки жили в домах.

Воспитатель: А как назывался дом казаков?

Дети: Дом казаков назвался казачий курень!

Воспитатель: Верно! Дом казаков назвался казачий курень! Ребята, а хотели бы вы отправиться в гости к казакам?

Дети: Да!

Воспитатель: Отлично! Я как раз купила всем нам билеты на автобус- смотрите! (делает вид, что ищет билеты). Ой… Только где же они? (расстраивается, что билетов нет). Кажется, они пропали… Что же это получается, мы не сможем поехать в гости к казакам? Как же нам быть, ребята, на чем же мы с вами можем до казаков добраться?

Дети: на машине, на самолете, на такси.

(звучит фонограмма топота копыт и ржания лошадей)

Воспитатель: Вы слышите, ребята? Кто же это?

Дети: Это скачут кони.

Воспитатель: Точно! Вот на чем мы можем отправиться в гости к казакам!

Скорей садитесь на своих коней и поскакали!

(дети садятся на палочки-лошадки и, проезжая «галопом» по кругу подъезжают к казачьему дому).

Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.

(Заходят в оформленный казачий курень)

(воспитатель надевает на себя атрибут казачий фартук)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я-казачка, хранительница очага в этом доме!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Добро пожаловать в гости! Ребята, как вы думаете, какими качествами должны были обладать казаки?

Дети: Казаки должны быть смелыми, ловкими.

Воспитатель: Правильно! А еще умными! Давайте-ка проверим, на сколько вы-молодые казачата- умные! Я буду называть вам старые казачьи слова, а вы мне –его современное значение.

Игра «Слова»

Воспитатель: Слово ты говори. По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: Тютина.

(При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!»)

Игра продолжается со словами:

Командир-атаман,

Очень- дюже,

Полотенце-рушник,

Дом –курень,

Говорят- гуторят,

Отец – батя,

Хозяйственный двор – баз,

Компот – узвар,

Плетка – нагайка,

Лук – цибуля,

Дыня – кавун

Воспитатель: Отлично, ребята! Все старые слова вспомнили! Любо! В остром уме мы с вами попрактиковались, пора бы и курень осмотреть! Посмотрите внимательно по сторонам, чем же украшали казаки свои дома?

Дети: занавесками, половичками, подсолнухами, глиняной посудой!

Воспитатель: правильно! А так же покрывалами, вышивками. Но особое место в доме казака отводилось печи. В холода лежа на ней согревались, спали на ней, готовили еду. А как вы думаете, какую еду готовили каачки своим казакам?

Дети: пирожки, блины, рыбу.

Воспитатель: и не только. Говоря о пище донских казаков, следует отметить, что она была достаточно разнообразна. Для казачьей кухни характерно было обилие дичи на столе и рыбы. В пойме Дона водилось до 20 видов уток, гусей, перепелок дроф, куропаток. Охотник в течении двух суток мог набить целый воз такой дичи. Продукты казаки покупали в станичных магазинах и базарах, что-то выращивали на собственных огородах. В станицах были и свои пекарни, где выпекали хлеб. В станице Старочеркасской пекарни принадлежали Стародубову, Мастикову, Самохвалову. Но многие казачки пекли хлеб сами. Казачий стол трудно себе представить без рыбы. Батюшка-Дон в то время изобиловал рыбой: вылавливались такие сорта как белуга, севрюга, осетр, сазан, стерлядь, карп, судак, окунь, ерш, тарань, синьга, чехонь, белизна, щука, сом, сельдь и другие.

Вот и мы с вами давайте наловим рыбу для казачьего обеда. А рыбка у нас не простая, в руки дается только тем, кто правильно отгадает казачьи загадки. Готовы?

Игра «Поймай рыбку (казачьи загадки)»

• Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

• Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

Ну, а если командир,

полагается … /мундир/

• Чуть поменьше, ловкий брат,

послужить отчизне рад.

Как бы враг не угрожал,

под рукой всегда… /кинжал/

• Перекрестятся старушки,

Когда грянет выстрел. /пушки/

• Кто в бою надёжный друг,

знает своё дело?

С казаками на врагов

наступает смело?

Он, как ветер, как огонь.

Лучший друг – любимый…

/конь/

• Вымыл руки и лицо,

вылил воду за крыльцо

И повесил на крючок

вышиванный… /рушничок-полотенце/

• В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.

/шашка, сабля/

• Есть, не скрою, у меня

И загадки про коня.

Величава и красива

у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло,

надо к лошади … /седло/

Если будет та сердита –

то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы

поменять свои… /подковы/

Без подковы конь хромает,

это каждый понимает.

Но не каждый молодец

будет в кузнице… /кузнец/

Лошадь - нежное созданье!

Любит ласку и вниманье.

В зиму надо потеплей

приготовить… /стойло/ ей.

Ест лошадка много… /сена/

Любит травку пожевать.

А какое, непременно,

нужно ей зерно давать?

Отвечаем на вопросы:

ест ячмень, овёс и… /просо/

Воспитатель: молодцы, ребята! Отгадали все загадки!

В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась. Что-то засиделись наши казачата. Давайте и мы в игру поиграем!

