Марина Орденко
Конспект занятия с использованием коррекционной технологии: психогимнастика (мимика и пантомима) «Театр пантомимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.
Задачи: научить владеть своим телом;
развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;
воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности,
воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.
Публикация «Конспект занятия с использованием коррекционной технологии: психогимнастика (мимика и пантомима) „Театр пантомимы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.
Ход занятия.
Орг. момент.
Воспитатель:
- Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются дети старшей возрастной группы. Мы постарались нашу комнату превратить в театр. Мы приготовили для вас билеты. Но билеты вы получите после того, как отгадаете загадки о театре.
- Вы загадки отгадайте
И билеты – получайте!
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии —. (актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся —. (режиссёр)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные. (декорации)
Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь. (грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой. (амфитеатр)
Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)
Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену —
Размечает … (мизансцену)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи)
- Дорогие гости, пересядьте согласно вашим билетам. Вы тоже будете участниками действия.
- Ребята, а вам, чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.
1. АК__Р (АКТЕР)
2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)
З. СЦЕ __ (СЦЕНА)
4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ _ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)
АПЛОДИСМ_Н_Ы (АПЛОДИСМЕНТЫ)
_АКВО_Ж (САКВОЯЖ)
8. _ВЕТ (СВЕТ)
9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)
10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)
«Театр начинается с вешалки»
В коробке лежат необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая фигура. Выберите любой понравившийся билет.
Давайте рассядемся по местам.
Воспитатель читает стихотворение Тверской Елены
Монологи, разговоры,
Каждый раз, как в первый раз.
"Мир - театр, мы в нем - актеры";
Вечно сцена манит нас.
- Я сегодня исполняю роль волшебницы. У меня в руках волшебная палочка. Как только я скажу волшебные слова, начнутся превращения.
Раз-два-три-четыре-пять,
Превращения начать.
Детей старшей возрастной группы
Превратить в гномиков прекрасных.
(Дети одевают колпачки)
Воспитатель: Дорогие, мои гномики, уважаемые гости, приглашаю вас в кинозал посмотреть интересное видео.
Просмотр видеоролика «Пантомима»
Беседа по вопросам.
- Вам было понятно происходящее на экране? (Да)
- Что изобразила девочка? (Набирает номер телефона, никого нет, рядом пахнут цветы из соседского двора, она через дырку в заборе пролазит в чужой сад и рвёт цветы, рядом лает собачка, она пытается её успокоить, отвлечь, но собачка её кусает.)
- Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)
- Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика)
- Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)
- Но, ещё существует пантомима.
Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.
Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.
- Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)
Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.
Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.
- Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)
- Чем же мы будем заниматься на занятии? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)
- Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)
Индивидуальная работа.
- Дорогие, мои гномы, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.
Задание 1. Показать, как мама:
- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Примеряет новую шапку;
- Читает газету;
- Набирает телефонный номер;
- Прогуливает собаку.
Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции :
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно;
• когда у тебя болит живот;
• когда на тебя прыгнул крупная собака;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день рождения;
• когда светит солнце.
• навстречу бежит большой пес;
• если в жаркий день искупаться в реке;
Задание 3. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• тракториста;
• милиционера;
• регулировщика движения;
• маляра;
• учителя;
• почтальона;
• сапожника;
• повара;
- Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.
Работа по группам.
- Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике. Используя жесты, мимику и речь, разыграйте стихотворение таким образом, чтобы перед нами прошли четыре разных мужчины и четыре разных женщины. Придумайте каждому характер, настроение и через пластику, с помощью мимики и жестов, попробуйте это передать.
- Вспомнить настроение (мимику) вам поможет наша картинная галерея.
Репетиция и показ.
Тра-та-та, тра-та-та,
Растворились ворота,
А оттуда, из ворот.
Вышел маленький народ
Один дядя вот такой,
Другой дядя вот такой,
Третий дядя вот такой,
А четвёртый вот такой!
Одна тётя вот такая,
А вторая вот такая,
Третья тётя вот такая,
А четвёртая такая.
Д. Хармс
- Раз, два, три – я взмахиваю волшебной палочкой, и вы уже не гномики, а дети, и не в театре на сцене, а в своей группе.
- Вспомните, где в нашей жизни мы применяем мимику и жесты? (Поднимаем руку на уроке, машем привет и пока, полицейский)
- А теперь повторим, что мы знаем о правилах поведения в театре.
Работа по стихотворению Агнии Барто «В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то.
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Беседа по стихотворению.
- О каких правилах поведения в театре говорится в стихотворении? (Перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета).
- Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет)
- Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)
- Что же такое балет? (Это вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)
- С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)
- Кто главный в пантомиме? (Мим)
- Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)
Рефлексия.
- На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.
Билеты вы оставите себе на память об этом занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлением в театре.
Спасибо за внимание!