Игра «Калачики»

На полу лежат 4 вязаных коврика - калачика, на них лежат разные предметы казачьего быта: бусы, сабелька, фуражка, котелок, ложка и т. д. Дети становятся командами вокруг ковриков - калачиков и запоминают свой предмет. Под музыку водят свои хороводики вокруг коврика со словами:

Калачи, калачи,

Все румяны- горячи.

А папаха набекрень,

Заходи скорей в курень.

Меняется песня - дети ходят в рассыпную по залу и становятся к центральной стене, отвернувшись от ковриков.

Ведущий взрослый меняет местами предметы на ковриках. Музыка стоп – дети должны быстро построить хоровод вокруг своего предмета.

Воспитатель: Отлично поиграли, казачата!

Посмотрите, ребята-кажется в дали показался и наш удалой казак! Наверное спешит он к своей казачке домой! Давайте попробуем его разглядеть. Во что же одет казак?

Дети: в шароварах, рубахе.

Воспитатель: верно, дети. Посмотрите - это – шаровары, широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары нашивались лампасы – символ казачьей вольности. У донских казаков лампасы красного цвета. Рубаха казака называется бешмет. Головными уборами были фуражка и папаха. Казачки носили пышные юбки и кофты с баской; украшали свою одежду вышивками и кружевами.

Давайте мы с вами тоже нарядимся в лихих казаков и казачек.

Игра «Наряди молодушку», «Наряди казака».

Играют две пары мальчиков и девочек. Девочки стоят, а мальчики бегут к столу, на котором разложены бусы, берут по одному предмету, возвращаются и наряжают девочек (аналогично наряжаем мальчиков-казаков).

Воспитатель: Ну что ж, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте поблагодарим нашу казачку за гостеприимство, а сами отправимся к себе в детский сад. Запрягайте своих коней!

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

(дети прискакали в группу на конях)

Воспитатель: вот и закончилось наше с вами путешествие. Понравилось вам, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: давайте вспомним, где мы сегодня побывали?

Дети: В гостях у казака и казачки!

Воспитатель: а какие новые слова мы узнали?

Дети: курень, шашка, мундир…

Воспитатель: а в какие казачьи игры мы успели поиграть?

Дети: «Наряди казака», «Калачики»…

Воспитатель: А что больше всего запомнилось?

Дети: Казачий наряд, езда на лошадях и т. д.

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать! А теперь попробуйте поиграть в казачьи игры самостоятельно.

ВЫВОДЫ

Приобщая детей к истории родной культуры, к традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера. Включая элементы регионального компонента в учебную, игровую, коммуникативную, спортивную, творческую деятельность детей мы формируем у них уважительное отношение к взрослым, верные семейные ценности, патриотическую позицию, любовь к Родине.

В основе казачества лежат идеи православия, единства, равенства. Именно эти качества помогут воспитать чувство нравственности, толерантности и справедливости у детей.

Публикации по теме:

«Весенние приметы». Конспект занятия-путешествия по весеннему лесу с детьми средней группы«Весенние приметы». Конспект занятия-путешествия по весеннему лесу с детьми средней группы Нод в средней группе «Весенние приметы. Путешествие в весенний лес»Воспитатель: Смирнова О. А. Цель: Закрепление знаний детей о весенних изменениях.

Конспект интегрированного занятия-путешествия «Как мы Солнышко искали»Конспект интегрированного занятия-путешествия «Как мы Солнышко искали» Открытое интегрированное занятие-путешествие «Как мы Солнышко искали» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное.

Конспект НОД в форме игры-путешествия «В гости в детскую поликлинику» в старшей группе Цель: формировать представление о профессии врача окулиста. Задачи: - познакомить детей с профессией врача – окулиста, его деятельностью;.

Конспект занятия по ПДД «В гости к нам пришел Незнайка»Конспект занятия по ПДД «В гости к нам пришел Незнайка» Конспект занятия по ПДД "В Гости к нам пришел НЕЗНАЙКА"h3 ВЫПОЛНИЛА СУЛТАНОВА ЭЛИЗА АБУСИРОВНА Открытое занятие по ПДД. Цель занятия.

Конспект занятия по здоровьесбережению «Мишка-Топтыжка» для детей второй младшей группы в форме путешествия Цель: Продолжать формировать у детей бережное отношение к своему здоровью. Привлечь детей к занятиям физической культурой Развивать физические.

Конспект занятия — путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Конспект занятия – путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Музыкальный руководитель: Собрались все дети.

Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения»Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения» Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания о наземном транспорте, об улице (проезжая часть, тротуар, переход). Знать дорожные знаки, значение.

Конспект занятия развлечения в форме космической игры-путешествия «Млечный путь»Конспект занятия развлечения в форме космической игры-путешествия «Млечный путь» Космическая игра-путешествие «Млечный путь» Группа: подготовительная. Учебно-методическое обеспечение: Программа «Обучение и воспитание.

Конспект занятия «В гости к снеговикам» Конспект организованной образовательной деятельности для детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «В гости к снеговикам»Цель:.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Автор публикации:
Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»
Опубликовано: 8 марта 2023 в 23:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД